Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два пророчества Захарии




 

(1:1) В восьмом месяце второго года Дария

было слово Яхве Захарии,

сыну Берехъи, сына Идо, пророку.

И сказано:

(1:2) Злобен Яхве на ваших предков, злобен,

(1:3) потому скажи им:

Так говорит Яхве Воинств:

Обратитесь ко Мне, — вот слова Яхве Воинств,

а Я обращусь к вам, — сказал Яхве Воинств. —

(1:4) Не будьте, как предки ваши,

изрекали которым прежние пророки,

говоря:

Так сказал Яхве Воинств:

Отвратитесь ныне от путей злых ваших

и от деяний злых ваших. —

Но не внимали они,

не обращали внимания

на Меня, —

так говорит Яхве. —

(1:5) Где же они, предки ваши,

и пророки — разве они так и живут вечно?

(1:6) Но слов Моих

и законов Моих,

которые определил Я через пророков — рабов Моих,

разве не ослушались ваши предки?

После каялись и рекли:

Видно, как решил Яхве Воинств

поступать по путям и по деяниям нашим,

так Он с нами и делал.

 

(1:7) В день двадцать четвертый десятого месяца,

то есть месяца шват, второго года Дария

было слово Яхве к Захарии,

сыну Берехъи, сына Идо, пророку.

И сказано:

(1:8) Имел я ночное видение:

Вот муж на рыжем коне верхом

стоит в тени меж миртовых древ,

а за ним — кони рыжие-гнедые и белые.

(1:9) И сказал я:

Господин мой, кто это?

И сказал мне вестник, вещавший мне:

Покажу я тебе, кто они.

(1:10) И поведал мне муж, стоявший меж миртовых древ,

и сказал:

Это те, кого Яхве послал пройти землю.

(1:11) Они сообщают вестнику Яхве,

стоящему меж миртовых древ,

говоря:

Мы прошли по земле,

и вот вся земля в покое и отдыхает.

(1:12) И отвечал вестник Яхве, сказав:

Доколе ж, о Яхве Воинств,

не смилостивишься Ты над Иерусалимом

и городами Иуды,

на которые гневался семьдесят лет?

(1:13) И отвечал Яхве вестнику, вещавшему мне,

словами добрыми, словами утешения.

 

(1:14) И сказал мне вестник, вещавший мне:

Возгласи, сказав:

Так сказал Яхве Воинств:

Ревную о Иерусалиме

и о Сионе ревностью великой!

(1:15) Но злобой великой Я злобен

на эти праздные народы,

на которые малую злобу имел Я,

но они добавили к несчастьям.

(1:16) Потому так сказал Яхве:

С милостью в Иерусалим вернусь Я,

дом Мой в нем построен будет —

так объявляет Яхве Воинств —

и черта его пройдет по Иерусалиму.

(1:17) И еще объяви, сказав:

Так сказал Яхве Воинств:

Вновь исполнятся города Мои блага,

вновь Яхве Сион утешит

и вновь Иерусалим изберу Я.

 

(2:1) И я глазами глянул,

и смотрю, и вот, четыре рога.

(2:2) И сказал я вестнику, вещавшему мне:

Что такое это?

И сказал мне:

Это те рога, что раскидали

Иуду, Израиль и Иерусалим.

(2:3) И показал мне четверых умелых,

(2:4) и сказал я:

Что пришли, что будут делать эти?

И сказал он, сказывая:

Эти рога, что раскидали Иуду,

так, чтобы никто не поднял главы его,

пришли они устрашить их,

сокрушить рога народов,

вздымающих рог, да раскидает землю Иуды.

 

(2:5) И я поднял глаза мои

и глянул, и вот

муж, и в руке его мерная вервь.

(2:6) И сказал я:

Куда идешь ты?

И он сказал мне:

Иерусалим мерить,

чтоб знать, какова ширина и длина.

(2:7) И вот вестник, вещавший мне, удаляется,

и вестник другой выходит ему навстречу.

(2:8) И сказал ему он:

Беги и скажи тому молодцу,

что Иерусалим будет крепость без стен

из-за множества в ней людей и скота,

(2:9) и Я Сам буду ей — слово Яхве! —

стеною огня у ней вокруг,

и Сам ради славы — у ней внутри.

(2:10) Явись, явись и беги из земли севера,

— слово Яхве! —

ибо на четыре ветра небес Я рассеял вас,

— слово Яхве!

(2:11) Явись, Сион!

Спасайся, живущая у Дщери Вавилоновой!

(2:12) Ибо так сказал Яхве Воинств,

удостоив послать меня

на соединившиеся против вас народы:

Кто трогает вас,

трогает собственный глаз!

(2:13) Ибо вот я подымаю руку на них,

и соединятся в рабстве они,

да знаете вы,

что Яхве Воинств послал меня!

(2:14) Пой и радуйся, Дщерь Сиона,

ибо вот, Я иду и буду жить между вами

— слово Яхве!

(2:15) И многие племена в день тот

присоединятся к Яхве

и станут Мне народом,

а Я буду жить между вами,

вы же узнаете,

что меня к вам послал Яхве Воинств.

(2:16) И овладеет Яхве долей Иуды в Святой Стране

и вновь изберет Иерусалим.

(2:17) Смолкни, всякая плоть, перед Яхве,

пред исхожденьем Его из обители святости.

 

(3:1) И показал мне:

Иехошуа, иерей великий, стоит перед вестником Яхве,

а Сатана стоит справа и сетует.

(3:2) И сказал Яхве Сатане:

Вытряхнет ли Яхве тебя, Сатана?

(А Яхве и вытряхнет, избрав Иерусалим —

так то не головня ли,

спасенная из огня?)

(3:3) И Иехошуа, стоя перед вестником,

одет был в облачение оскверненное.

(3:4) И он говорил

и сказал стоявшему перед ним, сказав:

Снимите с него облачение оскверненное.

И еще сказал ему:

Смотри, я снял с тебя грех,

да облачишь себя в одеяния.

(3:5) И сказал:

Пусть увенчают чистой тканью его главу!

И увенчали чистой тканью его главу

и одели его в облачения

перед стоявшим вестником Яхве.

 

(3:6) И установил вестник Яхве о Иехошуе,

сказав:

(3:7) Так сказал Яхве Воинств:

Если путями Моими будешь ходить

и если заветы Мои будешь хранить,

то и Дом Мой ты будешь судить

и дворы Мои сторожить,

и дам тебе место

между стоящими этими.

(3:8) Услышь же, Иехошуа, иерей великий!

Ты и союзники твои,

пред тобою сидящие,

люди ключевые:

Вот Я привел раба Моего, он — Прорастающий,

ибо вот камень, что поставил Я перед Иехошуой:

на одном камне семь глаз,

открывает ключ его.

Слово Яхве Воинств!

Сниму в один день грех земли этой.

(3:10) В день тот

- слово Яхве Воинств!

звать будете каждый друга своего

под виноград и под смоковницы.

 

(4:1) И вернулся вестник, мне говоривший,

и пробудил меня как человека,

пробуждаемого ото сна его.

(4:2) И сказал мне:

Что ты видишь?

И сказал я:

Вижу, вот светильня вся из золота,

и чаша в верху ее,

и на ней семь светочей, семь,

и семь стоков к светочам,

которые в верху ее,

(4:3) и две оливы над ней,

одна справа от чаши

и слева другая.

 

(4:4) И спросил и сказал я вещавшему мне, сказывая:

Господин мой, что — эти?

(4:5) И отвечал вестник, вещавший мне, сказав мне:

Ты не знаешь, кто они — эти?

И я сказал:

Нет, господин мой.

(4:6) И отвечая, сказал мне, сказав:

Это речь Яхве Зрубавелю.

Сказано:

Не войском, не силою,

но духом Моим —

сказал Яхве Воинств.

(4:7) Кто ты, гора великая пред Зрубавелем —

кто выровняет и вынесет к ней

камень вершины ее

с шумом: мил! мил!

 

(4:8) И была ко мне речь Яхве, и сказано:

(4:9) Руки Зрубавеля основали храм этот,

и руки его завершат,

ибо Яхве Воинств послал меня к вам.

(4:10) Ибо кто расточит день ничтожного,

и возликуете, увидав

гирю оловянную в руке Зрубавеля

(а семь этих глаз Яхве

разгуливают по всей земле).

 

(4:11) И спросил и сказал я ему:

Что это за две оливы

справа от светильни и слева?

(4:12) И вновь спросил и сказал я ему:

Что это за два побега олив,

которые рядом с двумя трубками из золота,

изливающие через них золото?

(4:13) И сказал мне, сказывая:

Не знаешь, кто эти?

И сказал я:

Нет, господин мой.

(4:14) И сказал он:

Это два источника масла,

установленные для Господа всей земли.

 

(5:1) И вновь поднял глаза я,

и вот свиток летящий.

(5:2) И вновь сказал мне:

Что видишь ты?

И сказал я:

Вижу свиток летящий,

длина его двадцать локтей,

ширина его десять локтей.

(5:3) И сказал мне:

Это проклятье,

исходящее перед ликом всей земли,

на всяких воров на ней,

и в силу его, он с нее будет счищен,

и всякий произносящий клятву

с нее будет счищен.

(5:4) Я вышлю его

— слово Яхве Воинств —

и оно войдет в дом вора

и в дом произносящего именем Моим

клятву с обманом

и оно останется внутри его дома

для него

и древес его

и камней его.

 

(5:5) И вышел вестник, вещавший мне

и сказал мне:

Подыми глаза твои

и смотри, что там выходит.

(5:6) И сказал я:

Что это?

И сказал он:

Это мера[A1] выходит.

И сказал он:

Таковы они видом по всей земле.

(5:7) И вот свинцовый груз поднят,

и какая-то женщина сидит внутри той меры.

(5:8) И сказал он:

Это злодейка! —

и втолкнул ее внутрь меры

и заткнул вход в нее свинцовым кляпом.

(5:9) И я поднял глаза мои

и взглянул и вот:

две женщины выходят,

и ветер в их крылах,

и крыла их как крылья аиста,

и подняли они ту меру

между землей и меж небесами.

(5:10) И сказал я вестнику, вещавшему мне:

Куда они несут эту меру?

(5:11) И сказал он мне:

Строить дом ей в земле Двуречья,

а когда будет готов,

чтоб жить ей там на своем месте.

 

(6:1) И вновь поднял я глаза мои

и увидел — вот, четверка колесниц

выходит меж двух гор,

а горы те — горы медные.

(6:2) В колеснице первой кони рыжие,

в колеснице второй кони черные,

(6:3) в колеснице третьей кони белые,

в колеснице четвертой кони пегие, ретивые.

(6:4) И спросил я, и сказал я вестнику,

вещавшему мне:

Господин мой, что это?

(6:5) И ответил вестник и мне сказал:

Эти четверо это ветры небес

выходят предстать перед Господом всей земли.

(6:6) Тот, что с черными конями,

выходит к земле севера,

и белые — те следом идут,

а пегие к земле на юг идут.

(6:7) И ретивые вышли и хотели идти,

чтоб землю обойти.

И сказал он:

Идите

и землю обойдите!

(6:8) И воззвал ко мне

и говорил мне, сказав:

Смотри,

выходящие к земле севера

успокоили ветер Мой в земле севера.

 

(6:9) И была речь Яхве ко мне, и сказано:

(6:10) Возьми у изгнанников:

у Хелдая, и у Товия, и у Иедайи,

в тот же день иди и придешь

к дому Иосии, сына Цфании,

что из Вавилона пришли,

(6:11) и возьми серебра и золота

и сделай венец и возложи

на голову Иехошуи,

сына Иехоцадека,

иерея великого.

(6:12) И скажи ему сказывая:

Так сказал Яхве Воинств,

сказав:

Вот муж,

Прорастающий имя его,

прорастет с места своего

и построит храм Яхве.

(6:13) И он построит храм Яхве

и облечется величием

и воссядет, правя, на трон свой

и будет иереем на троне своем,

и совет мира будет между ими двумя[A2].

(6:14) А венец пусть будет у Сильного[A3]

и у Доброго[A4] и у Знающего[A5]

и у Милого[A6], сына Цфании

в память о храме Яхве.

(6:15) И издалека придут

и строить будут храм Яхве,

и узнаете вы,

что послал меня к вам Яхве Воинств.

И, если слышите, слушайтесь

голоса Яхве, Бога вашего.

 

Примечания:

 

  1. Мера — в подлиннике ЕФА, объемная мера зерна, равная примерно сорока пяти литрам.

2. Между ими двумя — выражение означает: «между троном и тем, кто на нём сидит». Трон является носителем особых качеств, существует разряд ангелов, называемых «троны» или «престолы».

3. Сильный — в подлиннике ХЕЛЕМ, что означает «сильный» или, в другом значении, «сновидящий». Выше (гл. 6, ст. 10) на его месте был упомянут ХЕЛДАЙ.

4. Добрый — в подлиннике ТОВИЯ, «благ Яхве», как и выше, в 6:10.

5. Знающий — в подлиннике ИЕДАЙА, «знает Яхве», как и выше, в 6:10.

6. Милый — в подлиннике ХЕН, «милый». В 6:10 стоит «Иосия».

 


Бытие, глава 14.

 

1 И было во дни

Амрафела, царя Шинара,

Ариоха, царя Эласара,

Кедарлаомера, царя Элама

И Тидала, царя Гоима.

2 Вели войну они

С Берой, царём Содома

И с Биршей, царём Гоморы,

Шинавом, царём Адмы

И Шемевером, царём Цвоима

И царём Белы, она же Цоар.

3 Все они соединились в долине Сидим,

Где Море Солёное.

4 Двенадцать лет служили Кедарлаомеру,

В тринадцатое лето восстали.

 

5 В четырнадцатое лето пошел Кедарлаомер

И цари, которые с ним, поражая

Рефаимов в Аштерот Карнаиме

И зузимов в Хаме

И емимов в Шаве Кирьятаиме

6 И хориев на горе их Сеире

До Эль Парана, при пустыне.

7 И свернули и пошли к Эйн Мишпат, то есть к Кадешу

И поразили всё поле амалекитян и амореев,

Сидевших в Хацацон Тамаре.

 

8 И вышел царь Содома,

И царь Гоморы,

И царь Адмы,

И царь Цвоима,

И царь Белы, она же Цоар,

И сошлись с ними войною в Долине Сидим.

9 С Кедарлаомером, царём Элама

И Тидалом, царём Гоима,

И Амрафелом, царём Шинара,

И Ариохом, царём Эласара —

Четыре царя с пятью.

 

10 А в Долине Сидим — скважины,

Скважины земляной смолы,

И бежав,

Цари Содома с Гоморой туда свалились,

А остальные бежали на гору.

11 И взяли всё имущество Содома с Гоморой

И всё их продовольствие

И ушли.

12 И взяли Лота, сына брата Аврамова,

И всё имущество его

И ушли,

Ибо он сидел в Содоме.

 

13 И пришёл беглец и сказал Авраму Еврею,

Который обитал у дубов Мамре Аморея,

Брата Эшколя и брата Анера,

Бывших в союзе с Аврамом.

14 И услыхал Аврам о плене племянника своего,

И созвал взращённых, рождённых в доме его

Восемнадцать и триста

И гнался до Дана.

15 И разделился против них ночью —

Он и слуги его,

И поразили их и гнали до Ховы,

Что левей Дамаска.

16 И вернул всё имущество,

А также Лота-племянника

И имущество его вернул,

А также народ, и женщин.

 

17 И вышел царь Содома навстречу ему

По возвращении с поражения Кедарлаомера

И царей, которые с ним,

В Долине Шаве,

Она же Долина Царская.

 

18 И Мелкицедек, царь Салема

Вынес хлеб и вино

(Он иерей Бога Вышнего)

19 И благословил его и сказал:

«Благословен Аврам Богу Вышнему,

Обретшему небо и землю,

20 И благословен Бог Вышний,

Который предал врагов в твои руки!»

И ему он дал десятину всего.

