Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа Тайка и ее роль в истории культуры японского общества VI—VII вв. 3 страница




Этой же цели подчинена и архитектоника его предисло­вия. В центре его — тема. создания «Кодзики», вдохновлен­ная эдиктом Тэмму тэнно о собирании и исправлении ста­ринных сказаний. В эдикте указывалось, что должны быть собраны и подвергнуты обработке царские летописи и ис­конные сказания.

Собиранию самых разнообразных сведений (включая и синтоистские предания) и их обработке и систематизации подчинено и составление первых «Фудоки» [56], начало ко­торому было положено в 713 г. и которое продолжалось затем в течение VIII—X вв.

В царствование сменивших царицу Гэммей государей продолжалось с еще большим размахом застраивание сто­лицы Нара, украшение буддийских монастырей, возведение различных сооружений (мостов, плотин, каналов). Буддизм проникает теперь во все без исключения области полити­ческой и экономической жизни. Но в то же время в этот период развивается и местная японская культура, оказы­вая, в свою очередь, большое влияние на все стороны жиз­ни. Идеологическим оформлением этого процесса взаимодей­ствия синтоистских и буддийских традиций является становление синкретического вероучения рёбусинто. На про­тяжении всей истории Японии буддийская церковь не раз выступала серьезным претендентом на роль политического гегемона. Традицию своих политических притязаний церковь начинает с первой половины VIII в., т. е. со времени царст­вования Сёму тэнно (724—748). С этого момента церковь почти целиком завладевает управлением государствам. С Сё­му фактически начинается своеобразный институт инке, оформивший политическую власть церкви. Инке, или инкё-каё, устанавливал правила обязательного отречения царя или царицы в пользу малолетнего наследника и постриже­ния царя в монахи. После пострига отрекшийся царь получал титул регента-правителя. Таким способом церковь приобре­тала важное орудие для захвата власти.

В царствование Сёму строится монастырь Тодайдзи, пре­вратившийся в главный очаг ведущей в этот период буддий­ской секты Кэгон, которая стремится к активной ассимиля­ции синто.

Предпосылкой возникновения синкретического вероуче­ния послужило весьма быстрое распространение учения «хондзи суйдзяку».

Сложившееся в первой половине VIII в. учение «хондзи суйдзяку» провозглашало, что синтоистские божества суть не что иное, как будды, которые изменили свой облик, явив­шись на японскую землю. Ведь согласно буддийским дог­мам, все сущее может изменять свой облик и форму. Здесь уже окончательно представлены пути, по которым идет про­цесс слияния буддизма и синтоизма, т. е. формируется новое вероучение — так называемое рёбусинто, что означает бук­вально «двойной путь богов».

Этот процесс достаточно полно отражен в искусстве того времени, которое имеет преимущественно культовое назначе­ние и обслуживает буддийские храмы и монастыри. В бур- жуазной историографии существует даже специальный термин «буддийское искусство».

Несомненно, роль буддизма в развитии культуры этих стран была очень велика. В Японию, в частности, буддизм приносит достижения культуры древнейших цивилизаций мира — Китая, Индии, стран Центральной Азии. Вовлечение Японии в орбиту мировой культуры, в свою очередь, сти­мулирует развитие местной культуры. Активизуется процесс отбора и усвоения стилистических особенностей стран кон­тинента и становление стиля японского искусства. Причем формирование японского национального -стиля в искусстве нередко происходит путем выработки синкретического стиля в русле развития приемов изображения буддийских божеств. Влияние идеологии рёбусинто в этом случае весьма значи­тельно.

Буддийская церковь в Японии настойчиво добивается объединения синтоистского и буддийского культов. В 715 г. впервые к синтоистскому храму было пристроено помещение для отправления буддийского культа [94; 106]. В 728 г. был заложен знаменитый буддийский монастырь Тодайдзи. Его основание храмовое предание приписывает первому настоя­телю Тодайдзи — монаху Робэн (689—773). Выдающийся церковный деятель, философ, писатель и художник, Робэн был учеником основателя секты Кэгон в Японии — китай­ского проповедника Досэн. Секта Кэгон очень скоро стано­вится оплотом новой религии рёбусинто.

С 741 г. храму Тодайдзи были подчинены все мужские монастыри на периферии. Сокровищница храма — Сёсоин, богатства которой ведут свое начало от поминального вклада Сёму, является уникальным музеем искусства народов Даль­него Востока и Центральной Азии и великолепной иллюстра­цией культурных связей древней Японии.

В 735 г. в храме Тодайдзи начались работы по созданию колоссальной бронзовой скульптуры Будды [94], которая, как было объявлено в специальном манифесте, должна была одновременно явиться воплощением Будды и синтоистского божества Солнца — богини Аматэрасу. Так демонстрирует свою мощь буддизм, выступающий теперь в качестве уни­версальной японской религии — рёбусинто, доктрина которой на равных началах включает и основы древней японской ре­лигии — синтоизма.

Взаимодействие местной японской культуры с культурой Китая, Кореи, Индии и других стран, влияние которых не прекращается в течение всего периода средневековья, слия­ние многих культур на японской почве вызвало к жизни очень интересную и великолепную культуру Японии раннего средневековья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.