Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа Тайка и ее роль в истории культуры японского общества VI—VII вв. 1 страница




Часть II. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ ПЕРИОДА ПЕРЕХОДА ОТ ДРЕВНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI—VIII вв.).

Сложившаяся примерно в III в. в результате завое­вания Центральной Японии племенным союзом Северного Кюсю политическая организация — Ямато—была первым государственным образованием, основанным уже не на чис­то племенном этническом принципе, а на территориальном. В рамках Ямато совершается переход от этнической общно­сти, присущей прежнему племенному союзу, которая опира­лась на кровнородственные связи и систему военной демо­кратии, к народности, основанной на общности территории, экономической жизни, языка, культуры. В этот период появ­ляется и этническое самосознание, которое отражается и в искусстве. О большинстве ханива можно сказать, что они несомненно изображают японцев.

Вследствие того, что до сих пор социологическая проб­лема «народности» не подвергнута специальному научному исследованию, отсутствуют четкие критерии, позволяющие определить характер народности, сложившийся на террито­рии Ямато. Решение проблемы осложняется еще и тем, что японские письменные источники датируются периодом более поздним (VII в.), а китайские источники «Вэйчжи» повест­вуют о стране ва в III в. После III в. в китайской историо­графии наступил большой перерыв, и последующие китай­ские источники относятся лишь к эпохе Тан.

Экспансия на северо-восток, которая продолжалась не­прерывно в IV—VII и последующих веках, о чем, помимо археологических материалов и данных «Кодзики» и «Нихон-ги», свидетельствует песенный фольклор, зафиксированный в «Манъёсю» и «Фудоки», способствует становлению японской народности. Ее представители заселяли вновь завоеванные территории, противопоставляя себя «варварам» — жителям захваченных земель. В то же время завоевание новых зе­мель ведет к появлению служилой знати1, которая начина­ет теснить старую родовую аристократию. Достаточно чет­ко зафиксированная ханива и более поздними письменными источниками социальная дифференциация, усиление власти главы племенного союза, превращение его в государя, уси­ление роли служилой знати, наконец, необходимость дер­жать в подчинении всю, в том числе и завоевываемую, территорию способствуют развитию государственной орга­низации, становящейся теперь над родо-племенной органи­зацией.

Но в V и первой половине VI в. процесс феодализации шел, по-видимому, еще достаточно медленно и родо-племен-ная знать еще играла ведущую роль. К ней принадлежал и род общеплеменного царя, причем борьба за титул верхов­ного правителя — сумэраги (тэнно) — постоянно в течение V—VI вв. велась между несколькими родами, хотя, соглас­но версии «Кодзики» и «Нихонги», японские государи не­прерывно наследуют титул государя внутри одного и того же рода. Сумэраги, или тэнно, объединяли светскую и ду­ховную власть. И самый термин, которым в древности обо­значалось «правительство» — мацуригото, буквально означа­ет совершение мацури — праздничного обряда, т. е. попросту отправление культа-.

К наиболее могущественным родам принадлежали Нака-томи и Имибэ, сосредоточившие в своих руках высшие жреческие функции, Отомо, Мононобэ и Сога — телохрани­тели государя, вожди его дружины и казначеи. Главы са­мых влиятельных родов, ведавших важными делами при дворе (казной, судом, военным делом и пр.), имели звания (кабана) — оми (придворных), мурадзи (военных), куни-но мияцуко (управители провинций), томо-но мияцуко (упра­вители томобэ — придворных должностей) и др. Всего на­считывалось девять кабанэ.

Основную массу населения составляли свободные члены общины, которые занимались главным образом земледелием, а также охотой и рыболовством. Они владели пахотной зем­лей и различными угодьями (лесами, пастбищами) и пр.

1 Найденные в Канто многочисленные ханива, изображающие воинов, может быть, воспроизводят также дружинников государя, завоевывающих этот район.

 

Но имелись также земельные участки (преимущественно не­пахотные земли: охотничьи угодья, пастбища), которые на­зывались тадокоро. Они находились в руках родовой знати. Царский род владел многими землями в разных местах — так называемыми минасиро, а царь лично — микосиро и миэгата. Кроме того, царю принадлежали рисовые поля — миякэ, на которых находились рисовые амбары — основное богатство в то время. К началу реформы Тайка царь имел во всех районах Ямато 181 миякэ. Царские земли возделы­вали не только общинники, но и специальные «полевые ра­ботники»— табэ. Микосиро, например, обрабатывали спе­циально учрежденные Такэрубэ, которые, по преданию, предназначались для увековечения памяти Яматотакэру-но Микото. Видимо, такие же бэ распахивали целину (мата) на вновь захваченных землях, которые становились собст­венностью царя.

Из свободных общинников старейшины рода набирали дружинников. Общинники обязаны были вносить определен­ную часть продуктов земледелия — татикара, продуктов охоты, рыболовства и некоторые ремесленные изделия (тка­ни, циновки, вату и пр.)— мицуги, а также выполняли ра­боты на строительстве каналов, дорог, дамб, курганов, кре­постей-острогов и пр. Такая повинность называлась этати. Рабы — нухи (конухи), яцуко (кояцуко) — составляли, видимо, весьма незначительную часть населения и использо­вались лишь в качестве слуг или на тяжелых и неквалифици­рованных работах.

Очень важную роль в жизни Ямато играли так назы­ваемые бэ. Характер и происхождение бэ пока еще не вы­яснены. По этому вопросу существуют различные теории. Большинство исследователей считают, что они представляли высшую категорию рабов, главным образом иноземного (ки­тайского и корейского) происхождения, которые были либо высококвалифицированными ремесленниками, либо учеными писцами, учителями и пр. Некоторые историки полагают, что бэ были полусвободными, приписанными к определенным родам, на которых они работали. Члены корпорации бэ были наследственными, однако они не были связаны между собой кровным родством. Их зависимость, по мнению Ва-цудзи Т. [30] или Г. Сэнсома [97], напоминает зависи­мость членов ремесленных корпораций позднего Рима. Известно, что большая часть бэ принадлежала царскому роду. По сведениям «Нихонги», в V и VI вв. в Ямато прибывало множество людей из Цинь и Хань. Они расселились на царских землях и образовали там несколько корпораций бэ, главы которых были назначены государем из числа иммигрантов.

Однако проблемы, связанные с корпорациями бэ, пред­ставляются значительно более сложными. Прежде всего сле­дует подчеркнуть неоднородность бэ как с социальной, так и с экономической точки зрения. В так называемой «Мо-моясо-но Томо» — росписи 180 бэ — перечислены такие, на-.пример, бэ, как имибэ (совершающий ритуал), мононобэ (оружейники и военачальники), кумэбэ (солдаты), танабэ (работники на рисовых полях), амабэ (рыбаки), орибэ (ткачи), хасэбэ (гончары), фубитобэ (писцы), асабэ (тол­мачи), урабэ (прорицатели), катарибэ (рассказчики), ума-каибэ (конюхи), югэбэ (лучники), кадзибэ (кузнецы) и т. д. [25, 37].

В «Нихонги», начиная со свитка, в котором заключен миф об Аматэрасу, и затем на протяжении почти всех глав, встречаются упоминания самых различных бэ. Тут и высшие жрецы — имибэ, и бронзовых дел мастера, и кузнецы — по­томки божественного кузнеца Амэ-но Коянэ, и воспитатели царских детей и т. п. Даже в «Фудоки» встречается упоми­нание о бэ-поварах и пр. О бэ — мастерах по изготовлению ханива и хранителях царских могил говорилось выше. Может быть, это и были имибэ. Во всяком случае, их прямое отно­шение к жреческой корпорации несомненно.

Такая пестрота заставляет предположить, что категория бэ объединяла самые различные социальные и этнические группы, в которые входили и свободные, и зависимые, и по­лусвободные, и рабы японского, китайского и корейского происхождения. Одни, может быть, происходили из среды рабов-иноземцев, захваченных, подаренных или купленных, другие — по-видимому, вышли из среды местной знати (ими­бэ, мононобэ), ведущей свой род от местного божества (предки вождей прежних племен), а третьи вышли в свое время из среды свободных общинников. Возможно, что эти последние принадлежали к слабому роду, побежденно­му более сильным, и были превращены в зависимое насе­ление.

Имибэ и мононобэ могли вновь возвыситься, уже будучи подчиненными царскому роду и получив от него звание му-радзи. Первоначально это были выходцы из местной аристо­кратии Кинай. Признав суверенитет верховного божества главы Ямато, они превратили свои родовые божества в его подданных. Не случайно имибэ, как и царский род, владели в провинции множеством земель и бэ.

Интересно, что ни кумасо, ни эбису, завоевательные вой­ны против которых постоянно вело Ямато, не превращались в бэ, что лишний раз подчеркивает привилегированное поло­жение бэ. Не случайно ведь после так называемой реформы Тайка, оформившей феодализацию страны, прежний инсти­тут бэ формально перестал существовать. Из него выдели­лись феодалы, крестьяне и ремесленники. При этом ра­бы различных категорий еще продолжали существовать и после реформы, в VIII—IX вв. Термин «бэ» со второй примерно половины VIII в. обычно обозначает просто ре­месленника.

В политической истории V и VI вв. Мононобэ наряду с такими могущественными родами как Накатоми и Отомо, также имевшими звание мурадзи, играли ведущую роль, вы­ступая серьезными претендентами на царскую власть. И су-мэраги стремятся противостоять их натиску и создают в ка­честве опоры своей власти новые бэ (в частности, из корей­цев и китайцев). В VIII в. наименования бэ становятся фа­милиями.

Приведенные данные говорят о сложности института бэ и о необходимости специального его изучения.

В VI в. происходит ожесточенная борьба за власть меж­ду вождями родов Накатоми и Мононобэ, с одной стороны, и Сога— с другой. Очень скоро в этой борьбе начинает играть серьезную роль буддизм.

Буддизм проникает в Японию вместе с китайской пись­менностью примерно на рубеже IV и V вв. в период актив­ного вмешательства Ямато в войну между корейским госу­дарством Пэкче, на стороне которого выступала Япония, и Когурё. К этому времени японцы захватили на юге Корей­ского полуострова территорию Мимана и превратили ее всю во владения царя Ямато — миякэ.

Около 400 г. из Пэкче было отправлено в Японию спе­циальное посольство. В его состав входили два китайских ученых корейского происхождения, названные в «Нихонги» Акити и Вани. Они привезли с собой свитки на китайском и корейском языках. По традиции этот момент считается началом введения китайской письменности в Японии. Одна­ко в V в. письменность была еще достоянием очень немногих и только в конце V — начале VI в., когда китайское письмо было приспособлено к японскому языку2, получила практи­ческое применение.

Проповедь буддизма пользовалась успехом среди могуще­ственной аристократии, особенно среди окружения царя пос­ле завоевания Мимана, когда значительно усилился приток иммигрантов из Кореи. Вообще захват корейской провинции несомненно способствовал синтезу феодализма в Ямато. По­этому буддийских миссионеров, деятельность которых весь­ма значительно возросла после II (или IV) собора в Кушан-ском царстве, ожидали благоприятные условия.

Род Сога, составляющий ближайшее окружение царя (в VI в. установилась традиция, по которой царь должен был жениться на женщинах из рода Сога), одним из пер­вых принял буддизм, видя в нем опору в борьбе за власть.

В 552 г., за десять лет до того, как третье из корейских феодальных государств Силла, усилившись, отвоевало у Японии Мимана и заставило японцев покинуть полуостров, из Пэкче, искавшего у Ямато помощи против Силла, было отправлено ко двору сумэраги пышное посольство. Среди прочих даров в Японию была привезена бронзовая скульп­тура Будды и несколько свитков сутр, которые сначала были приняты очень благосклонно. Сога даже поместили бронзо­вого Будду в синтоистский храм. Но вскоре против Сога выступили Накатоми при поддержке Мононобэ. Борьба осо­бенно обострилась после потери Мимана. Воспользовавшись волнениями, которые начались в связи с поражением в Ко­рее, Мононобэ и Накатоми объявили, что разгневанные син­тоистские божества требуют возмездия, и сбросили Будду в воды канала Нанива. Однако победа противников буддизма оказалась непрочной. Во время вспышки моровой язвы Сога с помощью буддийских монахов сумели склонить царя на сторону буддизма, и глава рода Сога, Умако, получил раз­решение возобновить культ Будды и начать строить неболь­шие буддийские храмы. Мононобэ продолжали ожесточен­ную борьбу, но в 587 г. Умако Сога окончательно разгромил Мононобэ и Накатоми и возвел на престол своего ставлен­ника Судзин, принявшего буддизм.

К концу VI в. влияние буддизма и Сога при дворе и сре­ди знати настолько возросло, что высшее синтоистское жре-

2 В первых письменных памятниках Японии написание текста по-ки­тайски сочеталось с применением иероглифов для фонетической транскрип­ции японских слов.

 

чество и светская знать, его поддерживающая, оказались оттесненными на задний план. После того как в 593 г. при поддержке Сога регентом-тайси стал Умаядо (Сётоку-Тай-си), началось усиленное внедрение иноземной культуры и буддизма (преимущественно махаянистской его ветви).

Дальнейшее развитие японской государственности совер­шается под знаком крепнущего влияния буддизма. Центра­лизованная и иерархически организованная буддийская цер­ковь послужила в значительной мере образцом и для фор­мирования государства. Буддизм проникает во все сферы политической и культурной жизни. Проповедь махаянизма, утверждающая, что независимо от происхождения и положе­ния в обществе каждый человек неизбежно подвергается страданию, но достоин спасения, была обращена равно как к монаху-аскету, так и к мирянину и как нельзя лучше слу­жила сильнейшим средством идеологического воздействия. Квиетизм махаянистской проповеди оказался весьма дейст­венным орудием в руках правящей верхушки. Успешному проникновению буддизма немало способствовал космополи­тический характер, который он приобрел к тому времени. На III Буддийском соборе система махаянистского вероуче­ния подверглась строгой регламентации — был упорядочен пантеон, определены формы церковной организации, которая была построена по феодальному признаку, а главное — было признано необходимым начать широкую проповедь буддиз­ма во всех землях. Со времени собора вероучение махаяны претерпело серьезные изменения. Была преодолена замкну­тость, первоначально присущая буддизму, в него вошел це­лый ряд разнородных элементов, заимствованных из верова­ний тех народов, среди которых проповедники насаждали буддийское вероучение. В Японию буддизм махаяны пришел в значительной степени обмирщенным.

В японской историографии принято делить политическую историю VI—VIII вв. на три периода: Асука (552—645), Ха-кухо (645—724) и Тэмпё (725—794). Однако для истории культуры подобная периодизация не представляется оправ­данной, так как она слишком дробная и не соответствует основным этапам развития страны. Скорее, можно выделить следующие периоды истории VI—VIII вв.

Первый период начинается с внедрения буддизма в VI в. в ожесточенной политической борьбе, которая завершается торжеством буддизма при Сётоку-Тайси и продолжается вплоть до начала VIII в.

Второй период охватывает VIII в. и совпадает с расцве­том буддизма в Японии, сопровождающимся грандиозным строительством и созданием выдающихся памятников искус­ства. Это — период становления синкретического вероучения рёбусинто, отразившегося и на характере культуры и искус­ства того времени.

Вершиной первого периода является время правления Сётоку-Тайси (593—621); во втором периоде кульминация приходится на царствование Сёму (724—745).

Сётоку-Тайси — выдающийся политический деятель и ре­форматор древности. В годы его правления строится множе­ство буддийских храмов, интерьер которых украшается разнообразной скульптурой и живописью. К концу жизни Сётоку-Тайси в Японии насчитывалось уже 46 таких храмов (среди них Хорюдзи, Ситэннодзи, Хоккэдзи и др.). В 603 г., как утверждает «Нихонги», он ввел табель о рангах. Разли­чия в рангах определялись по китайской традиции (по об­разцу суйского двора), т. е. по форме головных уборов и ткани, из которой они изготовлялись. Взамен наследствен­ных званий (кабанэ) устанавливались 12 рангов [25, 129]. В 604 г. в Японии введен китайский календарь. В том же 604 г. провозглашен так называемый «Закон 17 статей». Собственно говоря, этот закон еще не представлял собой свода действующего законодательства. Скорее, это был весь­ма авторитетный сборник поучений в добродетели, состав­ленный, по-видимому, учеными, принадлежавшими к китай­ской богословской школе. Крайне тенденциозный, как и все сочинения такого рода, «Закон 17 статей» помимо буддизма отмечен также серьезным влиянием конфуцианства, вместе с которым в арсенале японской учености появляются также и элементы даосизма. Изложенные довольно бессистемно, мо­рально-этические поучения, заключенные в сборнике, могут служить рекомендацией к применению норм обычного права, которое существовало в это время и служило основой для судопроизводства. Впоследствии в VIII и особенно в X—XIII вв., когда правовые нормы были систематизированы и записаны в полном соответствии с феодальной юрисдик­цией, составители различных кодексов и философско-юриди-ческих трактатов любили ссылаться на «Закон 17 статей».

Это сочинение может рассматриваться и как древнейший в Японии памятник литературы. В статье 10 в художествен­но-риторической форме изложен облеченный в буддийскую оболочку принцип, допускающий некоторое противопоставление отдельной человеческой личности всему остальному обществу: «Ибо все люди имеют сердце и в каждом сердце свои убеждения. То, что верно для другого, неверно для ме­ня, и, наоборот, то, что правильно для нас, для них — не­правильно. Мы не мудры безусловно, так же как и они не абсолютно невежественны и глупы. Все мы — обыкновенные люди - никто не может установить мерила для определения мудрости или невежества. Все мы подобны кругу, лишен­ному концов. Поэтому, хотя иные и дают волю гневу, нам следует, наоборот, страшиться своих ошибок, и, хотя бы я один и знал истину, поступать надо, следуя воле большин­ства» [25, 131].

Содержание и форма изложения статьи 10, как и ряда других (5, 8, 12—16), заставляют предположить, что сочи­нение или отдельные его части были написаны позднее. Направленность памятника, стремление его автора, или ав­торов, помимо пропаганды буддизма подорвать родовую систему, помочь утверждению власти царя, опираясь не только на буддийские, но и на конфуцианские принципы государственности, сближают его с содержанием будущих реформ, программу которых «Закон 17 статей», во всяком случае, подготовил идеологически.

Деятельность Сётоку-Тайси подготовила радикальную реформу земельной. системы и административного управле­ния. Насаждая новые порядки, он стремился подчинить всю свою политику одной главной цели, а именно установлению по китайскому образцу единовластия царя и ослаблению его главных противников — родовой знати.

В 607 г. из Ямато в Китай (ко двору Суй) во главе большого посольства был отправлен Оно-но Имоко. В 608 г. он возвратился в сопровождении китайского посла. Власть Сётоку-Тайси достигла зенита. При дворе начинают вести летопись на китайском языке. По преданию, в 620 г. были завершены два исторических сочинения, приписываемые Сётоку-Тайси,— «Тэнно-ки» («Летопись царей») и «Коку-ки» («Летопись государства»). Целый штат монахов (корейцев, китайцев, японцев) был занят перепиской буддийских сутр и китайских комментариев к ним. Свитки украшались жи­вописью руками опытных мастеров. При Сётоку-Тайси про­исходит усиленная иммиграция корейских и китайских мо­нахов-проповедников, ученых, художников, музыкантов, ремесленников.

В 621 г., а по другим источникам — в 622 г., Сётоку-Тайси умер, и род Сога вновь поднял мятеж, выступив против Ямасиро-но Оэ, сына Сётоку-Тайси. Внутренний кризис был осложнен попытками вернуть земли в Корее и вмешательст­вом Китая. Еще при жизни Сётоку-Тайси предпринимались попытки вторжения в Корею, но все они кончались неуда­чей. Тем временем начиная с 612 г. Китай приступил к за­воеванию Кореи. Вмешиваясь во внутренние дела Ямато, Китай надеялся расколоть силы своего соперника. Иммиг­ранты из Кореи и Китая поддерживали группу рода Сога, который сумел склонить на свою сторону влиятельных вож­дей айнских племен с северо-востока. Но в 644 г. против коалиции Сога выступил Накатоми Каматари, при поддерж­ке которого наследник царского престола Нака-но Оэ окон­чательно разгромил Сога. С этого времени на первый план в политической жизни выступает Накатоми Каматари, кото­рый вскоре получил фамилию Фудзивара. Второму после Сётоку-Тайси выдающемуся деятелю древней Японии, осно­вателю могущественной и самой влиятельной в течение последующих пяти с лишним веков семьи3 принадлежит главная роль в проведении начального этапа реформы Тайка.

В первой луне 646 г. был провозглашен царский указ о проведении реформы кайсин-но те, которая по названию го­дов правления получила наименование Тайка (Великая реформа). В 645 г. Накатоми Каматари со своими сподвиж­никами провел предварительную перепись земель и населе­ния и отдельно буддийских монахов и монахинь. За обра­зец была принята система танского государства.

Указ кайсин-но те состоял из четырех статей. В статье 1 отменялись рабство, прежняя система владения и наследо­вание членов рода, а также упразднялись миякэ. Статья 2 провозглашала новый принцип административного деления страны — вводились провинции и уезды, район Кинай был объявлен центральным районом со своим особым губерна­тором. Определены были административное деление столи­цы и система ее управления.

Статья 3 объявляла о переписи дворов и о введении подворных списков для проведения передела земли. Были установлены размеры подати в 22 рисовых снопа с 1 те земли. В этой же статье впервые вводилась новая мера зем-

3 Многие знаменитые военачальники, политические деятели, поэты при­надлежат к роду Фудзивара, который вплоть до эпохи Асикага поставлял жен тэнно.

ли — тан вместо прежде существовавшей сиро (сиро = = 22,75 кв. м), или 5 бу (1 бу=4,55 кв. м). 1 тан объявлял­ся равным 30 бу (шагам) Х'1'2 бу; 10 тан составляли 1 те.

В статье 4 отменялись все старые подати и повинности и вводилась новая система обложения (по образцу танской системы). Устанавливалась, во-первых, объединенная подать, состоящая из шелковой пряжи и хлопковой ваты (из рас­чета 1 дзё, т. е. 3 м шелковой ткани с 1 те рисового поля). Во-вторых, определялась подворная подать (примерно 1 дзё) и назначалась чрезвычайная подать в пользу царя солью и другими продуктами.

Сверх того была установлена почтовая повинность — один конь средних статей с каждых 100 дворов для почтовой службы. Каждые 50 дворов должны были выставлять одного носильщика, с каждых 100 дворов взимались средства для снаряжения служанки, отправляемой к царскому двору.

Здесь же объявлено было о снаряжении, которое обязан был иметь при себе воин, идущий на войну: меч, доспехи, лук и стрелы, барабан [25, 133—'135; 87, св. 25].

В 8-й луне того же 646 г. новый указ объявлял уже о раз­даче земельных участков.

Одновременно столица государства из Асука была пере­несена в Тоёсаки, в устье реки Ёдо. Тоёсаки оставалась столицей до 710 г. В новую столицу во множестве стали переселяться китайские и корейские иммигранты, буддийские монахи, ученые, ремесленники. Столичная культура китаизи­руется, чему немало способствовали поездки японцев в Ки­тай на весьма длительный срок. Так, члены посольства, от­правленного Сётоку-Тайси в 607 г., возвратились на родину спустя 30 лет, обогащенные китайской наукой. За это время, и особенно вскоре после начала проведения реформы, неод­нократно снаряжались посольства к тайскому двору.

В 647 г. был обнародован эдикт, провозглашавший созда­ние административных учреждений — царских приказов («департаментов») и правительственных «бюро». Однако к практической деятельности они приступили только после 662 г.

В этот период внешнеполитические дела японского госу­дарства, занятого реформой, продолжали ухудшаться. В 659 г. армия Тан атаковала с моря Пэкче, которому его прежний союзник Ямато не смог сразу прийти на помощь. В 660 г. Пзкче было оккупировано. В 662 г. двадцатисеми­тысячное японское войско, отправившись на кораблях с острова Кюсю, пыталось освободить Пэкче, но по дороге бы­ло разгромлено китайским флотом. С этих пор китайский флот стал угрожать островам Ики, Цусима и самому остро­ву Кюсю и даже Сикоку. Был создан специальный разряд — дадзайфу по обороне Кюсю. Опасность вторжения в Японию заставила правительство Нака-но Оэ заявить в специальном рескрипте 662 г. об отказе от вмешательства в дела Кореи и о необходимости дружбы с государством Тан. В 663 г. Пэкче стало китайским владением. В 664 и 665 гг. китайский наместник Пэкче отправлял с дарами послов в Ямато, что привело к установлению весьма регулярных и оживленных сношений с Китаем и к дальнейшей китаизации центра Ямато.

С 662 по 686 г. ведется большая работа по составлению первого универсального законодательства, завершению кото­рого предшествовал ряд подготовительных мер. Так, в конце 40-х — начале 50-х годов VII в. специальными указами было запрещено строительство больших усыпальниц-курганов и введены новые буддийские правила погребения (трупосож-жение).

Представители родовой знати были назначены губерна­торами провинций, а их доход был зафиксирован в соответ­ствии с табелью о рангах, которые были им присвоены.

Завершение реформ тормозилось непрекращающейся борьбой за власть в правящем лагере. В результате междо­усобной войны 664—672 гг. между сторонниками и против­никами реформ в 673 г. на престол был возведен Тэмму тэнно, который продолжал проводить реформы.

В 689 г. был записан новый административный кодекс, копировавший тайское законодательство. А в 702 г. была за­кончена работа по составлению универсального свода зако­нов, который был обнародован под именем «Тайхорё» («Ве­ликое сокровище»). В дальнейшем, в течение всего почти средневековья «Тайхорё» в несколько модифицированном виде служил основой феодального законодательства.

«Тайхорё» состоит из более чем 30 свитков-разделов. Главные из них —свитки I—V, VIII, IX, X, XV, XXVIII, XXX. Самыми важными частями кодекса являются Земель­ный закон (свиток IX), закон о повинностях (свиток X), за­кон о жаловании (свиток XV) и закон о крестьянских дворах (свиток VIII). В них заключено содержание экономической системы, на которой базировалось японское государство.

Разделы I—V посвящены административному устройству и сословной организации. Законы, фиксирующие различные формы зависимости населения и в том числе различные фор­мы рабства, содержатся в свитках VIII, IX, XXVIII и XXX.

Социальная структура общества Тайхорё представляла собой следующую картину: 1) верхушка общества, которая состояла из завершающего свое формирование феодального сословия — чиновников и духовенства; 2) крестьянство, так называемый «добрый народ» (рёмин), становление которого отражено в кодексе; 3) зависимые рабы («подлый народ» — сэммин), категория исчезающая, растворяющаяся среди кре­стьян и ремесленников.

Основной производящей категорией являлись рёмин. Они вносили земельный налог и подати, несли различные повин­ности. Им в кодексе посвящен ряд специальных законов. Рабам же посвящены лишь отдельные статьи в законах, ка­сающихся форм землепользования и налогообложения.

Рабы-сэммин состояли из двух категорий: государствен­ных рабов и рабов частновладельческих. В свою очередь, государственные рабы делились на так называемых рёко — слуг при царских могилах, канко — слуг в правительствен­ных учреждениях и конухи, или кодохи, — рабов, принадле­жавших царскому роду и различным ведомствам. Последние были заняты обработкой государственной земли на тех же началах, что и свободные, и несли те же повинности.

Частные рабы делились на кэнин —домашних слуг и си-доки, или синухи,— собственно рабов, принадлежавших зна­ти, монастырям, зажиточным дворам, на землях которых они работали.

Законодательство строго регламентировало положение ра­бов всех категорий. Браки разрешались только внутри каж­дой группы. Синухи могли с согласия хозяина быть переве­дены в разряд кэнин, а кэнин могли получить свободу из рук хозяина. По сравнению с частновладельческими государ­ственные рабы всех категорий находились в лучшем положе­нии. Так, конухи (государственные рабы низшего разряда) в 66 лет переводились в более высокий разряд — канко, а в 77 лет получали свободу. И канко и конухи получали по­душный надел, равный наделу свободного, тогда как надел синухи был в три раза меньше. Государственными рабами ведал специальный департамент, который давал им свобод­ные дни через каждые десять дней и освобождал их от ра­боты в случае болезни. Каждому рабу, указывалось в зако­не, должна была выдаваться пища и одежда по росту.

Частные рабы, по-видимому, были лишены всех этих прав. Единственное, что оговаривалось в законе (свиток VIII, статья 40),— это запрещение продажи кэнин.

Сведения об источниках рабства, которые встречаются в кодексе, также касаются главным образом государственных I рабов. Статьи того же VIII свитка указывают, что в госу­дарственных рабов — рёко — обращают виновных в тяжких преступлениях против существующего порядка; в канко об­ращают отцов и сыновей преступников; в конухи обращали рабов, принадлежавших тяжким преступникам. Частными рабами — кэнин и синухи — становились дети господина и рабыни. И в государственных и в частных рабов обращали неисправных должников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.