Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности культурных образцов




Иерархия, например, съезд партии выше, чем съезд писателей.

Канонизация — способы проведения культурных мероприятий (наличие символики и т.д.).

Упорядоченность - строгое регулирование культурной деятельности.

Тотализация — претензия на верховенство над другими культурами. '-' Исключение — отказ от использования, признания "чужих" образцов.

Упрощение — доступность и однозначность толкования конкретных культурных образцов.

Отношения между различными блоками культуры не всегда складываются гармонично. В частности, нередко возникают противоречия между национальны­ми культурами, общепринятой и субкультурами. Их реальное существование по­рождает сложную, противоречивую систему взаимоотношений: взаимопроникно­вение, сосуществование, отторжение, противоборство. Культуры могут сосущест­вовать нейтрально, не мешая друг другу и не смешиваясь. Альтернативные контр­культуры активно теснят друг друга, каждая из них стремится занять домини­рующее положение и насадить в обществе свои ценности и стандарты.

На основе подобных отношений наблюдается два вида социокультурного процесса: ассимиляция — вынужденное (приспособительное) освоение языка другой культуры и культурного (добровольного) отбора и усвоения другой культуры. Освоение другой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип. Иначе никакой ассимиляции или культурного отбора не происходит.

Таким образом, для формирования единого человеческого сообщества необходимо теснейшее взаимодействие культур. В этом отношении российская культура находится в выгодном положении, т.к. основу составляют западная и восточная культуры. В этом случае напрашиваются относительно прошлого и современности дискуссионные вопросы: была ли в России частная собствен­ность как социальный институт? Знали ли россияне когда-то свободу, будет ли продуктивной демократия в стране с глубокими тоталитарными и авторитар­ными традициями?

В целом моностилистическая культура имеет своих экспертов, В прими­тивных обществах это были шаманы, маги, колдуны, священники, в современ­ном — идеологи. Они регулировали и регламентировали культурную жизнь общества вплоть до мельчайших повседневных детален. Другой се специфиче­ской характеристикой является строго определенный порядок реализации куль­турных явлений во времени и пространстве согласно нормам доминирующего мировоззрения (специальные дни, места проведения и т.п.).

Текущая культурная активность локализовалась сначала в храмах и дру­гих культовых зданиях, позднее — в театрах, концертных залах и т.д., специ­ально создаваемых для культурных целей. Культура не может быть высокой. низкой, логичной, нелогичной, она просто есть. Общество таково, каким оно проявляется в культуре. Нельзя противопоставлять культуру и общество, они различаются, но всегда есть точки, сферы отождествления. Они находятся там, где идея, активно поддерживаемая действием, превращается в реальность. Идея оказывается реальностью, потому что она реальна по своим последствиям.

Культурное и социальное — это просто два разных аспекта видения од­ного и того же феномена. В любом эмпирическом явлении социальной жизни невозможно отделить социальное от культурного.

3. Культура и труд: человеческая деятельность и способности

Культура — это результат разделения труда, и в ходе истории своего воз­никновения она была противопоставлена труду. Культура выделилась в качестве общественной сферы в своих первых формах как: язык, религия и мифология.

Культура возникла вместе с производством первичных средств, необхо­димых для жизни. Этот первичный исторический акт стал отличать человека от животных. Следующий этап развития культуры связан с формированием языка. Развитие языка, способность человека к коммуникации посредством символов сделали возможным быстрое начальное развитие общественной культуры. С появлением языка и символов человек становится культурным существом.

Культура превращается в вид общественного проявления человека и меру ею развития. Степень человеческой независимости от природы представляет собой меру развития культуры. Как только человек превратил инстинктивную систе­му знаков в язык, были созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно менять окружающую среду. В первобытных формах разде­ления целенаправленным изменением человека окружающей среды началось отчуждение культуры от труда.

История человечества, по К. Марксу, начинается с племенного общества, с которого начинается и эпоха буржуазного общества. Оно возникает и исчеза­ет с появлением и разделением труда. На протяжении всей истории человечест­ва разделение труда развивалось этапами, которые тождественны различным формам собственности.

