Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики универсальных контейнеров




Грузы и их классификация

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспор­тированию и до сдачи получателю являются грузами. Автомобиль­ным транспортом перевозится практически вся номенклатура су­ществующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок ПС, ПРМ и технология пере­возок.

На рис. 5.1 представлена транспортная классификация грузов и их влияние на тип используемого для перевозок ПС.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.

Грузы, которые можно перекатывать, называются катными.

По степени опасности грузы подразделяют на группы:

1 -я — малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т. п.);

2-я — опасные по своим размерам (длинномерные и крупногаба­ритные);

3-я — пылящие.или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

4-я — опасные грузы.

Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.

Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузового места более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).

Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, опреде­ленных в нормативных документах.




Таблица 5.1

Классы грузов

 

 

Класс Коэффициент использования грузоподъемности у
Диапазон Среднее значение
  0,91-1  
  0,71-0,9 0,8
  0,51-0,7 0,6
  0,4-0,5 0,45

Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.

По степени загрузки ПС грузы подразделяют на четыре класса, сведения о которых приведены в табл. 5.1.

Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

В зависимости от режима хранения и требуемых условий пере­возки грузы подразделяют на обычные, скоропортящиеся, антиса­нитарные и живность.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целостности груза и снижению его качества.

Качество груза — это совокупность свойств, определяющих сте­пень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества груза регламентированы стандар­тами и техническими условиями производителя. Для проверки ка­чества груза используют органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери груза относятся к естественной убыли, ко­торая при перевозках нормируется. Нормы убыли устанавливают­ся производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые пе­ревозчик не несет ответственность. Как правило, нормы убыли зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.

5.2. Транспортная тара

Выбор способа выполнения ПРР зависит от вида перевозимого груза и его упаковки — транспортной тары. Типы и размеры транс­портной тары в основном регламентированы стандартами. Грузо­отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечива­ет максимальную сохранность продукции при доставке и рацио­нальное использование объема кузова АТС.


Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздей­ствия внешних факторов и обеспечения удобства ПРР, транспор­тирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на AT предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать по следующим признакам:

• сфера обращения: разовая; многооборотная;

• способность сохранять свою форму: жесткая (из металла, де­
рева, пластмассы и т.п.); полужесткая (складные ящики из поли­
мерных материалов, картона и т.п.); мягкая (мешки из ткани,
бумаги, пленки и т.п.).

К основным видам жесткой тары относятся:

ящики (деревянные, фанерные, полиэтиленовые, из гофри­рованного картона);

обрешетки из реек;

барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);

бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные);

фляги (для молока и лакокрасочных материалов);

тара стеклянная;

контейнеры;

средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (гру­за), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответ­ствуют требованиям рационального использования перегрузочного оборудования и ПС. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда, при этом непосредственно груз может быть упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару.

Для создания пакетов используют средства пакетирования — технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. По конст­руктивным признакам средства пакетирования подразделяют на следующие виды:

• поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные. Рекомендо­ванные размеры поддонов в плане 1200x1000 мм (ISO 3676),
допускается 1200 х 800 мм («Европул»). В соответствии с ГОСТ 19434—
74 «Грузовые единицы, транспортные средства и склады. Основные
присоединительные размеры» (с изм. 1979 г.) размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать 1 240 х 840 или
1 240 х 1 040 мм в зависимости от типа поддона. Для загрузки круп­нотоннажных контейнеров могут использоваться пакеты с размерами в плане 1 140 х 1 140 мм, высотой 1 350 мм и массой до 1,25 т.
На внутренних перевозках чаще всего используют деревянные од-
нонастильные поддоны размером 1 200 х 800 мм грузоподъемностью
1 т, которые имеют собственную массу около 40 кг. Поддон рассчи­тывается на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных опе­раций и его гарантийный срок службы составляет 1 год; 55


• кассеты, представляющие собой пространственную раму, ко­торая со всех сторон защищает груз от повреждения. Кассеты используют для пакетирования хрупких материалов;

• стропы, изготовленные из синтетических лент. Стропы ис­пользуют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная
масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп.

При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины можно использовать тару-оборудование, которая состо­ит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить тру­доемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в ко­торой и доставляется непосредственно в торговый зал. Основание тары-оборудования имеет размеры в плане 840 х 620 мм, высоту 925... 1 600 мм, грузоподъемность до 300 кг и собственную массу 47...82 кг.

Наряду со средствами пакетирования наиболее прогрессивным способом перевозки грузов является использование контейнеров. Контейнер — это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования и приспособленное для меха­низированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1 м3. Контейнеры обеспечивают выполнение следующих основных функций:

• укрупнение грузовых единиц;

• функции съемного специализированного кузова;

•защита от различных воздействий
в качестве внешней тары;

•временной складской емкости.
Для ГАП используют контейнеры

 

разных типов: от сеточных для торгов­
ли до крупногабаритных международ­ного стандарта. Последние имеют особое значение для AT, поскольку в них
перевозят большинство грузов в международном сообщении и нескольки­ми видами транспорта. Размеры кон­тейнеров и присоединительные разме­ры специализированного ПС удовлетворяют принципу модульности, т.е.
Рис. 5.2. Система контейне- вместо более крупного контейнера
ров международного стан- можно разместить несколько меньших,

 

Таблица 5.2

 

 

 

Обозначение Масса, т Внутрен­ний объем, м3 Габаритные размеры, мм
брутто тары Длина Ширина Высота
АУК-0,625 0,625 0,26 1,5 1 150 1 000 2 000
АУК-1,25 1,25 0,36       2 000
УУК-3 2,5 0.58 5,2 2 100   2 400
УУК-5   0,95 10.4 2 100 2 650 2 400
ID 10,2 0,85 14,3   2 438 2 438
  2,1   6 058 2 438 2 438
IB 25,4   45,7 9 125 2 438 2 438
30,48 3,4 61,3 12 192 2 438 2 438

Для внутренних перевозок широко используют контейнеры массой брутто 1,25; 2,5 и 5 т, стандарт на которые разработан еще в 1935 г.

В табл. 5.2 приведены технические характеристики наиболее распространенных типов контейнеров, используемых на AT. Для увеличения объема контейнеров допускается увеличивать их вы­соту до 2 591 мм (в обозначении таких контейнеров добавляется еще одна буква: 1АА, IBB, ICC, 1DD) и до 2 896 мм (1ААА, 1ВВВ). Прочность контейнеров обеспечивает возможность их шта­белирования в шесть ярусов.

 

 

 

 

 

 

 

         
1, 2 6  
    3  
    4  
        13  
     
8 9 12  
    10. 11.

Рис. 5.3. Расположение надписей на маркировке:

1,2— манипуляционные знаки и предупредительные надписи; 3 — порядковый номер места в партии и общее число мест в партии груза; 4 — наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 — наименование пункта перегрузки; 6 — надписи транспортных организаций; 7 — объем грузового места (для экс­портных грузов); 8 — габаритные размеры; 9 — масса брутто; 10 — масса нетто; // — страна-изготовитель и (или) страна-поставщик; 12 ~ наименование пункта отправления; 13 — наименование грузоотправителя


Помимо универсальных на AT большое распространение получили специализированные контейнеры, которые позволяют организовать массовую перевозку больших объемов отдельных виде грузов с высоким качеством. Виды специализированных контейнеров примерно соответствуют типам кузовов АТС.

Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192 — 96 «Маркировка грузов» (с изг от 22.06.2000), являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Расположение надписей на транспортной маркировке приведем на рис. 5.3. Показанные штриховыми линиями блоки на рис. 5.3 -необязательные надписи или обозначения.

Пример транспортной маркировки приведен на рис. 5.4.

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 51474 — 99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами». Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габарит-


ные размеры манипуляционного знака должны составлять 100; 150 или 200 мм.

Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками (например, «За обвязку не поднимать»).

Способ нанесения маркировки должен обеспечить ее сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.

Контрольные вопросы

1. Приведите классификацию грузов. Какова классификация грузов
по степени опасности?

2. Какова роль транспортной тары в грузовых перевозках? Приведите
классификацию тары.

3. Какие требования предъявляют к транспортной маркировке грузов?

4. Дайте характеристику контейнерам, используемым в автомобиль­ных перевозках.


Рис. 5.4. Пример транспортной маркировки:

/ — знак опасности; 2 — манипуляционные знаки по ГОСТ Р 51474—99; 3 — число мест в партии, порядковый номер внутри партии; 4 — надписи транспорт­ных организаций; 5 — серийный номер ООН; 6 — классификационный шифр; 7 — транспортное наименование 58


ГЛАВА 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.