Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни культуры




Человеческой деятельности

Культура как качественная характеристика

Основные сферы жизнедеятельности человека -— это деятельность по созданию ценностей с целью удовлетворения своих потребностей, т.е. сам че­ловек оказывается творцом культуры во всем многообразии ее видов, форм, способов, результатов.

Культурасамовоспроизводящая система

Культура — это опредмечивание духовного богатства человека, т.е. его способностей, знаний, умений, воплощенных в ценности культуры в процессе творчества. Но творчество возможно, если усваиваются уже имеющиеся ценно­сти. Таким образом, культура создает ценности, меняет их и постоянно обога­щает себя. ч

Специализированный и обыденный уровни культуры

Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует ка­чественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения.

.Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочте­ний и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные послед­ствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что произ­водя! одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источни­ком напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчиво­сти вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее.

Дня этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длитель­ных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами.

В морфологическом строении культуры можно выделить две составные части:

1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со­
циализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и обще­
го образования).

2. Специализированная культура, освоение которой требует специального
(профессионального) образования.

Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее ос­новная функция — трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека.

Повседневная, обыденная жизнь не анализируется до тех пор, пока ее не нарушает какое-то чрезвычайное обстоятельство. Столкнувшись с ним, субъек­ты стремятся быстрее нормализовать ситуацию, ввести се в рамки повседнев­ности. Только после этого приступают к исследованию данного события, нару­шившего ход нормальной жизни, затем этот фактор интерпретируется как нор­мальное необходимое явление.

Обыденная культура

3. Бауман сделал вывод, что общество развивалось до культуры, культура
не могла ни существовать, ни появиться вне системы общественных отноше­
ний. А. Лефевр в работе «Критика повседневной жизни» понимает под повсе­
дневной жизнью то, что происходит каждый день. Повседневная жизнь — это
посредник между общественной сутью человека и его природой, между приро­
дой и обществом.

А. Хелер понимал культуру повседневной жизни как творческое свойство человека преодолевать разнообразные формы своей отчужденной жизни.

Неспецифические формы социокультурной жизни: неофициальные лич­ные и групповые (семейные, дружеские, любительские и др.) связи относятся к обыденному уровню культуры. Он характеризуется тем, что люди в них приоб­ретают необходимые знания и навыки не специально, а благодаря повседнев­ному опыту взаимодействия с окружающим предметным миром, общению друг

с другом, освоению культуры через доступные информационные средства. Это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непо­средственными индивидуальными переживаниями и межличностными контак­тами. Это также совокупность привычных действий, направленных на удовле­творение первичных базовых потребностей. В обыденной жизни люди дейст­вуют не задумываясь, в основном следуя здравому смыслу.

Социальные последствия обыденной жизни обусловлены нормативными границами, правилами и социальными санкциями, выраженными в соответст­вующих ей культурных формах (нравах, обычаях, привычках, устойчивых представлениях людей). Именно они служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. Однако следует учитывать, что люди живут не столько по нормам, сколько «между ними», т.е. внутри нормативных рамок у них остается достаточно свободы для индивидуального регулирования про­цессов собственной жизнедеятельности, а также для выбора среди элементов своего культурного окружения и способов обращения с ними, для отыскания пропорций между устойчивыми и изменчивыми аспектами своего образа и сти­ля жизни. Например, межличностный конфликт может быть разрешен столкно­вением индивидов через посредников, либо в иных культурных формах.

Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микро­групповое значение. Выход за нормативные рамки быстро фиксируется. Нару­шение карается как по закону, так и влечет локально-групповые санкции.

Эстетическое формообразование на уровне обыденной реальности во­площается в обыденной эстетике и выделяется в специализированную сферу культуры — искусство. Рационально-образно-оценочное осмысление «картины мира» с одной стороны, и «среды», «жизненного мира», с другой, в обыденной культуре выражается в виде народных верований и мудрости, а специально разрабатывается в виде философии и религии.

Непосредственная целенаправленная деятельность с объектом окружения (вещами и идеями) в обыденной жизни представляется в стереотипных формах домашнего хозяйствования и семейно-бытовых отношений. На профессиональ­ном уровне она оформляется в систему общественного разделения труда.

Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодейст­вии, его социально значимые последствия в обыденной жизни соответствуют об­ласти морали и нравственности, а на специализированном уровне — сфере права.

Организации взаимодействия людей на обыденном уровне соответствуют нравы и обычаи, а на специализированном — политическая деятельность.

Обыденная культура не изучается специально, усваивается в процессе пер­вичной социализации. Обыденная культура — это владение объектами повседнев­ной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает, т.е. это общая социализация. Обыденная культура изучается исторической антрополо­гией, этнографией, филологией, урбанистической антропологией, культурологией.

Обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках се­мейного воспитания и через институт национального образовательного стан­дарта, специализированная — через систему высшего образования.

Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профес­сиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам.

Социальные последствия такой деятельности определяются ее местом в жизнедеятельности людей и нормативными границами ее реализации. Специа­лизированная деятельность занимает значительную часть времени человече­ской жизни. Общественное разделение труда имеет коллективный характер, институционализированно, регулируется совокупностью координированных норм. Эти нормы четкие, осознаются людьми, заучиваются в ходе специальной подготовки. Нормативные профессиональные рамки обусловлены целью, спо­собами, критериями оценки каждого вида труда, нормативные рамки социаль­ной активности определяются групповой идеологией.

Последствия специализированной деятельности, ее продукты имеют широ­кое социальное значение. Поэтому выход за нормативные рамки в одних случаях рассматривается как правонарушение и карается по закону, в других имеет харак­тер культурных инноваций и может носить позитивные социальные санкции.

Динамика социальной жизни обусловлена отношениями людей к имею­щимся формам жизнедеятельности, их предпочтениями, оценками, действиями, направленными на их поддержание или изменение. Конкретным условиям со­вместной деятельности (жизни) людей соответствуют свои социально и куль­турно установленные формы, которые складываются на основе совместной дея­тельности членов общества в каждый период времени в символическом и цен­ностном выражении, фиксируют сферы приложения коллективных усилий, а также способы их организации.

Внутренняя дифференциация специализированной культуры

Специализированные сферы культуры складывались исторически в ходе постепенной дифференциации целых областей деятельности.

Во-первых, некоторые области являются источниками инноваций в большей степени, чем другие, например, наука, производство, политика.

Во-вторых, в определенных областях активизируется осмысление инно­ваций применительно к обыденной культуре, их последствий для человека, на­пример, в искусстве.

В-третьих, деятельность в различных специализированных областях культуры формирует у людей интерес к инновациям и навыки их освоения в неодинаковой степени.

Регулятивные функции специализированной культуры

Специализированные области культуры неоднородны по их ориентиро­ванности на устойчивые или изменчивые аспекты человека и его окружение. Устойчивость, универсальность, «абсолютное» — это объекты особого внима­ния религии и философии. В сфере человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчивых форм свойственна правовой среде.

Соотношение устойчивого и изменчивого выявляется в областях научно­го познания и производства. В науке устойчивое рассматривается преимущест­венно как границы, внутри которых можно воздействовать на окружение, т.е. первоначальный интерес здесь обнаруживается к изменениям. В производст­венной сфере решается вопрос о соотношении воспроизводства и инноваций в каждый конкретный временной период.

Важной специализированной сферой культуры, где это соотношение принимает рационально-нормативную форму, является сфера политики.

Изменение попадает в зону особого внимания в области искусства. Именно этот вид деятельности теснее всего связан с непосредственными пере­живаниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на изменчивость жизненной среды.

Отношения между обыденной и специализированными областями куль­туры не однолинейны. Каждый человек, участвующий в системе разделения труда, является носителем и профессиональной, и обыденной культуры.

Взаимодействия представителей одной специализированной сферы куль­туры с представителями или продуктами другой происходит через обыденный уровень, однако это не предполагает постоянного непосредственного контакта между двумя уровнями.

Можно выделить три основных канала связи между ними:

1. Система общественного образования транслирует знания, необходи­
мые для общественной жизни и дальнейшей профессиональной подготовки.

2. Средства массовой информации транслируют знания на языке, доступном
для массовой аудитории.

3. Учреждения культуры предоставляют членам общества возможность
периодически обращаться к ценностям "высокой" культуры.

Любая культураэто система субкультур.

Одно из оснований субкультурных подсистем — ценностное, по этому основанию можно выделить элитарную, народную, массовую культуры.

Субкультуры — это двухсторонний процесс: приспособление к господ­ствующей (доминирующей) культуре; отклонение от нее.

Субкультуры (частичные, специальные) — культуры различных социаль­ных групп (возрастных, поселенческих, профессиональных, территориальных). Например, особые правила поведения, мода, манера общения, спин, жизни и др., т.е. различные ценности.

Субкультура объединяет группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Субкультура элитарная

Это сложная, высококачественная продукция. Главная функция: произ­водство социального порядка (в виде права, власти, структуры социальных ор­ганизаций); обоснование этого порядка соответствующей идеологией (религи­ей, философией, политической мыслью). Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей, преподава­телей и т.д.); высочайший уровень социальной притязательности личности (любовь к власти, богатству, славе и т.д.).

Это привело к созданию соответствующих учебных заведений (высших, дипломатических, политико-административного характера и др.).

Субкультура сельских производителей (народная культура). Главная функция — эта культура производит средства поддержания физического суще­ствования людей (в первую очередь продукты питания). Ей свойственен низкий уровень специализации по отдельным профессиям.

Способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой межполюсной трансляции местной традиции приро-доиспользования и связанных с ней картин мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений и т.д., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания людей в семье, окружающей среде, не тре­бующих какого-либо специального образования.

 

Социальная субкультура городских производителей (массовая культура)

Эта культура производит средства не столько витального, сколько соци­ального существования человека: орудия труда, предметы обихода, энергию, знания, торговлю, эстетические ценности и др. Причем, как правило, в товар­ных объемах.

Для данной субкультуры характерны сравнительно высокий и неуклонно повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов, умерен­ный уровень личных социальных притязаний средних слоев (с высокими культин-новациями индивидуумы уходят либо в элитарные, либо в криминальные круг и).

Массовая культура появилась только полтора-два века назад, т.к. до на­учно-технического переворота в культуре не было сильного разрыва между обыденной и специализированной культурами.

Научно-техническая революция стимулировала широкое распростране­ние массовой культуры. Теория массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества. Якобы классовая поляризация исче­зает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «мас­са». Это не только количественная характеристика, но и качественная: обезли-ченность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, т.е. общество делится на массу (толпу) и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям.

В таком качестве человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности, а массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

За увлеченность Запада технической стороной прогресса в ущерб соци­альному прогрессу и приведшей к технократической направленности развития всей земной цивилизации, видимо, еще долго придется расплачиваться челове­честву, в первую очередь за бездуховность личности. Материальное благополу­чие западных стран не привело к их духовному расцвету. Материальная куль­тура этих стран, основанная на «благих» принципах индивидуализма, конку­ренции, разумного эгоизма, материальной заинтересованности, создания обще­ством одинаковых стартовых условий развития личности обусловила духовную деградацию человека.

Однако на основе современных открытий не произошло культурного взлета, более глубокой и эффективной социализации человека. Ожидания ока­зались нереализованными. Более того, культура начинает терять свою целост-

ность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины ми­ра» простого человека играет сегодня то, что он получает из СМИ, особенно телевидения.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей по­требления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культу­ра, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой но объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.

В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная. Причем в облегченном, поверхностном вари­анте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса. При этом она не столько потребляется индивидом, сколько «потребляет» его самого, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры (например, бесконеч­ные боевики по ТВ).

Самое концентрированное воплощение массовой культуры — кич (хал­тура, штампы, безвкусица). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача кича — создавать иллюзию счастья. Социологи отметили тенденцию: обратная зависимость между материальным и культурным повышением уровня жизни сопровождается уменьшением духов­ных запросов.

Бунт молодежи 1960-х гг. в Европе показал, что массовая культура воз­действует на индивида не очень эффективно, т.к. она безадресна, рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод, что одни и те же общественные идеалы следу-ет для различных социальных групп доводить различными способами.

Массовая культура начинает модифицироваться с учетом специальных характеристик различных групп, изменяются способы ее воздействия. Она ста­новится не только более избирательной, но используется как основной инстру­мент статусного потребления. Например, приобретение вещей не столько по причине их функциональности, сколько по причине престижности.

Массовая культура и ее усвоение — дело добровольное. Но сознательно, по коммерческим и идеологическим соображениям искусственно формируется и придерживается ее ажиотажный спрос (порожден-то он не продавцом, а

покупателем). /Кассовая культура — это, в основном, паше собственное лицо.

Массовая культура — это новый, более высокий уровень стандартизации системы образов социальной адекватности «культурной компетенции» совре­менного человека, его социализации.

Массовая культура — эрзац-продукт специализированных «высших» об­ластей культуры. Она не порождает высших смыслов (собственных), лишь имитирует явления специализированной культуры, используя ее формы, неред­ко пародируя их.

Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации общества. В целом, массовая культура — это вариант обыденной культуры городского населения.

Есть проблема: современная социальная культура усваивается достаточно полно только незначительной частью людей. Для многих современные знания почти недоступны, поэтому обществу требуется «перевод» транслируемой сложной информации высокоспециализированпых областей культуры на уро­вень общественного понимания неподготовленных людей. Например, для детей в процессе их социализации сложный мир жизни взрослых преподносится, объ­ясняется в форме сказок. Для современного взрослого человека эту функцию интерпретации, своеобразного гида выполняет массовая культура. Она систе­матизирует громадный объем информации, прессует его и преподносит людям в форме готовых знаний-рецептов, решений и т.д. Массовая культура снижает психологическое напряжение от громадных информационных потоков на лю­дей в форме рекламы, «мыльных опер», идей, лозунгов и т.п.

Следовательно структура общественного бытия задает человеку набор стандартных ситуаций, подобранных самими «гидами» по жизни (журналиста­ми, рекламными агентами, публичными политиками, режиссерами и т.д.). В мас­совой культуре все известно наперед: что правильно, что пег, что ценно, что нет.

Основные направленна массовой культуры

\. Индустрия «субкультуры детства» (книжки, игрушки, учреждения, вос­питание и т.д.).

2. Массовая общеобразовательная школа, формирующая массовые знания,
формы поведения и т.п.

3. СМИ (печатные, электронные).

ч' 4. Система национальной (государственной) идеологии и пропаганды.

5. Массовые политические, общественные движения.

6. Массовая социальная мифология.

7. Индустрия развлекательного досуга.

8. Индустрия оздоровительного досуга.

9. Индустрия интеллектуальною досуга.

 

10. Разною уровня игровые комплексы.

11. Всевозможные словари, справочники, энциклопедии, блоки информа­
ция,
Интернет.

Молодежная субкультура

В советском обществе считалось, что если оно движется к социальной однородности, то эта же тенденция присуща и культуре. Проявление своеобра­зия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, деви-антное поведение, либо как подражание буржуазному Западу.

Другая точка зрения: эти «отклонения» представлялись как способ само­утверждения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя вни­мание. Появился новый термин «неформальные молодежные объединения».

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов: от уровня образования, от возрасти, от места жительства. Неформальные молодежные объ­единения различаются по характеру социальной направленности, типу группо­вых ценностей, особенностей проведения досуга. Но в основном это развлека­тельная деятельность. Объединения, занятые общественно-полезной деятельно­стью (защита окружающей среды, охрана памятников культуры и др.), состав­ляют примерно 4%. Примерно 9% — группы девиантной (нередко преступной)

деятельности. Часто молодежные субкультуры диффузируются в другие.

Контркультура

Это комплекс, набор норм и ценностей конкретных социальных групп, противоречащих общекультурным нормам и ценностям в обществе. Виды контркультур: тип протестующею мировоззрения; альтернативный стиль жиз-ни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художест­венного творчества. В начале XX в. русские и зарубежные нигилисты, авангар­дисты, в 1960-е гг. некоторые молодежные группировки, например, папки вы-ступали за уничтожение современной культуры, которая, якобы, тормозит об­щественный прогресс.

Другой тип — криминальная субкультура. Эта культура целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии (убийство, хули-ганство, проституция, мошенничество, терроризм, нелегальное сектантство и др.)

На современном этапе пренебрежение к культуре можно объяснить сле­дующими факторами: с одной стороны, необоснованные претензии части ин­теллектуальной элиты на обладание, монополию «высшего знания»: с другой, малообразованность «верхов» и «низов», недооценивающих роль культуры и общественном прогрессе.

По XIX в. пи одна из этих субкультур не могла быть названа Националь­ной культурой соответствующего общества, т.к. еще не существовало единой общепринятой, признаваемой культуры и общенациональных механизмов со­циализации. Это зарождается только в повое время в ходе процессов индуст­риализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в националь­ные, размывания социальных перегородок, развития всеобщей грамотности, де-градировали каких-то форм доиндустриальной, обыденной культуры, производст­ва предметов массового потребления и т.д.

Особое место здесь занимают процессы массовой миграции населения в город, массовизации политической жизни.

В этих условиях актуальными стали задачи стандартизации социально-культурных установок, интересов, потребностей основной массы населения, его

политического поведения, идеологических ориентации и т.д.

D традиционных обществах задачи общей социализации решались и ос-ноином средствами персональной трансформации знаний, норм, образцов соз­нания и поведения (родителями, учителями, священником и т.д.). На этапе ­формирования национальных культур эти механизмы утрачивают свою эффек­тивность. Происходит универсализация содержания трансформируемого соци­ального опыта, ценностей, образцов сознания, поведения. Сначала это было всеобщее и обязательное начальное образование населения, затем — среднее. В современных условия — СМИ. Так осуществляется переход от сословной куль­туры к национальной.

Формирование национальной культуры не отменяет ее деления на рас­смотренные субкультуры. Она дополняет систему социальных субкультур, вы­страивается как объединяющая надстройка над ними, задавая им определенные универсальные эталоны (всеобщим образованием, прессой, политическими ор­ганизациями, учреждениями культуры, литературой и т.д.).

Этническая культура является по преимуществу мемориальной, воспро­изводящей историческую традицию коллективных форм жизни народа. Нацио­нальная культура является прогностической, определяющей цели, результаты развития, вырабатывающей новые знания, нормы модернизационной направ­ленности.

Актуальная культура

Культура - это сложный процесс взаимодействия традиций и новаторства, преемственности и изменений, т.е. происходит постоянное обновление культу­ры. Неактуальным становится то, что перестало реально функционировать в культурной коммуникации. Утрачивающие свою оптимальность ценности и нормы перестают эффективно влиять на поведение, деятельность людей и ста­новятся культурным наследием (определенной, овеществленной культурой).

На каждом этапе исторического развития общества в каждом виде куль­туры есть своя актуальная ку л ьту р а. доступная для каждого, необходимая для

всех и отличающаяся от профессиональной (элитарной) культуры.

Актуальная культура — это ценности, которые реально функционируют в данности, востребованы реальной жизнью. Это наличная культура, выражаю­щая в масштабе общества массовое, типичное, господствующее. Культурный опыт любого сообщества но своему содержанию необычайно велик и эмпири­чески многообразен. Индивид не в состоянии освоить его в полном объеме. По­этому он осваивает и использует лишь часть культурного опыта общества, ко­торая необходима ему в практической жизнедеятельности. Большая час п. куль­турного опыта усваивается в опосредованном виде. Актуальная культура — это и есть ценностные ориентации личности. Актуальная культура (отождествлен­ная с доминирующей, репрезентативной) охватывает пес основные верования, представления, мировоззрения и идеологии, воздействующие на поведение и деятельность людей. Они либо активно разделяются всеми, либо пользуются пассивным признанием. В силу фактического признания этих ценностей ее нельзя рассматривать как пассивный, надстроечный, вторичный феномен. Культурна не может быть высокой, низкой, истинной, ложной; она просто есть, ибо общество таково, каким оно является в культуре.

Актуальность культуры отражает качественную сторону доминирующей культуры и характеризует определенный пласт явлений культуры, который мо­жет быть временной константой. В сфepe актуальной культуры отношение эли­тарной (классической, специализированной) и массовой культур очень проти­воречиво. «Классика» актуальна всегда. Однако высокая культура часто идео­логизирована, в недемократических обществах высокая культура и ее предста­вители как бы утверждают легитимность существующей общественно-социальной системы; она сложна по пониманию; нередко оказывается ретро­спективной, ориентированной на прошлое; для части молодежи она чужда, не­своевременна, неактуальна.

Массовая культура становится источником норм и образцов повеления, средством массовой психотерапии; выполняет в обществе сложную функцию адаптации людей к социальным изменениям. В этом случае она приобретает свойство актуальной культуры, т.к. представляет собой репрезентативную, па-

личную культуру. Таким образом, массовая культура становится частью акту­альной культуры. Главный потребитель массовой культуры — женщины, т.к. чин имеют преимущественно аффектный, эмоциональный характер. Переход­ное состояние общества, его нестабильность и кризисность способствуют ми­фологизации и актуализации массовой культуры. Так, в России пожилые люди «разряжаются» мифами, молодежь бессознательно «заряжается энергией со­противления» социальному хаосу.

Другая функция массовой культуры — распространение модернизацион-иых образцов моделей поведения, норм, стереотипов западного образа жизни. Данная функция, вместе с механизмами адаптации людей к ним, вызывает ка­чественное понижение культурного уровня. Культура переходит в цивилиза­цию, коммерцианализируется. Таким образом, происходит кризис культуры, понижается ее качество, что часто выдается за рост многообразия культуры. Классическая модель культуры перестает занимать монопольное положение в обществе в качестве «официальной», образцы которой распространялись по­всеместно. «Моностилистическая» культура сменяется мнимым многообразием выдаваемым за «полистилистическую» культуру. Модель классической культу­ры (как официальной) идеологически замещается сциентической (уподоблен­ной) моделью культуры.

Так, постмодернизм выдвигает постулат об ограниченности познания, смешивает, уравнивает обыденное сознание и духовность. Постмодернизм сти­рает оппозицию между элитарной и массовой культурой своей идеей формиро­вания целостного мировоззренческо-нравственного единства, т.к. мир становит­ся слишком сложным, эта сложность нарастает. Быстрое возрастание сложности общества обнаруживает пределы человеческих возможностей (как природных, так и чисто человеческих ресурсов). Постмодернизм все более становится ча­сто актуальной культуры. Изменяются способы вхождения современного чело­века в актуальную культуру. В условиях НТР человек может приобрести любые знания (часто не имея необходимости в этом), если умеет пользоваться компью-

тером, т.е. он приобретает знания скорее с помощью зрительной памяти, чем ра­боты мозга. В обучении утверждается ориентация «лучше сто раз увидеть, чем один раз подумать». Ориентируясь на среднего человека, постмодернизм куль-тнпируст далеко не лучите его качества и личностные установки. Цели и инте­ресы такого человека перемещены из сферы духовности в сферу гедонистиче­ских интересов, от духа к телу. Разрушение, зло, античеловечность становятся атрибутами нового стиля жизни. Так, проблемы, рапсе считавшиеся jvm общест­венного сознания россиян запретными и аморальными (безумия, секса, насилия, преступности, ужасов), теперь не только легализуются, по и активно пропаган­дируются, повсеместно входят в обыденную жизнь люден. Они утверждаются в самых разных сферах и социальных институтах: в педагогике, СМИ, экономике, в государственной политике и юридических законах.

Противоречие актуальной культуры относительно личности

1. Противоречие между абстрактной возможностью человека усвоить
любые ценности культуры в любом количестве и реальной возможностью осу­
ществить это только в ограниченных рамках, т.е. многообразная, видовая, мо­
дальная, содержательная и т.д. культура осваивается человеком только в ми­
зерном объеме.

2. В этом случае актуальная культура неизбежно связана с фундамен­
тальной проблемой человеческого бытия — проблемой выбора. В силу своей
нормативности актуальная культура облегчает такой выбор, т.к. определяет тот
минимум культурности, которым должен обладать современный человек. С
другой стороны, актуальная культура обостряет проблему выбора. Понять это
противоречие лучше на основе конкретно-исторического подхода (анализа). В
обществе с незрелой демократией жестко идеологизированная культура приоб­
ретает монопольное распространение и навязывается индивиду. Такая культура

опирается на мифологизированное сознание, патриархально-авторитарные при­вычки, уравнительно-люмпенизированную психологию и может иметь широ­чайшую поддержку в массах.

3. С разложением недемократического политического режима происхо­дит расхождение между актуальной и официальной культурами. Появляется проблема кто и как производит отбор актуальной культуры. Часто это стано­вится привилегией правящих кругов. Официальная господствующая культура стремится занять все поле актуальной культуры. Данное постоянно наблюдает­ся в российском обществе.

I/ 4. Проблема связи актуальной культуры с развитием личности. Ее суть — создание условий формирования личности не по жестко заданной идеологиче­ской модели, а представление поля, расширение рамок свободного выбора.

5. Проблема нормативности актуальной культуры как некого обязатель­ного социокультурного минимума для личности. Именно актуальная культура выступает для индивида инструментом социализации, концентрируя в себе со­циокультурные требования социума к человеку. Однако это порождает внут­ренние противоречия. Первое — как совместить нормативность со свободным, творческим потреблением культурных ценностей и свободой культурного вы­бора. Второе — если актуальная культура многослойна, дифференцирована, то как могут быть едиными требования к культуре конкретной личности.

Наконец, проблема разномасштабности актуальной культуры. Можно ли стать культурным человеком без освоения общечеловеческих ценностей куль­туры, которые являются для него родовыми, то есть обязательными?

Понятно, что все их освоить невозможно, необходим какой-то отбор ос­нов. Поэтому значительно возрастает плюрализм актуальной культуры на уровне различных социальных групп, субкультур. На этом уровне нормативные требования могут быть жесткими, идентифицирующими принадлежность ин­дивида к группе. Если он не готов их принять, освоить, то он оказывается за пределами данной группы. Таким образом, ширится число "культурных" мар­гиналов в современном обществе.

Соотношение актуальной культуры и субкультуры

Различие между ними не столько предметное, сколько функциональное.

Субкультура (в частности, молодежная) отражает всю полноту репрезен­тативных, наличных норм и ценностей не только специфических, но, в первую

очередь, принимаемых группой. Поэтому актуальная культура более сложна и 58

многогранна, чем субкультура. Так, конкретное поколение молодежи выбирает систему своих ценностей из актуальной культуры общества, а не создаст каж­дый раз какие-то специфические, молодежные, особые. Следовательно, анализ актуальной культуры молодежи — это не столько поиск особых молодежных культурных явлений и ценностей, сколько попытка выяснить и понять, какие культурные ценности принимает молодежь (учитывая ее социальную неодно­родность).

Взаимодействие культур

0. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилев отмечали, что все куль­
турные ценности являются историческими индивидуальностями со своими
жизненными циклами, т.е. развитие от культуры к цивилизации, которая харак­
теризует умирание культурной ценности.

Цивилизационные культуры — это культуры, относящиеся к метаобще-ствам, сформировавшим на определенных исторических этапах своею разви­тия культурные модели многих этнических и национальных культура. Другие исследователи в культуре, понимаемой как целостность, выделяли совокуп­ность элементов, выполняющих свою определенную функцию, а именно как-особую форму приспособления человеческой группы к условиям среды оби­тания.

К ним относили:

1. Региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объе­
диненным природой и территориальной близостью условии проживания).

2. Национальные (относящиеся к полиэтническим странам на индустри­
альном и более позднем этапах развития).

3. Групповые (относящиеся к определенным социальным стратам и суб­
стратам, т.е. общностям в структуре общества).

4. Семейные (относящиеся к разным типам семьи).

Стиль есть там, где есть выбор культурных образцов. Традиция присутст­вует там, где возможность выбора не осознается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 8306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.