Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По­сле охо­ты




В без­вет­рен­ную пре­ды­юль­скую по­ру по из­ви­ваю­щей­ся тро­пин­ке мы воз­вра­ща­лись с охо­ты. У ка­ж­до­го за пле­чом был хол­що­вый ме­шо­чек, на­пол­нен­ный до­бы­чей, ко­то­рую мы на­стре­ля­ли в те­че­ние не­сколь­ких ча­сов. Охо­та бы­ла уди­ви­тель­но удач­ной, по­это­му нас не рас­страи­ва­ло то, что че­ты­рех под­стре­лен­ных уток со­ба­ка не смог­ла ра­зы­скать. Обес­си­лев от ходь­бы, мы при­лег­ли у по­ва­лен­ной бе­ре­зы, по­кры­той ка­кой-то вью­щей­ся зе­ле­нью. Не на рас­сте­лен­ной ска­тер­ти, а на шел­ко­вис­том мху, чуть-чуть вы­се­реб­рен­ном пау­тин­кой, раз­ло­жи­ли мы до­рож­ные яс­т­ва. Сре­ди них бы­ли ку­п­лен­ные про­дук­ты и не ку­п­лен­ные в ма­га­зи­не до­маш­ние из­де­лия. Ма­ри­но­ван­ные гри­бы, про­жа­рен­ная кол­ба­са, пе­че­ный кар­то­фель, вы­ва­лян­ный не­мно­го в зо­ле, и гло­ток на­пит­ка, на­сто­ян­но­го на ка­ком-то сна­до­бье, ка­жут­ся вкус­ны­ми на све­жем воз­ду­хе са­мо­му изы­скан­но­му гур­ма­ну. Труд­но срав­нить с чем-ни­будь то оча­ро­ва­ние и на­сла­ж­де­ние, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ешь, ко­гда ле­жишь на бе­ре­гу бе­зы­мян­ной ре­чон­ки в лес­ной ча­що­бе.

Из­ред­ка бе­се­ду на­ру­ша­ет жуж­жа­ние на­се­ко­мых: ово­дов и ко­ма­ров. Лег­кий ве­те­рок ед­ва-ед­ва те­ре­бит тра­вы. Сквозь вет­ки де­ревь­ев вид­не­ет­ся го­лу­бое не­бо, а на су­чоч­ках кое-где дер­жат­ся зо­ло­че­ные лис­точ­ки. В мяг­ком воз­ду­хе раз­лит пря­ный за­пах. Вда­ле­ке не­ожи­дан­но поя­ви­лись свин­цо­вые ту­чи, блес­ну­ла мол­ния. К сча­стью, вбли­зи ока­за­лась из­буш­ка лес­ни­ка - низ­кий бре­вен­ча­тый до­мик.

Но вот от­бли­ста­ли мол­нии, яро­ст­ный ли­вень сна­ча­ла при­ос­та­но­вил, а по­том и со­всем пре­кра­тил свою трес­кот­ню.

 

К по­след­не­му за­ня­тию мы го­то­вим спе­ци­аль­ные лис­ты с пе­реч­нем сде­лан­ных оши­бок (см. стр.61) и, по воз­мож­но­сти, ин­ди­ви­ду­аль­ные лис­ты с тек­ста­ми для ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка с уче­том до­пу­щен­ных им оши­бок (ес­ли они толь­ко есть).

Не­за­кон­чен­ная ме­та­фо­ра “Дождь”.

Дождь идет уже ко­то­рый день. Це­лый день си­дишь до­ма и смот­ришь в ок­но. Там мут­ной пе­ле­ной сто­ит сте­на до­ж­дя. Де­лать не­че­го. Да и не хо­чет­ся ни­че­го де­лать. Дождь за­то­пил всю зем­лю, срав­нял го­ры и до­ли­ны, ле­са и по­ля, го­ро­да и пус­ты­ни. Ни­че­го нет во­круг, кро­ме до­ж­дя. Дождь свер­ху, дождь сни­зу, це­лое мо­ре до­ж­дя кру­гом.Ся­ду-ка я в ло­доч­ку, и пусть дождь не­сет ме­ня ку­да за­хо­чет. А я по­смот­рю, что еще на зем­ле до­ж­дем не за­ли­то ос­та­лось. Ска­за­но - сде­ла­но. Рас­пах­нул ок­но, пе­ре­ки­нул но­гу че­рез по­до­кон­ник, а ло­доч­ка под ок­ном уже пла­ва­ет. Плы­вет ло­доч­ка, по­до мной ка­ча­ет­ся. Хо­ро­шо, де­лать ни­че­го не нуж­но, все са­мо про­ис­хо­дит. Тут я при­за­ду­мал­ся: “Как это так са­мо про­ис­хо­дит? Это же черт зна­ет что про­изой­ти мо­жет! А как же то­гда я?” Ог­ля­дел­ся во­круг - ни­че­го нет, толь­ко в ло­доч­ке вес­ла ле­жат. Ну и стал я эти­ми вес­ла­ми гре­сти. Вот толь­ко ку­да - не знаю. Вдруг вол­ны вспе­ни­лись и ста­ла из глу­би­ны под­ни­мать­ся ог­ром­ная ры­ба. Все, ду­маю, сей­час съест. Или не съест? Ин­те­рес­но, ка­кие в этом до­ж­де ры­бы жи­вут? Пер­вое, что мне яс­но ста­ло, что ры­бы здесь жи­вут очень боль­шие.Вто­рое - что они го­во­ря­щие. По­то­му что как вы­ныр­ну­ла ры­ба, так сра­зу и ста­ла со мной раз­го­ва­ри­вать. Выс­пра­ши­вать, кто я, от­ку­да и ку­да плы­ву, как в шко­ле учусь, кем быть со­би­ра­юсь. Толь­ко я на не­ко­то­рые во­про­сы ей от­ве­тить хо­тел, на те, на ко­то­рые сам от­вет знал, а она хво­стом мах­ну­ла и уп­лы­ла. Да­ром что боль­шая, на­вер­ное, ду­ма­ет, что и так все зна­ет. За­чем то­гда спра­ши­ва­ет?

По­плыл я даль­ше. Тут и дождь по­ти­ше стал, сол­ныш­ко вы­гля­ну­ло. Чуд­но - с од­ной сто­ро­ны от ме­ня дождь сте­ной, а с дру­гой сол­ныш­ко све­тит. А я ме­ж­ду ни­ми. Ку­да за­хо­чу, ту­да и по­вер­ну.Стал я ду­мать - мо­жет, луч­ше все вре­мя на сол­ныш­ке плыть? Те­п­ло, хо­ро­шо, за­гар опять же. Э, нет, так и до сол­неч­но­го уда­ра не­да­ле­ко. Да и то ска­зать, на той час­ти до­ж­де­во­го мо­ря, где сол­ныш­ко, все во­круг яс­но и пус­то. Да­ле­ко-да­ле­ко вид­но, а ни­че­го не ви­дать. Нет ни­че­го. Мо­жет, ду­маю, в до­ж­де­вой сто­ро­не то­же ни­че­го не ви­дать, да ма­ло ли с чем встре­тить­ся мож­но. Ре­шил плыть ту­да. И прав­да, чув­ст­вую, что оно все бли­же и бли­же. Ин­те­рес­но, ка­кое оно и что с ним де­лать мож­но...”

 

Пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам груп­пы (ра­зу­ме­ет­ся, ес­ли ос­та­лось боль­ше 10 ми­нут до окон­ча­ния за­ня­тий) на­пи­сать, что слу­чи­лось даль­ше.


День 26.

