Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка




Социально-политическая структура

Еще немецкий философ Гегель, характеризуя отношения между властью и обществом, заметил, что в Китае, где перед императором все равны, а следовательно, одинаково бесправны, не может существовать большого различия между рабством и свободой. Восточные деспотии Гегель

считал обществами, где свободен один только правитель. И действительно, власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она была также сакральной: император провозглашался «Сыном неба» — верховного духа, выдававшего «мандат» на правление. В управлении государством император опирался на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного сельскохозяйственного процесса. Китайское государство взяло на себя управление экономикой. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, то от их благополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Главной агрокультурой в Китае всегда был рис.

Главной агрокультурой в Китае всегда был рис. Исследователи, пытающиеся проследить связь между типом хозяйствования и образом жизни, отмечают, что технология заливного рисоводства (как в Китае) из-за угрозы ирригационным сооружениям предполагает мир, стабильность и порядок, которые должно обеспечить именно государство. Государство занимало очень высокое место в системе ценностей, а представители государства — чиновники получали самый высокий социальный статус. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой.

Но и в Китае была достаточно высокая социальная мобильность. Только один факт, что императорами могли стать бывшие крестьяне, подтверждает эту особенность. Личные заслуги чиновника, а не его родовитость становились основой для продвижения и успеха. Для того чтобы государственный аппарат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система.

Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка. Если сначала чиновники принадлежали к определенному социальному слою и их привилегии обеспечивались наследственно, то со временем возник конкурс претендентов на должность. Участники этого конкурса должны были сдать экзамены, показав знания истории и литературы Китая, обнаружив умение рассуждать на философские темы и даже... сочинять стихи! Успешная сда-

ча экзаменов открывала возможность стать чиновником, т. е. приобрести высокий социальный статус в обществе и получать высокое жалование. К сдаче экзаменов допускались и простолюдины, хотя, конечно же, в большинстве случаев это были потомки чиновников и знати. Тем не менее любой человек мог попытать счастья. Допуск к экзаменам простолюдинов открывал возможность для каждого способного мальчика, обратившего на себя внимание односельчан, стать со временем важным государственным чиновником. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными «студентами», поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Даже в китайских сказках бродячий «вечный студент» был часто встречающимся персонажем, ведь участники конкурса, «студенты», предпринимали такие попытки не один раз, и по многу лет.

Сам принцип выдвижения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность провозглашался еще Конфуцием. В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена и предполагала выдвижение именно знатоков конфуцианства, которые от теории должны были переходить к практике. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилизации, несмотря на все перипетии ее развития.

Были и другие последствия. Еще одним следствием принятой в Китае системы сдачи экзаменов на государственные должности явилась высокая ценность образования. Для того чтобы выдержать экзамены, необходимо было заниматься под руководством мудрых и образованных людей. Именно полученное образование позволяло измененить социальное положение человека, повысить его статус. Естественно, что носители знания (мудрецы, поэты, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.

Нельзя не видеть связи между сдачей экзаменов и необходимостью подготовки образованных людей и особой

сложностью китайской письменности-иероглифики. Для того чтобы запомнить несколько тысяч иероглифов, учащийся должен был обладать от природы хорошей памятью и развитым ассоциативным мышлением. Даже в наше время овладение иероглифической письменностью представляет такую сложность, что время от времени затеваются дебаты среди педагогов о возможности перехода к алфавитному типу письма. В давние времена отбор способных к обучению китайцев был насущной необходимостью.

В Китае образование стало «лифтом» социальной мобильности, обеспечивая возможность перехода из одного социального слоя в другой во многом благодаря личным заслугам.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.