Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфигурация материального объекта на фоне пространства или конфигурация пространства на фоне материальной субстанции характеризуются формой




 

Понятия пространства и находящейся в нем материальной субстанции по-разному толковалось в мировой философской мысли. В античной Греции понятие пространства – это «граница, противопоставленная хаосу, сжимание хаоса и ороса. Пространство есть, следовательно, то, что управляет миром, намечая границы. Оно устанавливает границы до и после. Давая название хаосу, оно освещает вещи, накладывая на них границы. Оно противопоставляется беспорядку, давая смысл одному из двух… Аристотелем признается, что место, топос, существует в замещении одного тела другим… Для Декарта природа тела заключается в том единственном, что она является веществом, которое имеет расширение res extensa. Есть расширение в пространстве и, поскольку есть расширение, обязательно также есть и вещество… Ньютон делает различие между абсолютным пространством без отношения к тому, будь оно внешнее, остающееся всегда тем же и неподвижным, и относительным пространством, которое является видом мобильного измерения или меры абсолютных пространств … Для А. Эйнштейна пространство является геометрической структурой мира» (Пеллегрино 1999: 73).

 

В объемно–пространственных видах искусства (архитектуре, скульптуре) и в рекламе, в частности,значимым является как форма материального объекта на фоне пространства, так и форма объема пространства, окружающего объект и (или) проникающего во внутрь этого объекта.

Форма объема пространства, в зависимости от своих размеров и конфигурации, может обозначать направленность движения в нем или сквозь него тела человека или предметов. Несмотря на свою пустоту, каждый объем пространства может быть воспринят как некий пространственный объект, действующий своими размерами и конфигурацией на чувства человека. (Рис. 2.23, 2.24). Длинный вытянутый коридор, например, создает ощущение сдавленности и как бы "выталкивает" попавшего в него человека к выходу. (Рис.2.25). Круглая площадь, напротив, выделяет некий центр, обладающий силой «притяжения», и расположенный в центре объект воспринимается человеком как объект, который занял свое естественное место.

 

 

Рис. 2.23. Пространство внутри каменных сводов раскрывается кверху и ведет человека вдаль.

 

 

Рис. 2.24. Вариант организации пространства внутри материального объекта – пространство сжато сверху массивным сводом. Казалось бы, два функционально одинаковых коридора, но их пространственная организация вызывает в человеке различного рода переживания.

 

 

Рис.2.25. Дорога к храму – пространственный коридор, отгороженный от внешнего пространства, проистекающего по горизонтали. Этот коридор заканчивается акцентом – пространством, которое ведет внутрь часовни.

 

Выделены пять вариантов взаимодействия формы материального объекта и пространства:

- акцентированная форма материального объекта на фоне пространства;

- акцентированная форма пространства на фоне материального образования;

- аморфная форма материального объекта на фоне пространства;

- аморфная форма пространства на фоне материального образования;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.