Пре­ж­де, чем на­чать рас­ска­зы­вать од­ну из за­клю­чи­тель­ных ме­та­фор кур­са, вы, ко­неч­но, про­ве­ри­ли дей­ст­вие по­ло­жи­тель­но­го ау­ди­аль­но­го яко­ря на на­ча­ло за­ня­тий? Кста­ти, есть лю­ди, ко­то­рые очень ус­пеш­но поль­зу­ют­ся на сво­их за­ня­ти­ях про­стран­ст­вен­ны­ми и ки­не­сте­ти­че­ски­ми яко­ря­ми для обу­че­ния. Мы уже го­во­ри­ли, что опыт­ные учи­те­ля ин­туи­тив­но раз­де­ля­ют то ме­сто в клас­се, из ко­то­ро­го они объ­яс­ня­ют но­вый ма­те­ри­ал, и то ме­сто, из ко­то­ро­го они дис­ци­п­ли­ни­ру­ют класс. Го­во­ри­ли мы и об опас­но­сти на­ло­же­ния этих про­странств. Ес­ли это воз­мож­но, ус­та­нав­ли­вай­те по­ло­жи­тель­ные яко­ря в хо­де все­го про­цес­са обу­че­ния, осо­бен­но при изу­че­нии сло­вар­ных слов. И то­гда за 10-15 ми­нут вы добь­е­тесь то­го, что да­ют не­сколь­ко уро­ков. Не­боль­шой слу­чай мо­жет под­твер­дить это за­яв­ле­ние. Во вре­мя под­го­тов­ки к из­ло­же­нию на дос­ку час­то вы­пи­сы­ва­ют сло­ва, ко­то­рые мо­гут вы­звать осо­бые труд­но­сти при на­пи­са­нии. По соб­ст­вен­но­му опы­ту мы зна­ем, ка­кое раз­оча­ро­ва­ние ис­пы­ты­ва­ет учи­тель, об­на­ру­жив за­тем ошиб­ки имен­но в этих сло­вах. В вось­мом клас­се был маль­чик (во­об­ще-то, не един­ст­вен­ный, ис­пы­ты­вав­ший по­доб­ные труд­но­сти), ко­то­рый силь­но за­труд­нял­ся в за­по­ми­на­нии тек­ста, вклю­чав­ше­го сло­ва с не­про­ве­ряе­мы­ми бу­к­ва­ми. Он ве­рил, что смо­жет за­пом­нить эти сло­ва, но ре­зуль­тат был бо­лее чем скром­ным. Ко­гда он рас­ска­зы­вал, ка­кое “тя­же­лое” чув­ст­во он ис­пы­ты­ва­ет, за­по­ми­ная эти сло­ва, я до­тро­ну­лась до его ле­вой ру­ки и ска­за­ла, под­ра­жая его ин­то­на­ции: ”Это прав­да тя­же­лое чув­ст­во, не так ли?” Он кив­нул. За­тем я из­ме­ни­ла по­зу и спро­си­ла: ”Пре­ж­де чем воз­ник­ло это чув­ст­во, что те­бе нра­ви­лось де­лать?” Он под­нял го­ло­ву, за­тем взгля­нул на ме­ня, за­тем под­нял гла­за вверх вле­во и ска­зал: ”Я люб­лю баль­ные тан­цы. На по­след­нем кон­кур­се на­ша па­ра за­ня­ла вто­рое ме­сто”. Я спро­си­ла, бы­ли ли у не­го дни, ко­гда он по­лу­чал от за­ня­тий осо­бое удо­воль­ст­вие. Он улыб­нул­ся и ска­зал: ”Да, хо­тя сна­ча­ла я вол­но­вал­ся, то­гда на кон­кур­се мне все уда­ва­лось”.

В этот мо­мент он си­дел пря­мо, го­ло­ва бы­ла при­под­ня­та, он улы­бал­ся. Я спро­си­ла: ”Не­у­же­ли прав­да?” Он ши­ро­ко улыб­нул­ся и ска­зал: ”Ко­неч­но, прав­да!” По­ка он это го­во­рил, я про­тя­ну­ла ру­ку, до­тро­ну­лась до его пра­вой ру­ки и ска­за­ла: ”От­лич­но, я уве­ре­на, что это бы­ло чу­дес­ное чув­ст­во!” Что­бы уси­лить по­ло­жи­тель­ный якорь, я по­про­си­ла его опи­сать, что имен­но он чув­ст­во­вал внут­ри, и где это при­ят­ное чув­ст­во на­хо­ди­лось. Он до­тро­нул­ся до верх­ней час­ти гру­ди чуть сле­ва и ска­зал: ”Здесь очень те­п­ло”. В этот мо­мент я сно­ва кос­ну­лась его пра­вой ру­ки и по­вто­ря­ла при­кос­но­ве­ние, по­ка он про­дол­жал опи­сы­вать, что он чув­ст­во­вал, как вы­гля­дел, и ка­кая му­зы­ка зву­ча­ла (он от­ве­чал на мои во­про­сы). “Те­бе нра­вит­ся сно­ва вспо­ми­нать об этом и ис­пы­ты­вать та­кие при­ят­ные чув­ст­ва?”- спро­си­ла я. Он, про­дол­жая улы­бать­ся, кив­нул. За­тем я кос­ну­лась его ле­вой ру­ки и по­про­си­ла на­прячь­ся и вспом­нить, как он чув­ст­во­вал се­бя до это­го на уро­ке. Он не­ко­то­рое вре­мя про­дол­жал улы­бать­ся, гля­дя пе­ред со­бой, за­тем на мгно­ве­ние опус­тил гла­за вниз и сно­ва под­нял го­ло­ву. “Я не мо­гу вспом­нить, как это бы­ло. Мне труд­но это сде­лать”. Про­ве­рив та­ким об­ра­зом раз­ру­ше­ние ста­ро­го яко­ря, я ре­ши­ла про­ве­рить по­ло­жи­тель­ный якорь. До­тро­нув­шись до пра­вой ру­ки маль­чи­ка, я спро­си­ла: ”Я убе­ж­де­на, что вто­рое пе­ре­жи­ва­ние го­раз­до при­ят­нее?” Его от­ве­та про­сто не тре­бо­ва­лось. За­тем я кос­ну­лась ле­вой ру­ки: ”Ты дей­ст­ви­тель­но пред­по­чи­та­ешь вто­рое чув­ст­во?” Его ли­цо из­ме­ни­лось, взгляд опус­тил­ся, и он про­го­во­рил: ”Да, мне уже го­раз­до спо­кой­нее ду­мать об этом”. И я сно­ва вер­ну­лась к по­ло­жи­тель­но­му яко­рю. За­тем не­ко­то­рое вре­мя мы ра­бо­та­ли, что­бы раз­мес­тить сло­вар­ные сло­ва на сте­нах тан­це­валь­но­го за­ла. И ко­гда он пред­став­лял се­бя тан­цую­щим, он мог ви­деть их. В этот мо­мент я од­но­вре­мен­но ка­са­лась его рук (“ней­тра­ли­за­ция” яко­рей). Не­сколь­ко мгно­ве­ний он вы­гля­дел рас­те­рян­ным, а за­тем уст­ро­ил­ся по­удоб­нее и удив­лен­но ска­зал: ”Мо­гу ска­зать, что сло­вар­ные сло­ва не та­кая уж га­дость”.

Ес­ли вы оп­ре­де­ли­ли не­га­тив­ное со­стоя­ние и ус­та­но­ви­ли якорь, пом­ни­те, что при ус­та­нов­ке по­ло­жи­тель­но­го яко­ря вы­би­ра­ет­ся рав­ное по мощ­но­сти или бо­лее силь­ное по­зи­тив­ное пе­ре­жи­ва­ние. Ино­гда мо­жет по­на­до­бить­ся два-три по­ло­жи­тель­ных яко­ря. Для реа­ги­ро­ва­ния раз­ным лю­дям тре­бу­ет­ся раз­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни: кто-то мгно­вен­но на­чи­на­ет улы­бать­ся, сто­ит кос­нуть­ся по­ло­жи­тель­но­го яко­ря, ко­му-то мо­жет по­на­до­бить­ся не­сколь­ко се­кунд. Дай­те вре­мя и по­на­блю­дай­те, как это про­ис­хо­дит. И еще, по­жа­луй, са­мое важ­ное. Без это­го поч­ти не­воз­мож­но до­бить­ся нуж­но­го ре­зуль­та­та. Ставь­те яко­ря толь­ко то­гда, ко­гда вы знае­те, что та­кое РАП­ПОРТ и умее­те под­дер­жи­вать его в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции.

