Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идентификация новой культуры




Кризис культуры ведет: во-первых, к распаду привычного образа жизни, что влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на инди­видуальном, групповой и даже на уровне общества в целом. Во-вторых, начи­нается поиск новых культурных моделей, призванных восстановить мир как целое, пусть иной, чем раньше, но понятный и упорядоченный.

При утрате идентификации с прежней культурной средой индивид теряет способность вести себя таким образом, чтобы социальная окружающая среда соответствовала его намерениям и ожиданиям. Он видит и понимает, что соци­альное окружение перестает реагировать на него адекватно, его перестают «уз­навать партнеры» по взаимодействиям, раньше такой проблемы не было. Инди­вид становится не узнаваемым для своей социальной группы и наоборот. Он как бы стал отражаться в зеркале социального мира по-другому. Такое состоя­ние порождает неуверенность, тревогу, социальные и психологические стрессы. Утрата идентификации вызывает несоответствие поведения нормативным тре­бованиям социального окружения.

Идентификация формируется в процессе социализации и может быть ут­рачена по причинам: внутренних кардинальных перемен структуры личности; в результате быстрых и значительных изменений самой окружающей социальной сферы. Многообразий идентификации связаны с различными социальными ин­ститутами: семьей, государством, образованием, экономикой и т.д. Идентифи­кация проявляется через соответствующее институциональным требованиям поведение и ответную реакцию институтов на индивидов. Поэтому резкое из­менение или разрушение социальных институтов, в которых были идентифи­цированы индивиды, вызывает массовую утрату идентификации, даже в рамках

всего общества, например, со сменой его политической системы.

Формально жизнь индивида, его биография характеризуется соотношени­ем прошлого и будущего, то есть пройденного жизненного пути и перспектив­ных жизненных планов. Но в субъективном восприятии самого индивида не прошлое, а именно предвидимое будущее составляет для него большую цен­ность. Прошлое в определенной степени имеет будущее. Оно возвращается не просто потому, что является образцом, которому следуют традиционные фор­мы действия. А главное потому, что способно, видоизменяясь, например, в ре­зультате исторической памяти или по мере своего пристрастия, воздействовать на типические формы деятельности в настоящем. Например, сопротивление значительной части населения России внедрению частной собственности на землю.

Если исчезает перспектива будущего, так как разрушается зафиксирован­ная в соответствующих социальных институтах объективная основа его плани­рования, то исчезает и прошлое как развивающаяся система, например, совет­ский образ жизни для части россиян. Прошлое превращается в неупорядочен­ный набор событий и фактов, не обладающих уже собственной, внутренней ценностью.

Особо болезненно происходит этот процесс, если жизненные планы ори­ентированы на карьеру. Чем сильнее мотивация на успех в той или иной сфер. деятельности, тем больший удельный вес приобретают факты прошлого и на­стоящего, составляющие систему ценностной ориентации, тем болезненнее и разрушительнее сказываются культурные и институционные изменения.

Поэтому гибель многих образцов советской культуры болезненнее всего сказалась на наиболее активной части общества (интеллигенции), ориентиро­ванной на успех в рамках прежних социальных институтов. Разрушение таких культурных образцов и моделей ведет к прогрессирующей дезинтеграции об­щества.

В этой ситуации менее страдают индивиды с низким уровнем притяза­ний, но ориентированные на карьеру, либо беспринципные люди, не обладаю щие устойчивой долговременной мотивизацией. Они меньше теряют в соци-

альных потрясениях, быстро меняют ценностные установки, начинают «новую»

/

жизнь, мало связанную с прошлым. Именно такой социальный тип широко распространен в современной России.

Парадокс в том, что российские реформы не освободили творческий по­тенциал у значительной части интеллигенции, который, кстати, не находил ши­рокого применения и прежде. Одна из причин заключается в том, что модерни­зация, проводимая сверху, не опирается на культурную и институциональную преемственность. Наоборот, по политическим причинам ломает ее.

В советский период 6-7-летний ребенок был октябренком, затем пионе­ром — комсомольцем. Наконец, часть индивидов вступали в партию. Такая ступенчатая преемственная социализация способствовала формированию инди­видуальной идентичности с социальным окружением. Разрушение такой систе­мы для многих миллионов людей сыграло роковую роль.

Данное стало разрушением культурной, классовой, групповой идентично­сти. Рабочий класс сразу перестал быть «гегемоном» общества. Интеллигенция лишилась своей высокой социальной позиции. Практически ни одна социальная группа советского общества не сохранила своего прежнего социального статуса.

В целом почти все современное российское общество лишалось устойчи­вой идентичности. Россия перестала быть моделью общества с советским куль­турным содержанием, но не стала и культурной моделью западного типа, то есть парламентской демократией..Россия стала не социалистической и не капи­талистической, не советской и не дооктябрьской. Все это ведет к дестабилиза­ции, деградации на общегосударственном уровне. Это результат, цена за утрату идентификации, за разрыв преемственности и разрушений культуры.

Потеря индивидуальной и общественной идентификации предлагает вос­становление и упорядочение общественной системы. Возврат к традиционным ценностям маловероятен. Советская культура всеобщего нормирования основ­ных форм и видов жизнедеятельности для значительной части общества, осо­бенно молодежи, малопривлекательна.

Во-первых, эта культура имела много элементов, образцов, противостоя­щих западной культуре. В то же время современный социокультурный процесс требует все больше интеграции локально-национальных культур.

Во-вторых, еще в советский период застоя в обществе стали формиро­ваться новые культурные образцы (например, диссидентство), которые в со­временных условиях все более утрачиваются.

В совокупности различные модели культуры дают адекватное отражение развития мира. Но чтобы они выполняли эту функцию, культурные модели ну­ждаются в презентации. Однако такой возможности не было в советских усло­виях, особенно это касалось политической и экономической культур.

В СССР неплохо знали содержание и формы многих локальных культур мира. Но официальная идеологическая оценка им давалась во многих случаях негативная, хотя и не находившая иногда всеобщей поддержки. Какие-то эле­менты других культур приживались в частной жизни, но в основном это все на­ходилось в латентном состоянии.

Подавлялись и находились в нелегитимном положении и российские многовековые культурные традиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.