Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство империи Адриана. При Адриане, преемнике Траяна, империя уже не завоевывала, а оборонялась




При Адриане, преемнике Траяна, империя уже не завоевывала, а оборонялась. Императору же надо было создавать видимость благополучия и процветания империи. Неслучайно поэтому Адриан в своей художественной политике ориентировался на возвышенное и величественное искусство Греции времени Перикла. Именно высокая классика наложила отпечаток на архитектуру этой поры. После Октавиана Августа это была вторая такая волна в римском искусстве. Разносторонне образованный человек - поэт, архитектор, поклонник искусств, Адриан стремился во всем следовать эллинским обычаям. Он и наиболее интенсивное строительство вел в Греции, бывшей тогда римской провинцией. Воздвигались триумфальные арки, колоссальные по величине, театры и храмы, акведуки, новые жилые кварталы.

Самым грандиозным сооружением стал храм Зевса Олимпийского общей площадью более 3000 кв. м. Его украшали стройные колонны коринфского ордера. Неподалеку от храма была возведена арка Адриана, служившая как бы воротами во вновь построенные кварталы города. Поставлена она была с таким расчетом, что если смотреть от храма на Акрополь, то древняя святыня греков - Парфенон - оказывалась как бы в ее обрамлении. На верхней части арки со стороны старых районов Афин было написано: «Это город Тезея», а с другой: «Это город Адриана».

Близ Акрополя был построен колоссальный театр Одеон. Полукруглое в плане здание было очень нарядным: фасад представлял собою трехэтажную аркаду, в ее


нишах стояли статуи, плиты разноцветного мрамора облицовывали орхестру и стены; вели к театру крытые проходы со статуями и светильниками.

В Риме до сего дня сохранился «храм всех богов» - Пантеон, одно из самых замечательных сооружений того времени. Первое здание Пантеона было построено в 27 г. до н.э. зятем Августа - Марком Агриппой в ознаменование выборов его консулом в третий раз. Это было зафиксировано на фризе: M(arcus) Agrippa L(uci) F(ilius) Co(n)s(ul) Tertium Fecit, что означает «Марк Агриппа, сын Луция, Консул третий, сделал». От здания сохранился обширный портик, состоящий из колонн серого и красного гранита. Почти полностью уничтоженный во время пожара, храм был восстановлен при Адриане, правда, в значительно измененном виде. Массивный кирпичный блок соединил портик с ротондой -гигантским цилиндром, толщина стен которого 6 м. Пантеон был построен с учетом особенности римских круглых храмов времен республики, состоявшей в сочетании круговой композиции и продольной оси, которая подчеркивалась сильно выступающим портиком и нишей со статуей Юпитера с противоположной от входа стороны. Освещался храм через отверстие в куполе, представлявшем собою истинный шедевр инженерного искусства. Он имел форму полусферы и создавался целиком на деревянном каркасе путем последовательного наслоения горизонтальных пластов бетона с заполнением их кирпичным щебнем и пемзой. Верхняя зона купола с отверстием 10 м в диаметре была целиком сложена из пемзобетона.

Много путешествовавший по провинциям Адриан построил в Тиволи, близ Рима, виллу, представлявшую собой своеобразный ансамбль греческих, римских, восточных памятников, напоминавших ему о поездках.

Многочисленные квадратные и круглые портики храмов, аркады, водоемы и ванны, островки зелени и цветники были очень живописны и свидетельствовали об изысканном, изощренном вкусе их создателя.

В последние годы правления Адриана на возвышенном берегу Тибра возвели его мавзолей - цилиндр из бетона, к которому вел мост через Тибр, украшенный статуями. Мавзолей венчали отлитые из бронзы сосновая шишка, символ животворящей силы, и павлины, символизирующие бессмертие.

В скульптуре того периода очевидно сильное подражание древнегреческим памятникам. Причем пристальное внимание уделялось прежде всего академическому, формальному их повторению. Неизбежно поэтому естественность и выразительность греческих образов трансформировались в холодную правильность и жесткость линий скульптур времени Адриана. Наиболее известной скульптурой того периода является голова Антиноя - фаворита Адриана, утонувшего при загадочных обстоятельствах в Ниле и обожествленного после смерти. Антиной изображался в виде Диониса и стал в искусстве символом юношеской красоты. При заметном подражании образам Праксителя, живым и органичным, в скульптурном портрете Антиноя проступило чисто римское пристрастие к монументальности, жесткости изображения: резко подчеркнута грань между волосами и лбом, резко очерчены губы, резкими линиями обозначены свисающие локоны. Эффекту жесткости способствовал контраст теневых и освещенных частей, а также виртуозная обработка материала: поверхность мрамора тщательно заглаживалась, затем отполировывалась так сильно, что приобретала блеск драгоценного камня.

Искусство первой половины царствования Адриана еще воплощало идеи могучей процветающей империи. К концу его правления в искусстве обозначились совсем иные настроения, наметился интерес к переживаниям человека, его внутреннему миру. Бывало, что произведение носило явно пессимистический харак-


тер, что выражено как нельзя лучше в одном из стихотворении, написанных самим императором:

Душа странствующая и ласкающая, пока ты была спутницей и гостьей тела. В какие страны ты отправишься теперь, оцепенелая, нагая, покрытая смертельной бледностью? Все твои шутки пришли к концу.

Подобного рода раздумья с особенной силой проявились в искусстве второй половины II в. н.э. в период правления Антонинов.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.