В на­шей прак­ти­ке бы­ли слу­чаи, ко­гда учи­те­ля жа­ло­ва­лись, что им труд­но взаи­мо­дей­ст­во­вать с не­ко­то­ры­ми уче­ни­ка­ми в клас­се. Пер­вое, че­му им не­об­хо­ди­мо бы­ло нау­чить­ся, - это ус­та­нов­ка и под­дер­жа­ние рап­пор­та. До­воль­но час­то он воз­ни­ка­ет не­за­мет­но, как бы сам по се­бе. Но ес­ли от­но­ше­ния ме­ж­ду уче­ни­ком и учи­те­лем на­ру­ше­ны, то установление рап­пор­та - сверх­за­да­ча учи­те­ля. По­это­му, ес­ли вы хо­ти­те быть эф­фек­тив­ны­ми, по­зволь­те се­бе по­лу­чить удо­воль­ст­вие от уме­ния лег­ко ус­та­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать рап­порт. Го­раз­до бо­лее слож­ным яв­ля­ет­ся установление и под­дер­жа­ние рап­пор­та со всей груп­пой. Но об этом мы рас­ска­жем в дру­гой ис­то­рии.

Итак, на­ко­нец обе­щан­ная ме­та­фо­ра.

 

Мо­жет быть, не вся ис­то­рия, ко­то­рую ты сей­час слу­ша­ешь, по­ка­жет­ся те­бе очень важ­ной. За­бав­но, как раз­ные час­ти внут­ри нас вы­би­ра­ют, что им сей­час осо­бен­но ин­те­рес­но? И пре­ж­де чем я за­кон­чу рас­ска­зы­вать, ты пой­мешь, что за­ин­те­ре­со­ва­ло те­бя боль­ше все­го.

Эту ис­то­рию рас­ска­зал мне мно­го лет на­зад один маль­чик, с ко­то­рым мы си­де­ли за од­ной пар­той. Он очень лю­бил со­би­рать цвет­ные стек­лыш­ки. У не­го бы­ла це­лая при­горш­ня не­из­вест­но где най­ден­ных цвет­ных ос­кол­ков. Он вы­кла­ды­вал из них кра­си­вые узо­ры или про­сто пе­ре­сы­пал из ру­ки в ру­ку. А у ме­ня бы­ло ма­лень­кое кар­ман­ное зер­каль­це, в ко­то­рое я час­тень­ко тай­ком смот­ре­лась на уро­ке.

Од­на­ж­ды учи­тель­ни­ца за­да­ла нам рас­кра­сить кар­ту звезд­но­го не­ба и ска­за­ла: ”На­ри­суй­те и срав­ни­те ри­су­нок с тем, что су­ще­ст­ву­ет в ре­аль­но­сти”. И мой со­сед на­ри­со­вал на тем­но-си­нем фо­не яр­кие звез­доч­ки, над­пи­сав ка­ж­дое со­звез­дие, по­то­му что у его бра­та бы­ла от­лич­ная кни­га по ас­тро­но­мии. Здесь бы­ло со­звез­дие Боль­шая Мед­ве­ди­ца и По­ляр­ная звез­да, со­звез­дие Во­ло­сы Ве­ро­ни­ки и мно­гое дру­гое. Все не­бо бы­ло как на ла­до­ни.

А ве­че­ром он вы­шел по­гу­лять с со­ба­кой, слу­чай­но под­нял го­ло­ву вверх и уви­дел тем­ное звезд­ное не­бо, ко­то­рое кру­жи­лось над его го­ло­вой. Оно свер­ка­ло мил­лио­на­ми звезд, на­зва­ний ко­то­рых он не знал. И чем боль­ше он смот­рел, тем силь­нее ему ка­за­лось, что звез­ды дви­жут­ся. И не­ко­то­рые скла­ды­ва­лись в со­звез­дия. Он да­же на­шел По­ляр­ную звез­ду и ковш Боль­шой Мед­ве­ди­цы. И мно­гие со­звез­дия, на­ри­со­ван­ные на его кар­те, он не уз­на­вал. И то­гда он по­нял, что ска­жет зав­тра в шко­ле: ”Кар­та не все­гда по­хо­жа на ре­аль­ность, ко­то­рая боль­ше лю­бой кар­ты”.

До­ма, удоб­но уст­ро­ив­шись в крес­ле, он на­чал ждать, ко­гда при­дет ма­ма. Он не за­ме­тил, как за­дре­мал. Уди­ви­тель­но, как час­то са­мое ин­те­рес­ное про­ис­хо­дит с на­ми во сне! Ему сни­лось, как ле­том он был на мо­ре и хо­дил на пляж. Но­ги уто­па­ли в те­п­лом пес­ке, спи­ну пек­ло солн­це, кри­ча­ли чай­ки, и вол­ны с ши­пе­ни­ем на­бе­га­ли на бе­рег. И ему за­хо­те­лось сде­лать что-ни­будь, и он ре­шил по­стро­ить за­мок из мок­ро­го пес­ка. Он брал гор­сти те­п­ло­го мок­ро­го пес­ка од­ну за дру­гой, и они мед­лен­но сте­ка­ли ка­п­ля за ка­п­лей ме­ж­ду паль­ца­ми. Од­на горсть пес­ка, дру­гая, тре­тья... И с по­мо­щью во­ды и при­кос­но­ве­ний паль­цев он при­да­вал пес­ку фор­му, по­ка под его ру­ка­ми пе­сок не пре­вра­тил­ся в вы­со­кий за­мок. И то­гда он обо­шел за­мок во­круг, а кто-то ска­зал: ”Этим мож­но гор­дить­ся”. И он по­ду­мал: ”Ес­ли вол­ны смо­ют его, я смо­гу сде­лать но­вый, по­то­му что я знаю, как это де­лать”. И он за­крыл гла­за и под­нял го­ло­ву. Пе­ред ним воз­ник­ла кар­тин­ка. Мо­ре, не­бо, бе­рег и его за­мок. И он по­ду­мал: ”Те­перь я знаю, как со­хра­нить это в па­мя­ти на­все­гда. Нуж­но про­сто под­нять го­ло­ву и уви­деть”.

Ко­гда до­мой вер­ну­лась ма­ма, она дер­жа­ла в ру­ках ка­кую-то стран­ную вещь. Это был ка­лей­до­скоп - гор­ст­ка цвет­ных стек­лы­шек, зер­каль­це и пла­ст­мас­со­вая тру­боч­ка. “Это те­бе, - ска­за­ла она. - Зна­ешь, цвет­ные стек­лыш­ки, зер­ка­ла и тру­боч­ки из­вест­ны уже мно­го сто­ле­тий. Для од­них они су­ще­ст­ву­ют са­ми по се­бе, а для дру­гих слу­жат ма­те­риа­лом для соз­да­ния фан­та­сти­че­ских узо­ров и мно­го­цвет­ных об­ра­зов, ко­то­рые от­кры­ва­ет пе­ред ни­ми ка­лей­до­скоп. Вме­сте они пре­об­ра­жа­ют мир”. И она про­тя­ну­ла ему по­да­рок. Это дей­ст­ви­тель­но был ка­лей­до­скоп.