 

21 И говорил царь Содома Авраму:

«Дай мне души живые,

А имущество себе бери!»

22 И говорил Аврам царю Содома:

«Поднимаю руку мою к Яхве, Богу Вышнему,

Обретшему небо и землю!

23 Нитки и завязки от обуви

Не возьму из всего твоего,

Чтоб не говорил ты:

— Я обогатил Аврама.

24 Кроме того, что съели молодцы

И доли людей, что шли со мной —

Анер, Эшколь и Мамре —

Они возьмут долю свою».

Бледен ли тот конь?

 

Здесь обсуждается вопрос о масти коня Четвертого Всадника из главы Шестой Откровения:

"И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним" (Откр. 6,8). Это же название конской масти (бледная) обнаруживается во всех переводах греческого текста на другие языки. Образ страшного всадника на бледном коне широко использовался поэтами и художниками. Некоторые изображали скелет с косой верхом на тощей бледной кляче. Даже богословы извлекали из этой масти множество глубоких следствий о природе смерти, о полупрозрачности видимого ее тела, о бледном сиянии костей и прочее.

Тем не менее возникает вопрос: действительно ли этот конь бледен? Ведь бледная масть выглядит здесь во всяком случае странновато.

Обратимся к греческому тексту. На месте "бледного" здесь стоит "хлорос" (The Interlinear Greek-English New Testament, 1958, Bagster and Sons, p.974). Основное значение этого слова — "зеленый". Но верховой, гарцующий на зеленом жеребце, — создание причудливое, если даже не смешное. Рационализируя священный текст, переводчики выбирают не столь выразительный смысл, а именно "бледно-зеленый" или попросту "бледный", то есть все-таки цвет, и такой вариант всеми принят. Но верно ли это? Обозначает ли здесь цвет слово "хлорос"?

Ближе всего апокалиптическую сцену с всадниками напоминает видение пророка Захарии (Зах. 6,2 — The NIV Interlinear Hebrew-English Old Testament, Zondervan, V.4, pp.568-569): "В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные". На древнееврейском языке в четвертой колеснице "кони брудим амуцим". Употреблены два эпитета, один для конской масти и другой для скаковых качеств. В тексте объясняется, что эти кони суть "четыре духа небесных", то есть ветры четырех направлений, которые стоят "пред Господом всей земли".

Три масти коней — белая, рыжая и черная — совпадают в книге пророка Захарии и Откровении св. Иоанна (Откр. 6, 2-8).Четвертый эпитет — "хлорос" в Откровении и "брудим амуцим" у Захарии. Однако слово "хлорос" может означать не только цвет. Оно может относиться к таким свойствам как сила, энергия, крепость и, в применении к коням, значить также резвый, ретивый. В этом смысле оно совпадает со значением еврейского слова "амуцим" (сильные), а не "брудим" (пегие). Это последнее слово (брудим) по-видимому было утрачено, когда терминология пророка Захарии приспосабливалась к событиям Откровения.

С этой небольшой поправкой свойств коня Четвертого Всадника фрагмент апокалиптического видения может быть описан следующим образом: С книги в руках Бога снимается первая печать и появляется первый ангел с луком в руках верхом на белом коне. Его конь это восточный ветер. После снятия второй и третьей печати появляются ангелы — второй с мечом и третий с мерой. Второй ангел — на рыжем коне (западный ветер), а третий — на вороном коне (ветер с севера). Затем снимается четвертая печать и появляется четвертый ангел по имени Смерть или, лучше сказать, Мор. Он скачет на пегом ретивом (хлорос) коне в южном направлении. Его конь — ветер с юга. Эти четыре ангела получают "власть над четвертой частью земли", то есть каждый из четырех ангелов над одной четвертой частью, "умерщвлять мечом (второй ангел) и голодом (третий ангел), и мором (четвертый ангел) и зверями земными" (там же, 6,8).

Не следует представлять себе Четвертого Всадника в средневековом или возрожденческом стиле в виде скелета. Он выглядит скорее как бедуин в черных одеждах, на пегом коне, и его оружие — вероятно, копье.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.