Первое основное условие развития труда (человека) — это удовлетворе­ние потребностей в пище, одежде, жилище, продуктами материальной жизни. Второе условие — это удовлетворение новых потребностей, которые возника­ют из первых, уже удовлетворенных. Третье условие — люди, создавая каждо­дневно свою собственную жизнь, создают семью. Четвертое условие — это материальная связь между людьми, которая обусловлена потребностями и спо­собами производства, постоянно принимающего новые формы.

Удовлетворением этих четырех условий первых исторических отношений людей человек удовлетворил и пятое — приобрел сознание. Это человеческое сознание является общественным сознанием.

Язык, как и сознание, возникает из потребностей, из необходимости об­щения с другими людьми.

Различные формы разделения труда знаменуют собой эпохи возникнове­ния сообществ людей и возникновения культуры. Первая форма его — разде­ление на материальный и духовный труд. Разделение труда имеет своим ре­зультатом то, что материальная и духовная деятельность, удовлетворение и труд, производство и потребление начинают принадлежать разным индивидам, поэтому между ними невозможно избежать противоречий. Труд — это основа

культуры и источник других сознательных свойств человека: сознания, соци­альности, универсальности, свободы. В труде человека предметы превращают­ся в ценности, которыми можно пользоваться.

Человеческая деятельность — источник и основа культуры как искусст­венно созданного мира. Деятельность — специфическая человеческая форма активности, содержанием которой является и целесообразное изменение и пре­образование окружающего человека мира. Деятельность имеет целенаправлен­ный характер. Это такая активность, которая организуется в соответствии с достижением поставленной цели; предполагает предварительное рациональное осмысление. После того, как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, выбирает способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

Деятельность как процесс может быть разложена на ряд более простых действий и операций. Последовательность действий и их характер зависит в значительной степени от объективных условий деятельности. В разных услови­ях достижение одной и той же цели может складываться из различных дейст­вий. Свое завершение деятельность находит в результате. Его следует отличать от цели. Деятельность как процесс детерминирована двумя группами факторов: предварительным идеальным планом целедостижения и реальной структурой деятельности (действий). Цель, анализ условий, схема действий — все это от­носится к идеальной стороне деятельности.

Физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом (предметом) деятельности, последовательно осуществляемые действия, их ре­зультат— суть реальные компоненты деятельности.

Соответственно, цель деятельности и ее результат лежат в разных плос­костях, и потому не могут быть тождественными. Деятельность как целеориен-тированный рациональный набор действий оказывается не индивидуализиро­ванным, а стандартным процессом, отобранным и отработанным на интсрсубь-ективном уровне сочетанием действий. Поэтому деятельность является куль­турным аспектом человеческой активности. Деятельность в социальном аспекте представляет собой и совокупность объектов, участвующих в процессах обмена

действиями. Материал, инструмент, результат деятельности в социальном пла­не можно представить как предметный, вещный уровень объектов культуры. Это — функциональные предметы, которыми люди пользуются в совместной жизни для удовлетворения своих потребностей, запросов, желаний.

Цель, план, анализ, выбор средств при переходе от деятельности к взаи­модействию представляют идеальный (рациональный и образный) уровень объектов культуры. Это идеи, образы, категории их сочетания, с помощью ко­торых люди преувеличивают реальность, ищут идеальные заменители реаль­ных объектов. Оперирование ими предваряет или заменяет внесение изменений в существующие устойчивые природные или социальные связи.

Содержание деятельности в культурном плане — это набор стереотипных элементарных действий в стандартных ситуациях и навыки владения ими. Ор­ганизационный аспект деятельности — упорядочение в процесс отдельных действий, связанных с целедостижением, обмен действиями в ходе реализации людьми этого процесса.

Культурный аспект такой организации заключается в регулятивных обра­зованиях: нормах, знающих пределы эффективного взаимодействия, правилах, указывающих оптимальные пути действия в определенных условиях.

Так, рассмотрение интеллектуальной деятельности предполагает: выде­ление решаемой задачи, оснований, принимаемых для ее решения, последова­тельность логических операций, характер решения.

Динамика взаимодействия прослеживается через его функции (т.е. для чего оно осуществляется), через структуру (каковы связи между его участника­ми), через характер результатов, эффективность. Социальные действия и взаи­модействия упорядочены не только по объективным признакам, но и с точки зрения общественного разделения социальных функций, в том числе и труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.