 

Те­перь мо­же­те раз­дать дик­тан­ты, и пусть ка­ж­дый по­ра­бо­та­ет со свои­ми ошиб­ка­ми, ис­поль­зуя стра­те­гию ор­фо­гра­фии и ин­ди­ви­ду­аль­ные тек­сты. За­тем мо­же­те еще раз вы­пол­нить уп­раж­не­ние “Круг со­вер­шен­ст­ва.” За­вер­шая курс за­ня­тий, по­про­си­те ка­ж­до­го по­ду­мать не­ко­то­рое вре­мя (ров­но столь­ко, сколь­ко ему по­на­до­бит­ся) и ска­зать, “как это бы­ло”, на что для не­го бы­ло по­хо­жа ра­бо­та на этих за­ня­ти­ях. Пред­ло­жи­те на­чи­нать свой, воз­мож­но, ко­рот­кий, а мо­жет быть, и длин­ный, рас­сказ сло­ва­ми: ”Это бы­ло по­доб­но то­му, как ес­ли бы...” (Или про­сто “Это бы­ло по­доб­но...”) Вы знае­те, что рам­ка “как ес­ли бы” яв­ля­ет­ся очень эф­фек­тив­ной. Это уп­раж­не­ние (на са­мом де­ле, это ни что иное, как со­став­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных ме­та­фор) про­во­дит­ся в об­щем кру­гу, вклю­чаю­щем, ко­неч­но, и ве­ду­ще­го.


 

ЗА­ВЕР­ШЕ­НИЕ.

За­вер­шая эту ра­бо­ту, я при­гла­шаю вас, но не уп­ра­ши­ваю, по­пы­тать­ся ис­поль­зо­вать то, о чем вы про­чи­та­ли. Ка­ж­дый день де­лай­те на сво­их уро­ках что-ни­будь но­вое и не­ожи­дан­ное и рас­ши­ряй­те свою кар­ту, про­дол­жая это де­лать! Пусть она ста­нет еще яр­че, пол­но­звуч­нее и бо­га­че. Ис­поль­зуй­те но­вое. Я ве­рю, что это бу­дет под­дер­жи­вать вас.

Хо­чу ска­зать в за­вер­ше­ние, что эта кни­га вы­зы­ва­ет у ме­ня сме­шан­ные чув­ст­ва. Мне од­но­вре­мен­но лег­ко и ра­до­ст­но от то­го, что она за­кон­че­на, и все же по­че­му-то гру­ст­но. Ино­гда мне ка­жет­ся, что я мог­ла бы сде­лать кни­гу луч­ше и ин­те­рес­нее. Я на­де­юсь, что вам бу­дет со­пут­ст­во­вать уда­ча в ис­поль­зо­ва­нии то­го, что вы те­перь знае­те. Че­ст­но го­во­ря, не ка­ж­дый день вас ожи­да­ет пол­ный ус­пех. Я уве­ре­на, что са­ма нау­чи­лась эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать эту ме­то­ди­ку и на ус­пе­хах, и на не­уда­чах (воз­мож­но, не­уда­чи да­же боль­ше по­мо­га­ли мне со­вер­шен­ст­во­вать этот ме­тод?).

Я хо­те­ла бы, что­бы вы счи­та­ли, что ес­ли один че­ло­век мо­жет пи­сать гра­мот­но, то это­му мож­но нау­чить и дру­гих. Мы зна­ем, как де­лать это ус­пеш­но. По­про­буй­те... у вас по­лу­чит­ся.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. СТРА­ТЕ­ГИЯ ОР­ФО­ГРА­ФИИ

1. По­мес­ти­те пра­виль­ное на­пи­са­ние сло­ва на­про­тив се­бя так, что­бы вы мог­ли его лег­ко ви­деть.

2. За­крой­те гла­за и по­ду­май­те о чем-то при­ят­ном и рас­слаб­ляю­щем. Ко­гда это чув­ст­во ок­реп­нет, от­крой­те гла­за и по­смот­ри­те на сло­во.

