Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимопроникающие формы материальной субстанции и формы пространства




При акцентированной форме материального объекта окружающее пространство, являющееся индифферентным фоном, обычно четко выделяет конфигурацию объекта. (Рис.2.26). Акцентом формы объекта могут являться необычные очертания, цвет или стилизация объекта, а также неожиданная для данной ситуации функция объекта и его место расположения. (Рис. 2.27).

Например, стенд наружной рекламы, установленный на площади, имеющей значительные пространственные размеры, воспринимается адресатом как акцентированная форма объекта.

 

 

Рис.2.26. Акцентированная форма отдельного объемного объекта с размещенным на нем печатным рекламным текстом.

 

 

Рис.2.27. У рекламы есть возможность привлечь внимание людей, поразить их воображение и надолго остаться в их памяти не только изображением и вербальным текстом, но и внешней формой носителя рекламного сообщения. Для этого нужно отойти от привычных стандартов в размещении рекламы и подняться выше «земного» уровня в буквальном смысле. Размещение рекламы на аэростатах и дирижаблях намного более эффективно по сравнению с использованием других рекламоносителей крупного формата.

 

Любая акцентированная форма трехмерного объекта естественного или искусственного происхождения состоит из отдельных элементов, которые, стыкуясь между собой, образуют формальную структуру объекта. (Рис. 2.28).

Соединение и упорядочение этих элементов при проектировании формы искусственного объекта происходит как результат реализации функциональной структуры предмета, имеющего определенное функциональное назначение. При проектировании автомобиля, например, гармонично соединяемые в единое целое формы отдельных элементов «несут» в себе функционально-конструктивные составляющие машины, без которых автомобиль не сможет выполнять свою функцию.

 

 

Рис 2.28. На фотографии отдельным объектом, расположенным в пространстве, является объект «природного формообразования» – мотылек, а элементами его формы являются формы частей его тела: туловище, голова, ноги, крылья. Форма характеризуется связностью, целостностью и функциональной взаимозависимостью его элементов.

 

При акцентированной форме пространства, напротив, материальная субстанция, являющаяся фоном, четко выделяет конфигурацию пространства. (Рис. 2.29). Такие пространственные конфигурации имеют форма помещения внутри здания, форма проема в стене, форма входной группы, где пространство, являясь элементом архитектуры, начинает выполнять функцию рекламного сообщения. (Рис. 2.30).

 

 

Рис. 2.29. Фонтана Лючио. Пространственное представление: ожидание. 1966-67.

В своей художественной работе итальянский художник-авангардист Лючио Фонтана спрашивает о том, насколько наши обыденные представления о картине являются само собой разумеющимися, например, то, что мы постоянно идентифицируем художественное полотно с его передней стороной. Отверстие, пронизывающее картину до темного пространства позади неё, не уравнивает переднюю и заднюю поверхности, а показывает поверхность картины как нечто, предлагающее взгляду пройти сквозь неё.

 

 

Рис. 2.30. Акцентированная форма пространства. Наружная реклама, выполненная в виде арт-объекта для входной группы московского развлекательного комплекса «Черепаха». Витки спирали образуют пространственную затягивающую внутрь воронку, а также формируют ступени входа. Конструкция как при взгляде издалека, так и при ближайшем рассмотрении вызывает гипнотическое желание войти внутрь, испытать новые пространственные впечатления. Конструкция выполнена из черного металла, изъеденного коррозией, с выявленными швами и заклепками.

«Главная задача в создании наружной рекламы – распознать незримую логику, совмещающую цели рекламы с языком архитектуры. К наружной рекламе мы относимся как к арт-объекту в городской среде, как к созданию затяжного перфоманса на улицах города», – рассказывает руководитель компании Art forma и автор проекта Сергей Соболев.

 

Аморфная форма материального объекта характеризуется сложными и не вполне четкими очертаниями своих границ: материальный объект соприкасается с окружающим его пространством «ветвеобразным» проникновением. (Рис. 2.31).

 

 

Рис. 2.31. Успенский собор Московского Кремля.

О. Генисаретский, комментируя искусствоведческий труд П.А. Флоренского «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях», отмечает, что, кроме физического пространства, есть и пространство мыследеятельности и пространство духовное. «Реализм П.А. Флоренского, – пишет он, – философский. Это мировоззренческая и духовно-практическая позиция, шаг за шагом обосновываемая размышлениями о духовной истине, о возможности быть в ней и претворять ее в познании, творчестве, жизни. …Реальны не только вещи, но и связывающие их среды, а также вмещающие вещи и среды пространства. Причем вещи, среды и пространства не только физические» (Генисаретский 1989: 45). Далее он приводит высказывание П.А. Флоренского о существовании трех видов пространств: «Вся культура может быть истолкована как деятельность по организации пространства. В одном случае это – пространство наших жизненных отношений, и тогда соответствующая деятельность называется техникой. В других случаях это пространство есть пространство мысленное… а деятельность, им организованная, называется наукой и философией. Наконец, третий разряд случаев… пространства его наглядны – как пространства техники и не допускают жизненного вмешательства – как пространства науки и философии. Организация таких пространств называется искусством» (Генисаретский 1989: 45).

 

При аморфной форме пространства материальные объекты вычленяют из окружения форму пространства, имеющую размытые очертания. Форма пространства внутри ротонды имеет не вполне определенные границы. (Рис. 2.32). Другой пример: форма пространства вокруг очага внутри юрты. (Рис. 2.33).

 

 

Рис.2.32. Аморфная форма пространства внутри ротонды – круглого здания со сводом, опирающегося на колонны. На снимке отчетливо прослеживается не вполне четкая отгороженность пространства от окружающей среды. Пространство, как бы проникая через колонны, «ведет» зрителя к композиционному центру – скульптуре.

 

 

Рис.2.33. Композиционным центром аморфного пространства внутри юрты является место для очага как культовой и функциональной точки, вокруг которой собираются люди.

 

Взаимопроникающие формы материальных образований и пространства присущи сложным структурам естественного и искусственного происхождения. К естественной структуре материального образования относится, например пещера, к искусственной структуре – интерьеры общественных и промышленных зданий и сооружений. (Рис. 2.34).

.

 

 

Рис. 2.34. Структура интерьера. Пространство извне как бы проникает внутрь здания.

 

Как и материальный объект, пространство может иметь два вида геометрически-пластических конфигураций:

-замкнуто-геометрическую форму;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.