Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы формирования региональной культурной политики




Каждый из этапов имеет свою логику, задачи, содержание.

1. Диагностический этап: главное содержание — всесторонний анализ ситуации, выявление наиболее актуальных и типичных проблем для региона. Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политико-экономической и культурной жизни регио­на. Исходные данные позволяют накопить информацию о проблемах регио­нального характера, сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики, выделить информацию, необходимую для решения проблем. Основными методами анализа являются: контент-анализ периодической печати; анализ социально-демократической структуры региона; деловые игры, в процессе которых выявляются значимые для региона пробле­мы. Субъектами анализа ситуации выступают работники учреждений культу­ры, управленческих структур, эксперты, социологи, представители обществен­ности. В процессе анализа социокультурной ситуации решаются взаимосвязан­ные задачи: анализируются проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни; определяются ресурсы и потенциалы социокультурной среды конкретной территории. В ситуационный анализ включаются как социально-культурные, так и личностные проблемы, которые обнаруживаются в каждом аспекте социокультурной среды и образа жизни. В частности, проблемы освое­ния предметов культуры, художественного развития личности, проблемы об­щения людей, их духовного самочувствия, проблемы политической культуры, отношения к собственному здоровью и др. Полученную на данном этапе ин­формацию целесообразно классифицировать: социальные и культурные осо­бенности и проблемы региона; характеристика региона как совокупности ин­ституциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп; творческий потенциал региона (квалификация социокультурной сферы); характеристика различных социальных и социально-демографических групп

региона по различным социально-экономико-политическим, культурным при­знакам. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.

2. Нормативно-прогнозный этап. Предполагает предвидение, вероятност­
ные суждения о состоянии в будущем, о перспективах ее развития при условии
сохранения имеющихся тенденций и при условии, что они будут изменены в
желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации
конкретного проекта. Методика прогнозирования предлагает определение объ­
екта прогноза, выявление тенденции и проблем его развития, анализ факторов,
определяющих негативные и позитивные тенденции его изменения; создание
модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отра­
жающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и
субъективных факторов. Прогноз позволяет предусмотреть нежелательные по­
следствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ.

3. Концептуальный этап. Его суть заключается в обосновании общего
плана культурного развития региона и разработке соответствующей концепции.
Ее целесообразно выстроить по схеме: развернутое описание проблем региона
и характеристика их носителей (социальных групп), проблемы неоптимальной
среды существования человека, кроме объективных обстоятельств (удален­
ность центра, отсутствие условий качественного образования и т.д.), являются
и проблемы низкого культурного развития личности, социальной группы, об­
щества в целом; обоснование приоритетных направлений социокультурного
развития; задачи культурной политики (по каждому из приоритетов). Концеп­
туально-мировоззренческие модели региональной культурной политики долж­
ны выстраиваться с учетом специфики регионов. При этом их системообра­
зующей основой выступает доминирующий вид культурной деятельности: про­
изводство, сохранение, потребление культурных ценностей. Основными проек­
тировочными процедурами являются: анализ ситуации, т.е. всесторонняя диаг­
ностика проблемы и четкое определение ее источника и характера.

4. Проектно-планирующий этап. Призван осуществить переход от общей
концепции региональной культурной политики к программе развития социаль­
но-культурной жизни региона. Реализуется он преимущественно с помощью
методов социально-культурного проектирования и предполагает широкое уча­
стие всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики. В со­
держательном аспекте приоритеты конкретизируются различными региональ­
ными и локальными программами. При этом актуальна проблема объективной
оценки и отбора для реализации и финансирования тех, которые максимально
способны решать цели и задачи культурной политики. Поэтому на данном этапе
наряду с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оцен­
ку. Ее задачи состоят в выявлении альтернативных способов решения приори­
тетных проблем оценке каждого проекта с точки зрения имеющихся ресурсов.

5. Исполнительско-внедренческий этап. Его основная цель — создание
условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию управлен­
ческих решений и соответствующих программ (материально-технической базы,
ресурсов, финансов, кадров, информационного обеспечения).

6. Контрольно-коррекционный этап. Обобщаются и анализируются про­
межуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов,
учитывается их социальная эффективность и производятся действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.