3. Под­ни­ми­те гла­за вверх вле­во и на­ри­суй­те это пра­виль­ное на­пи­са­ние во внут­рен­нем взо­ре. (Ес­ли это ка­жет­ся труд­ным, ис­поль­зуй­те “По­лез­ные под­сказ­ки” ни­же).

4. Взгля­ни­те на во­об­ра­жае­мый ва­ми об­раз это­го сло­ва и за­пи­ши­те бу­к­вы, ко­то­рые ви­ди­те. Сверь­тесь с пра­виль­ным на­пи­са­ни­ем. Ес­ли вы ошиб­лись, вер­ни­тесь на од­ну сту­пень.

5. По­смот­ри­те на во­об­ра­жае­мый внут­рен­ний об­раз и на­пи­ши­те сло­во за­дом на­пе­ред (спра­ва на­ле­во). Про­верь­те на­пи­са­ние. Ес­ли есть ошиб­ки, вер­ни­тесь на три сту­пе­ни.

 

ПО­ЛЕЗ­НЫЕ ПОД­СКАЗ­КИ

А. Ес­ли вам труд­но внут­рен­не ви­зуа­ли­зи­ро­вать сло­во, нач­ни­те с ма­лень­ких и про­стых слов.

Б. Вы­бе­ри­те хо­ро­шо зна­ко­мое вам сло­во (на­при­мер, ва­ше имя) и про­го­во­ри­те его по бу­к­вам вслух сна­ча­ла в пря­мом, а за­тем в об­рат­ном по­ряд­ке (этот при­ем ис­поль­зу­ет­ся при про­вер­ке стра­те­гии ор­фо­гра­фии и для бо­лее ус­пеш­но­го встраи­ва­ния но­вой стра­те­гии: ес­ли гла­за идут в ви­зу­аль­ную па­мять, за­пом­нить по­ло­же­ние об­раза и ис­поль­зо­вать это про­стран­ст­во для при­по­ми­на­ния слоа).

В. Раз­бей­те сло­во на груп­пы из трех букв и по­строй­те кар­тин­ку сло­ва из этих групп по­сле­до­ва­тель­но.

Г. Не­яс­ные бу­к­вы вы­де­ли­те, сде­лав их боль­ше или ка­ким-то об­ра­зом из­ме­нив на­пи­са­ние по срав­не­нию с дру­ги­ми.

Д. За­крась­те сло­во сво­им лю­би­мым цве­том.

Е. Рас­по­ло­жи­те бу­к­вы на зна­ко­мом для вас фо­не. Изо­бра­зи­те что-ни­будь зна­ко­мое - пред­мет или сцен­ку, как ки­но­кадр, а за­тем по­ставь­те бу­к­вы, ко­то­рые вам нуж­но за­пом­нить, над ним.

Ж. Ес­ли это длин­ное сло­во, умень­ши­те бу­к­вы так, что­бы все сло­во це­ли­ком лег­ко пред­став­ля­лось мыс­лен­но.

З. На­ри­суй­те в воз­ду­хе паль­ца­ми си­лу­эт бу­к­вы, в уме пред­став­ляя, ка­кие бу­к­вы вы пи­ше­те.

 

ОБОБ­ЩЕ­НИЕ ПО СТРА­ТЕ­ГИ­ЯМ

ПРА­ВО­ПИ­СА­НИЯ

Наи­бо­лее не­ус­пеш­ная стра­те­гия на­чи­на­ет­ся с не­га­тив­ной ки­не­сте­ти­ки.

Рас­про­стра­нен­ная ошиб­ка - ис­поль­зо­ва­ние об­лас­ти ви­зу­аль­но­го кон­ст­руи­ро­ва­ния.

Са­мая эф­фек­тив­ная стра­те­гия - на­чи­нать в ви­зу­аль­ной па­мя­ти, за­кан­чи­вать в по­зи­тив­ной ки­не­сте­ти­ке (как пра­ви­ло, по­зи­тив­ные чув­ст­ва свя­за­ны со сред­ней ли­ни­ей те­ла).


Приложение 2. Раздаточнные материалы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.