КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контуры новой региональной культурной политики
Политическая модель защиты культуры. Важным политическим средством защиты культуры является принятие на региональном уровне закона о политике в сфере культуры и других документов, регламентирующих деятельность элиты относительно сферы культуры в своих регионах. Налаживание взаимодействия с федеральными органами власти, умение управленцев в сфере культуры вывести свою культуру за пределы региона или России, формирование все большего числа сторонников реализации адекватной региональной культурной политики, умение наладить взаимодействие с разными политическими силами в своих регионах в целях защиты и развития культуры — важнейшие элементы региональной культурной политики. Необходимо решение проблемы законодательного обеспечения процесса формирования культурной политики государства, как в центре, так и на местах, целесообразно осуществлять в рамках хорошо скоординированных действий всех ветвей власти. В некоторых случаях местное законодательство оказывается более продвинутым, чем федеральное. Важно, чтобы в федеральных законах не только формулировались цели и задачи государства в культурной политике, но и определялась ресурсно подкрепляемая система их реализации, чтобы проявлялась воля к их выполнению, как на местах, так и на федеральном уровнях. Федеральная культурная политика должна инициировать и стимулировать активность субъектов культурной жизни, в том числе и местных органов, в случае необходимости поддерживать эту активность ресурсами. В этом случае субъекты будут выступать не в роли исполнителей директив сверху, а как партнеры или ассоциированные члены. Такое расширение субъектов культурной политики — объективная необходимость общественного развития современной России.
Экономическая модель защиты региональной культуры должна строиться на реалистических основаниях, т.е. на имеющихся локальных ресурсах, с Необходима переориентация культуры с полностью затратных принципов на принципы частичной коммерциализации, необходим активный поиск таких возможностей. Важен переход на режим жесткой экономии ресурсов, рационализации использования материально-технической базы культуры, борьба за создание условий, обеспечивающих спонсорство и меценатство, поиск нетрадиционных ресурсов культуры. Ключевым принципом становится финансирование под проекты и программы с точным экономическим расчетом. Важно формирование многоканальной системы финансирования культуры. В этом случае необходимо умение конкурировать ресурсы в меж- дународных фондах, осуществляющих поддержку российской культуры в регионах. Актуален локальный подход к решению социально-значимых проблем на основе метода социокультурного программирования. Следует ориентироваться не на показатели функционирования учреждений культуры, а на решение конкретных социокультурных проблем региона, что позволяет рационально распределять ресурсы. Отдавать приоритет финансированию не отдельных учреждении культуры, а проектов и программ реальных преобразований в сфере культуры и обеспечению контроля за эффективным использованием финансовых ресурсов. Порядок финансирования и реализации федеральных и территориальных программ целесообразно осуществлять в рамках надведомственной -структуры с полномочиями органа государственного управления сферой культуры, имеющего право координации в решении принципиальных вопросов ее развития, в каких бы ведомствах они ни решались. Это помогло бы сформировать целостную культурную политику в противовес групповым и ведомственным интересам.
Управленческая модель защиты региональной культуры. Необходимость децентрализации и деидеологизации культуры — это требование демократизации управления, а также ограничения финансовых возможностей. Формирование институционального механизма, обеспечивающего согласование интересов и сближение позиций различных участников культурного процесса, их представительство и участие в выработке решений требует установления партнерских отношений между субъектом и объектом управления. Управляющий субъект в этом случае выполняет функцию посредника, организатора, координатора, спонсора. Целостность управления в этом случае достигается не через иерархию и централизацию управления, а по принципу «со-управления», т.е. на основе переговоров, компромиссов, взаимных уступок, достижения консенсуса между субъектами и объектами управления культурой различных уровней. Это позволит: индивидуализировать работу центра с регионами, одновременно со- хранив единое культурное пространство страны; определить полномочия и обязанности сторон по развитию сферы культуры соответствующих административно-территориальных образований России. На договорных началах могут строиться и внутриорганизационные отношения. Сочетание долговременных и краткосрочных задач при решении проблем культуры требует участия трех сторон: субъекта управления — экспертов (специалистов) — исполнителей этих решений. Долгосрочные задачи — исходные пункты в оценке ситуации субъектом управления. Краткосрочные — в оценке исполнителями с точки зрения возможности использовать результаты своей деятельности в сфере культуры по ходу реализации долговременных стратегий. Эксперты оценивают возможности, оптимальность взаимодействия этих задач. В государственной культурной политике следует уходить от привычных предписаний сверху, уметь гибко и последовательно осуществлять такие основополагающие принципы социального управления как планирование и регулирование. Культурное пространство России столь велико, многоэтнично и многоуклад-но, что даже трудно представить достижение его желаемого единства без четкого алгоритма хорошо скоординированной деятельности. Вопрос о культурной политике государства в современных условиях, по существу, вопрос о выживании культуры общества, его главной производительной силы. Грубый материализм в политике и прагматическая самодостаточность в экономике, когда человек с его духовными потребностями оказывается на периферии реформаторских планов, лишают последнего «человеческого измерения» и делают их малоперспективными. Анализ парадоксов «остаточного подхода» различных вариантов культурной политики убеждает, что разрешение этого противоречия в рамках самой культуры едва ли представляется возможным Необходимый эффект в управлении государства развитием духовной сферы будет достигнут тогда, когда оно сумеет обеспечить приоритетное влияние культуры на выбор стратегии социально-экономического и политического развития российского общества.
Таким образом, в переходный период особенно необходимо усиление роли государства в развитии культуры. Одновременно необходимо расширение числа субъектов культурной деятельности, опирающихся на разные формы собственности. Это лишит государство монопольного положения в духовной сфере. При этом уместно сохранение вертикальной структуры управления в культуре. Кадровая модель защиты региональной культуры. Именно управленческие кадры в условиях кризиса способны взять на себя функцию защиты сферы культуры от разрушающего влияния кризиса. Только вложив усилия и финансы в подготовку работников для деятельности в области культуры своих регионов, можно рассчитывать на выход культуры из кризисного состояния. При принятии ключевых решений в условиях кризиса управленческие кадры должны учитывать комплекс позиций (часто противоречивых). В условиях финансовой нестабильности им необходимо обеспечить высокую степень участия специалистов в управлении вместо механических и, жестких организационных структур. Чем сложнее финансовая ситуация, тем прозрачнее должен быть механизм распределения ресурсов, тем большим количеством участников процесса должна распределяться ответственность. Активный творческий поиск в условиях нестабильности внешней среды должен заменять формальное выполнение обязанностей по сложившимся типовым образцам.
Особое значение в управленческой системе сферы культуры в условиях кризиса приобретают фигуры администратора и менеджера культуры. Админист-ратирование — процесс качественный, стратегический и гуманистический по сути. Менеджмент — процесс конкретный, практический, прагматический, количественный и технологический по природе. Администратор делает политику через идею, ее аргументацию, диалектику и разъяснение, планирование, через процесс убеждения. Менеджер претворяет политику в жизнь посредством мобилизации ресурсов — это непосредственное управление и мониторинг. Администратор культуры — профессиональный ее организатор, управленец от государственной и муниципальной власти. Менеджер культуры занимается созданием условий для культурного творчества и производства культурных благ (идей, ценностей), обеспечивая эту работу в формах, подходящих для общества, и готовя их публичное принятие. Профессионализм администратора и менеджера культуры основывается на многообразных знаниях и практической деятельности в широком диапазоне: от политологии, культурологии, менеджмента, теории и социологии культуры до права и методов социальных исследований, у Т.е. профессиональные знания и умения в культуре должны быть междисциплинарными. Информационная модель защиты региональной культуры. Организаторы социокультурной деятельности испытывают давление со стороны региональных властных элит, работников культуры, населения. Важное значение в этих условиях приобретает формирование при региональных органах управления в сфере культуры служб информации, построенных на принципах гражданского консенсуса, альтернативизма (в постановке целей, выборе партнеров, применении технологий сотрудничества и др.). Особую роль при этом играет социокультурный мониторинг, сбор информации в сфере культуры, имеющей особую значимость для выработки адекватных политико-управленческих решений. Эта информация важна и для региональных «культурных политиков», и для потенциальных спонсоров, интересующихся возможностями, которые им открываются в сотрудничестве с конкретными учреждениями культуры. Актуальным является и формирование банка информации о позитивных мерах оптимизации социокультурной деятельности в регионе. Необходима новая концепция информационной стратегии в отрасли культуры. Главным критерием ее эффективности является не столько накопление той или иной информации, сколько умение отбирать и актуализировать информацию, необходимую для решения конкретной управленческой задачи. Пока множество информационных потоков, баз на различных уровнях никак между собой не связаны, информация системно не обрабатывается, не имеет концептуальных оснований. Правильное использование имеющейся информации позволяет рационализировать региональную культурную политику на различных уровнях. Таким образом, эффективность процесса формирования и реализации региональной культурной политики достигается с помощью специфических технологий. Важнейшие из них: информационно-аналитическое обеспечение культурной политики; социокультурное планирование; использование методов инновационного моделирования культурных процессов. В региональной культурной политике необходимо: соответствие ее организационно-управленческих моделей территориальной специфике и современной нормативно-правовой базе; оптимальное сочетание традиционных и инновационных структурных элементов и их соответствующих функций; наличие в системе ее организационных структур субъектов, интегрирующих все многообразие социально-культурных проблем региона и отражающих их в форме управленческих решений.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |