КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформа Тайка и ее роль в истории культуры японского общества VI—VII вв. 3 страницаЭтой же цели подчинена и архитектоника его предисловия. В центре его — тема. создания «Кодзики», вдохновленная эдиктом Тэмму тэнно о собирании и исправлении старинных сказаний. В эдикте указывалось, что должны быть собраны и подвергнуты обработке царские летописи и исконные сказания. Собиранию самых разнообразных сведений (включая и синтоистские предания) и их обработке и систематизации подчинено и составление первых «Фудоки» [56], начало которому было положено в 713 г. и которое продолжалось затем в течение VIII—X вв. В царствование сменивших царицу Гэммей государей продолжалось с еще большим размахом застраивание столицы Нара, украшение буддийских монастырей, возведение различных сооружений (мостов, плотин, каналов). Буддизм проникает теперь во все без исключения области политической и экономической жизни. Но в то же время в этот период развивается и местная японская культура, оказывая, в свою очередь, большое влияние на все стороны жизни. Идеологическим оформлением этого процесса взаимодействия синтоистских и буддийских традиций является становление синкретического вероучения рёбусинто. На протяжении всей истории Японии буддийская церковь не раз выступала серьезным претендентом на роль политического гегемона. Традицию своих политических притязаний церковь начинает с первой половины VIII в., т. е. со времени царствования Сёму тэнно (724—748). С этого момента церковь почти целиком завладевает управлением государствам. С Сёму фактически начинается своеобразный институт инке, оформивший политическую власть церкви. Инке, или инкё-каё, устанавливал правила обязательного отречения царя или царицы в пользу малолетнего наследника и пострижения царя в монахи. После пострига отрекшийся царь получал титул регента-правителя. Таким способом церковь приобретала важное орудие для захвата власти. В царствование Сёму строится монастырь Тодайдзи, превратившийся в главный очаг ведущей в этот период буддийской секты Кэгон, которая стремится к активной ассимиляции синто. Предпосылкой возникновения синкретического вероучения послужило весьма быстрое распространение учения «хондзи суйдзяку». Сложившееся в первой половине VIII в. учение «хондзи суйдзяку» провозглашало, что синтоистские божества суть не что иное, как будды, которые изменили свой облик, явившись на японскую землю. Ведь согласно буддийским догмам, все сущее может изменять свой облик и форму. Здесь уже окончательно представлены пути, по которым идет процесс слияния буддизма и синтоизма, т. е. формируется новое вероучение — так называемое рёбусинто, что означает буквально «двойной путь богов». Этот процесс достаточно полно отражен в искусстве того времени, которое имеет преимущественно культовое назначение и обслуживает буддийские храмы и монастыри. В бур- жуазной историографии существует даже специальный термин «буддийское искусство». Несомненно, роль буддизма в развитии культуры этих стран была очень велика. В Японию, в частности, буддизм приносит достижения культуры древнейших цивилизаций мира — Китая, Индии, стран Центральной Азии. Вовлечение Японии в орбиту мировой культуры, в свою очередь, стимулирует развитие местной культуры. Активизуется процесс отбора и усвоения стилистических особенностей стран континента и становление стиля японского искусства. Причем формирование японского национального -стиля в искусстве нередко происходит путем выработки синкретического стиля в русле развития приемов изображения буддийских божеств. Влияние идеологии рёбусинто в этом случае весьма значительно. Буддийская церковь в Японии настойчиво добивается объединения синтоистского и буддийского культов. В 715 г. впервые к синтоистскому храму было пристроено помещение для отправления буддийского культа [94; 106]. В 728 г. был заложен знаменитый буддийский монастырь Тодайдзи. Его основание храмовое предание приписывает первому настоятелю Тодайдзи — монаху Робэн (689—773). Выдающийся церковный деятель, философ, писатель и художник, Робэн был учеником основателя секты Кэгон в Японии — китайского проповедника Досэн. Секта Кэгон очень скоро становится оплотом новой религии рёбусинто. С 741 г. храму Тодайдзи были подчинены все мужские монастыри на периферии. Сокровищница храма — Сёсоин, богатства которой ведут свое начало от поминального вклада Сёму, является уникальным музеем искусства народов Дальнего Востока и Центральной Азии и великолепной иллюстрацией культурных связей древней Японии. В 735 г. в храме Тодайдзи начались работы по созданию колоссальной бронзовой скульптуры Будды [94], которая, как было объявлено в специальном манифесте, должна была одновременно явиться воплощением Будды и синтоистского божества Солнца — богини Аматэрасу. Так демонстрирует свою мощь буддизм, выступающий теперь в качестве универсальной японской религии — рёбусинто, доктрина которой на равных началах включает и основы древней японской религии — синтоизма. Взаимодействие местной японской культуры с культурой Китая, Кореи, Индии и других стран, влияние которых не прекращается в течение всего периода средневековья, слияние многих культур на японской почве вызвало к жизни очень интересную и великолепную культуру Японии раннего средневековья.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |