Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В эпоху Гуптов




Искусство

Наследие индийского искусства необъятно. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества запечатлены в первую очередь в литературных памятниках. На протяжении длительного периода (с середины II тыс. до н. э. до IV в. н. э.) складывались и обрабатывались два индийских эпоса — «Махабхарата» и «Рамаяна». В основе сюжета первого из них лежит вражда двух царских родов: братьев Пандавов и Кауравов, борьба которых заканчивается торжеством попранной справедливости. В сюжет вплетены многочисленные вставные эпизоды, сказания, даже философский трактат «Бхагавадгита». Царевич Рама, герой «Рамаяны», отправляется на поиск похищенной демоном Раваной своей жены Ситы. Оба эпоса создавались в устной традиции и на протяжении многих веков передавались певцами-сказителями. «Махабхарата» и «Рамаяна» до сих пор очень популярны в Индии, по их сюжетам поставлены фильмы. Оба эпоса всегда были неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства.

Памятников изобразительного искусства периода с середины II — до середины I тыс. до н. э. почти не сохранилось. Брахманская традиция не знала храмового строительства и развитого изобразительного искусства. Проследить развитие индийского искусства можно лишь

с III в. до н. э., с эпохи правления династии Ашоки, по повелению которого строились буддистские храмы и каменные колонны, украшенные капителями. Одна из них, знаменитая львиная капитель, стала национальной эмблемой современной Индии.

В эпоху Гуптов сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержание росписей пещерных храмов составляют сцены из жизни Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи были столь значительны, что этот период можно считать золотым веком индийского искусства. Изображение Будды приобретает все большую углубленность и одухотворенность, рассказы о его перерождениях занимают значительное место в литературной прозе Древней Индии.

Особую роль в культуре Индии играло искусство танца. Разнообразные школы классического индийского танца возникают и оформляются в первые века нашей эры. Те­атральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театрального действа, а впоследствии выделился в самостоятельный жанр. Танец индийцы рассматривали как зримую поэзию; зрительное воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Удивительной особенностью индийского танца являются именно жесты. В своей статье, посвященной классическому танцу Индии, Сунил Котхари пишет: «Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится благословляющей чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы, движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят».

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст» (Сунил Котхари. Классический танец Индии // Индия. М., 1987. С. 17—18.).

Соотношение различных видов искусств в культурах неодинаково. В европейской культуре танец никогда не был таким доминирующим видом искусства, как в культуре индийской. Современный индийский кинематограф (имеющий, кстати, самого массового зрителя) в некоторой степени позволяет представить, какова роль танца и музыки в индийской культуре. Ведь ими наполнены не «мюзиклы», что было бы понятно для европейца, а обычные фильмы.

Искусство танца оказало огромное воздействие на изобразительное искусство. Когда смотришь индийский танец, то как будто видишь ожившие изваяния. Характерной особенностью танца является особая скульптурность поз и движений, что превращает танец в движущуюся скульптуру, а скульптуру — в застывший танец. Процесс синтеза исконно индийской и мусульманской традиций проявился как в истории танца, так и в изобразительном искусстве, в частности в создании индийской миниатюры. В середине XVI в. появилась монгольская школа миниатюры, она уделяла большое внимание историческим событиям, иллюстрируя как эпосы, так и мемуары. С историей индийского народа и его повседневным бытом было связано декоративно-прикладное искусство Индии. Изделия индийских ремесленников: ювелирные украшения и оружие, ткани и ковры, статуэтки и сосуды — поразительны по своему художественному мастерству, в них выражены представления индийцев о красоте и гармонии.

Индия обладала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Главными богатствами ее были текстиль, хлопок, шелк. Еще в XIV—XV вв., когда мусульманские купцы стали вести активную торговлю индийскими товарами, было построено множество удобных пор­тов. Через эти порты в Европу поступали экзотические

индийские товары, благодаря которым сложилось впечатление о сказочном богатстве Индии. Европейцы, торговавшие с Индией, постепенно сосредоточили в своих руках контроль над портами и вмешивались даже в политическую борьбу местных правителей. Индия в это время была политически нестабильной страной. Империя Великих Моголов переживала период упадка, на ее наследство претендовало несколько государств. Хотя в колонизации Индии принимали участие различные европейские государства, наиболее сильны были позиции Англии и английской Ост-Индской компании, объединившей в своих руках как торговые, так и дипломатические отношения с Индией. Англичане активно вмешивались в политические распри индийцев и правили по принципу «разделяй и властвуй». Уже к началу XIX в. практически вся Индия была под контролем англичан. В 1858 г. государственная власть в Индии перешла к представителю Англии в статусе вице-короля, и Индия стала британской колонией. Завоевание Индии англичанами привело к изменению ее традиционной структуры. Страна превратилась в сырьевой придаток Англии, разорялась и слабела год от года. Ее несметные богатства потекли на Запад. В то же время страна включилась в мировой рынок, англичане строили дороги и открывали промышленные предприятия, создавали новую администрацию. Английский язык для страны, говорящей на разных языках, стал объединяющим началом. Активное внедрение западной культуры способствовало проникновению в Индию европейского опыта, знаний, образа жизни. Знакомство с Западом стало реальностью для социальных верхов индийского общества, для индийских интеллектуалов, оно способствовало распространению европейских культурных ценностей, английский язык постепенно становился основным для образованных индийцев.

Индия разделилась на две части: в городах шел активный процесс модернизации, а деревни по-прежнему жили в соответствии с традициями. Радикальные партии не

имели в Индии массовой поддержки, так как идеи ненасилия были традиционно близки индийцам. В XX в. самым известным политическим лидером, сыгравшим особую роль в истории Индии, стал Махатма Ганди, возглавивший партию Национальный конгресс и разработавший теорию ненасильственного сопротивления. Возглавленное Ганди движение набирало силу, и после окончания второй мировой войны Индия получила независимость. За десятилетия своего независимого развития Индия решила задачи огромной важности. Процесс модернизации продолжался: развивалась промышленность, благодаря чему страна смогла

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

обеспечить себя продовольствием, возникали наукоемкие отрасли, проводились социальные реформы.

Современная Индия — светское и демократическое государство, она успешно идет по пути технической цивилизации. Однако процесс модернизации охватил далеко не все слои индийского населения. В Индии реально существует два общества: примерно пятая часть индийцев, чей образ жизни повторяет европейский с его ценностями и стандартом жизни, и остальное население, ведущее привычный для их предков образ жизни. Обе части населения остаются достаточно обособленными и живут каждая по своим законам в одной стране. Самой большой проблемой современной Индии является неконтролируемый демографический рост. В отличие от Китая, где жесткие меры контроля над рождаемостью, введенные государством, помогли снизить рост народонаселения, Индия не имеет такой программы. По прогнозам социологов, именно Индия будет самой многонаселенной страной в XXI в. Высокие темпы рождаемости не позволяют стране решить экономические и социальные проблемы, повысить уровень жизни населения, обеспечить образование и медицинское обслуживание всех индийцев. Индия слишком большая страна, чтобы опреде­лить ее развитие по простой формуле. История этой «вечной цивилизации» может быть интерпретирована по-разному, так же как и ее будущее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.