КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идентификация новой культуры
Кризис культуры ведет: во-первых, к распаду привычного образа жизни, что влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном, групповой и даже на уровне общества в целом. Во-вторых, начинается поиск новых культурных моделей, призванных восстановить мир как целое, пусть иной, чем раньше, но понятный и упорядоченный. При утрате идентификации с прежней культурной средой индивид теряет способность вести себя таким образом, чтобы социальная окружающая среда соответствовала его намерениям и ожиданиям. Он видит и понимает, что социальное окружение перестает реагировать на него адекватно, его перестают «узнавать партнеры» по взаимодействиям, раньше такой проблемы не было. Индивид становится не узнаваемым для своей социальной группы и наоборот. Он как бы стал отражаться в зеркале социального мира по-другому. Такое состояние порождает неуверенность, тревогу, социальные и психологические стрессы. Утрата идентификации вызывает несоответствие поведения нормативным требованиям социального окружения. Идентификация формируется в процессе социализации и может быть утрачена по причинам: внутренних кардинальных перемен структуры личности; в результате быстрых и значительных изменений самой окружающей социальной сферы. Многообразий идентификации связаны с различными социальными институтами: семьей, государством, образованием, экономикой и т.д. Идентификация проявляется через соответствующее институциональным требованиям поведение и ответную реакцию институтов на индивидов. Поэтому резкое изменение или разрушение социальных институтов, в которых были идентифицированы индивиды, вызывает массовую утрату идентификации, даже в рамках
всего общества, например, со сменой его политической системы. Формально жизнь индивида, его биография характеризуется соотношением прошлого и будущего, то есть пройденного жизненного пути и перспективных жизненных планов. Но в субъективном восприятии самого индивида не прошлое, а именно предвидимое будущее составляет для него большую ценность. Прошлое в определенной степени имеет будущее. Оно возвращается не просто потому, что является образцом, которому следуют традиционные формы действия. А главное потому, что способно, видоизменяясь, например, в результате исторической памяти или по мере своего пристрастия, воздействовать на типические формы деятельности в настоящем. Например, сопротивление значительной части населения России внедрению частной собственности на землю. Если исчезает перспектива будущего, так как разрушается зафиксированная в соответствующих социальных институтах объективная основа его планирования, то исчезает и прошлое как развивающаяся система, например, советский образ жизни для части россиян. Прошлое превращается в неупорядоченный набор событий и фактов, не обладающих уже собственной, внутренней ценностью. Особо болезненно происходит этот процесс, если жизненные планы ориентированы на карьеру. Чем сильнее мотивация на успех в той или иной сфер. деятельности, тем больший удельный вес приобретают факты прошлого и настоящего, составляющие систему ценностной ориентации, тем болезненнее и разрушительнее сказываются культурные и институционные изменения. Поэтому гибель многих образцов советской культуры болезненнее всего сказалась на наиболее активной части общества (интеллигенции), ориентированной на успех в рамках прежних социальных институтов. Разрушение таких культурных образцов и моделей ведет к прогрессирующей дезинтеграции общества.
В этой ситуации менее страдают индивиды с низким уровнем притязаний, но ориентированные на карьеру, либо беспринципные люди, не обладаю щие устойчивой долговременной мотивизацией. Они меньше теряют в соци- альных потрясениях, быстро меняют ценностные установки, начинают «новую» / жизнь, мало связанную с прошлым. Именно такой социальный тип широко распространен в современной России. Парадокс в том, что российские реформы не освободили творческий потенциал у значительной части интеллигенции, который, кстати, не находил широкого применения и прежде. Одна из причин заключается в том, что модернизация, проводимая сверху, не опирается на культурную и институциональную преемственность. Наоборот, по политическим причинам ломает ее. В советский период 6-7-летний ребенок был октябренком, затем пионером — комсомольцем. Наконец, часть индивидов вступали в партию. Такая ступенчатая преемственная социализация способствовала формированию индивидуальной идентичности с социальным окружением. Разрушение такой системы для многих миллионов людей сыграло роковую роль. Данное стало разрушением культурной, классовой, групповой идентичности. Рабочий класс сразу перестал быть «гегемоном» общества. Интеллигенция лишилась своей высокой социальной позиции. Практически ни одна социальная группа советского общества не сохранила своего прежнего социального статуса. В целом почти все современное российское общество лишалось устойчивой идентичности. Россия перестала быть моделью общества с советским культурным содержанием, но не стала и культурной моделью западного типа, то есть парламентской демократией..Россия стала не социалистической и не капиталистической, не советской и не дооктябрьской. Все это ведет к дестабилизации, деградации на общегосударственном уровне. Это результат, цена за утрату идентификации, за разрыв преемственности и разрушений культуры. Потеря индивидуальной и общественной идентификации предлагает восстановление и упорядочение общественной системы. Возврат к традиционным ценностям маловероятен. Советская культура всеобщего нормирования основных форм и видов жизнедеятельности для значительной части общества, особенно молодежи, малопривлекательна.
Во-первых, эта культура имела много элементов, образцов, противостоящих западной культуре. В то же время современный социокультурный процесс требует все больше интеграции локально-национальных культур. Во-вторых, еще в советский период застоя в обществе стали формироваться новые культурные образцы (например, диссидентство), которые в современных условиях все более утрачиваются. В совокупности различные модели культуры дают адекватное отражение развития мира. Но чтобы они выполняли эту функцию, культурные модели нуждаются в презентации. Однако такой возможности не было в советских условиях, особенно это касалось политической и экономической культур. В СССР неплохо знали содержание и формы многих локальных культур мира. Но официальная идеологическая оценка им давалась во многих случаях негативная, хотя и не находившая иногда всеобщей поддержки. Какие-то элементы других культур приживались в частной жизни, но в основном это все находилось в латентном состоянии. Подавлялись и находились в нелегитимном положении и российские многовековые культурные традиции.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |