Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пропевание полевки вместе с педагогом, где дети поют только повторяю­щиеся гласные, а педагог допевает текст




Колыбельная на А

Пропевание секвенций legato (l-lll-l, li-iV-H, lll-V-lll)
Ученик: а-а-а, а-а-а, а-а-а Учитель: Уж давно взошла луна,

а-а-а, а-а-а, а-а а Моей дочке спать пора,

а-а-а, а-а-а, а-а-а Засыпай, моя краса,

а-а-а, а-а-а, а-а-а Спи спокойно до утра.



 

 

Песенка на О

Пропевание восходящих интонаций от i-VII staccato, педагог поет вниз.

Ученик: о-о-о-о о.о.о Учитель: Ах, как солнце высоко,

о-о-о-о о.о.о А идти так далеко,

о-о-о-о о.о.о Идти в гору нелегко,

о-о-о-о о.о.о И устали мы давно.

Песенка на Э

Пропевание тетрахорда вверх и вниз на staccato (1-ll-HI-lV-ilMI-l)
Ученик: Э,Э,Э,Э,Э,Э,Э Учитель: Я скачу на коне,

Э,Э,Э,Э,Э,Э,Э Хорошо с лошадкой мне.

Э,Э,Э,Э,Э,Э,Э Конь при новом седле,

 

Э,Э,Э,Э,Э,Э,Э Скачем мы по траве.


Плач (У-А)

Пропевание гласных legato (V-I.VI-ll; VI-II,VII-III)

Ученик: Уа,Уа Учитель: Ах, как девочка мала,

Уа,Уа Любит петь она с утра.

Уа,Уа Подпеваю ей сама,

Уа,Уа Говорить с ней нам пора.

Следует отметить, что в работе по развитию голоса необходимо учитывать инди­видуальные особенности каждого ребенка. Упражнения нужно подбирать, ориентиру­ясь на голосовые и звукопроизносительные возможности ребенка. Важно избегать пе­регрузки неокрепшего голосового аппарата дошкольников, чтобы не допустить возник­новения дополнительных нарушений голоса.

У детей с речевыми нарушениями одной из специфических проблем, обусловленных дефектом, является недостаточный контроль за дифференциацией дыхания и его про­должительностью, поэтому на занятиях по пению необходимо проводить специальные дыхательные упражнения. Пр лвильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

С первых занятий у детей воспитывается правильная певческая осанка, без на­пряжения положения корпуса и головы, с расправленными плечами. Воспитание пев­ческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого, соответствующе­го характеру и темпу песни вдоха. Детям дается образец правильного быстрого бес­шумного вдоха через нос, не поднимая плечи. Особое внимание уделяется развитию продолжительного выдоха. Он воспитывается постепенно, начиная с маленьких попе-вок (сначала на два такта, затем на четыре), и только к концу года можно предлагать детям более длинные музыкальные фразы. Работе по формированию правильного дыхания в значительной мере способствует дирижерский жест. Маленькому по ампли­туде взмаху руки соответствует короткий вдох, медленному опусканию руки и протя­женной музыкальной фразе — медленный длинный выдох. Правильному выполнению детьми необходимых действий помогает сравнение каждого взмаха рукой с «ниточ­кой» для бус из слов. После чего педагог предлагает детям сделать как можно более длинное «ожерелье», нанизав 5-6 бусинок на ниточку.


Необходимо помнить, что упражнения на дыхание выполняются в медленном тем­пе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного диском­форта. Обучение навыкам правильного дыхания проводится-под контролем педагога и по его показу. Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформ­лении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Эти упраж­нения лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: «согреть руки» (выдох со звуком х-х-хо), «остудить воду» (выдох со звуком ф-ф-фу). Можно при выдохе ими­тировать задувание свечи с произнесением гласных звуков и по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для неболь­шого вдоха. Чем глубже будет вдох, тем полнее выдох. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание «понюхать цветок». Во время вдоха голова должна быть приподнята, шея выпрямлена, чтобы грудная клетка свободно поднималась вверх. Если голова опущена и шея согнута, то верхние ребра, а с ними и вся грудная клетка не будут приподниматься. Во время вдоха не следует приподни­мать плечи, так как при этом грудная клетка не расширяется.

На музыкальных занятиях работе над дыханием помогает игра на духовых музы­кальных инструментах, где продолжительность выдоха определена музыкальной фра­зой. Полезно сначала научить детей делать по руке дирижера короткий вдох через нос («ауфттакт») и длительный выдох. Это хорошо отрабатывается на вступлениях и заключениях к песням, когда дети «дуют» в дудки ровно столько, сколько звучит музы­ка. Как только дети научатся в ансамбле выполнять одновременные действия по руке дирижера, можно переходить к элементарным оркестровкам.

Вместе с дыхательными упражнениями на занятиях пением в логопедических груп­пах обязательно должна быть включена артикуляторная гимнастика, цель которой — выработать четкость, точность, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата. Артикуляторный аппарат ребенка несовершенен, поэтому необходимо, с одной стороны, уменьшить скованность, напряженность артикуляционных мышц, с другой стороны, повысить их тонус и силу. Обычно на занятиях по пению используют традиционную для логопедии артикуляционную гимнастику, дифференцированную для различных частей артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопро-изношения при любых речевых расстройствах; она включает упражнения для трени­ровки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных по­ложений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной фонетической группы. Гимнастика, также как и все в коррекционной педагогике, включается в занятия по определенной схеме: вначале воспитываются грубые движения упражняемых органов речи, по мере их ус­воения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зри­тельного контроля, а также введением в работу ритма музыки, которая помогает за­дать тот или иной темп, динамику и выразительность выполнения а также способству­ет выработке точности, чистоты, плавности, устойчивости перехода от одного движе­ния к другому.

Точность движения органа речи определяется правильностью конечного резуль­тата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подерги­ваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.


Темп — это скорость движения. Вначале движение производится несколько замед­ленно, педагог регулирует темп при помощи отстукивания рукой или изменения темпа му­зыкального произведения, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Упражнениям артикуляторной гимнастики должны предшествовать упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, которые разучиваются сначала без музыки, потом с музыкальным сопровождением.

Особая роль отводится упражнениям для нижней челюсти, так как от нее зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. С другой стороны, от движений нижней челюсти зависит подъем мягкого неба — при произнесении глас­ных а, э мягкое небо максимально поднято, при произнесении о, у, и — опущено. В процессе выполнения упражнений следить за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. Перед тем как выполнять упражнения с музыкой полезно продемонстрировать детям куклу би-ба-бо (лягушку, кошку или другие), рот которых можно широко открыть, дергая за нитку, привязанную к нижней челюсти. Дети, представляя себя такой же куклой, также широ­ко открывают рот, дергая себя за воображаемую нитку.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучше­ния его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следую­щие движения без музыки, а затем в музыкальных комплексах.

Как правило, все упражнения гимнастики осваиваются индивидуально на заня­тиях с логопедом. На музыкальном занятии эти же упражнения выполняются сначала изолированно, в медленном темпе под музыку, затем автоматизируются в более бы­стром исполнении и в артикуляторных сказках.

Реализуя принцип осознанности и активности, чтобы максимально стимулиро­вать ребенка к «активному слушанию», опосредованному какой-либо деятельностью, полезно использовать метод пластического моделирования. Это один из методов превращения (преобразования) эмоционального содержания музыкального произве­дения в «психохудожественную» визуальную модель субъективного переживания (Л. Я. Дорфман, В. Г. Иванов, 1991).

Данный метод имеет свои основания как в области истории музыкальной культу­ры, искусствознания, психологии эмоций, так и в области педагогики искусства, в час­тности, эстетического и художественного развития детей (Ж. Далькроз, К. Орф, С. В. Акишев, К. А. Самолдина, Р. Т. Акбарова, С. Д. Руднева, А, В. Пасашкова, Г. А. Ильина и др.).

«Все, что слышит ребенок в музыкальном звучании, вызывает у него ответные двигательные реакции. Эти реакции способствуют расчленению звуков, усиливают впечатление от них и объединяют впечатления постоянной связью» (Ильина Г. А., 1959).

В пении этот прием выражается в использовании дирижерского «звучащего» же­ста. Работа над просодикой в единстве с разнообразными движениями рук наиболее эффективна при активном зрительном контроле. Рука дирижера «приковывает» взгляд поющего, подсказывает ему, где взять дыхание, как интонировать фразу, как сделать


ее более выразительной. Согласование дирижерского жеста и пения позволяет доби­ваться мышечной раскрепощенности детей в звукоизвлечении и в движении рук (кис­тей и пальцев), воспитывает вокальные навыки.

Дети учатся «говорить» руками. При этом тело, руки, артикуляция и голос становятся единым, требующим хорошей слаженности действия отдельных частей, «инструментом». Глаза всех поющих внимательно следят за движениями рук дириже­ра, что позволяет по знаку педагога сосредоточиться перед началом музыкальной фразы, правильно взять дыхание и своевременно завершить произведение. В работе с малышами, особенно расторможенными, неспособными длительно концентрировать внимание, этот прием особенно важен, потому что пение превращается в игру с паль­чиками и руками, движение помогает запомнить направленность мелодии, динамику и музыкальные нюансы.

Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и вы­полнять артикуляционные упражнения с «артикуляторными жестами». Движения вы­полняются одновременно обеими руками:

А - показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами, имити­рующими широко раскрытый рот.

О - все пальцы собраны в кольцо, касаясь большого пальца. Имитация артикуля­ции при звуке «О».

У - кисть сильно сжата в кулак. Имитация очень маленького ротового отверстия. И - «Улыбка». Большой палец и мизинец выставлены, тогда как остальные паль­цы сжаты в кулак.

Э - мягкие свободные руки показать ладошкой вверх. Имитация открытого, но не столь напряженного рта, как при звуке «А».

Наибольшую проблему на этом этапе работы представляет пропевание протяж­ных гласных звуков и исполнение таких штрихов как staccato и legato. Для овладения этими навыками можно использовать схемы-алгоритмы. Зрительный контроль за дей­ствиями педагога при исполнении по схеме еще больше активизирует внимание и сти­мулирует детей к одновременному исполнению.

Дошкольники с нарушениями речи затрудняются в расчленении услышанного и дифференциации отдельных музыкальных звуков по высоте, силе и тембру. В силу этого работа над развитием звуковысотного слуха представляет особую необходимость и сложность. Формирование его происходит с помощью «сольфеджирования рука­ми». У дошкольников, а особенно с речевыми нарушениями, координация слуха и го­лоса развита недостаточно. Поэтому ощутить высоту звуков, а в дальнейшем и на­учиться их сольфеджировать бывает неимоверно трудно. Чтобы помочь детям в этом, можно рассказать детям сказку «Королевская семья», в которой рассказывается о волшебном замке, где живут звуки. Самые главные из них - гласные, потому что их можно спеть, прислуживают им согласные звуки, которые повторяют все желания сво­их хозяев, сливаясь с их песней, так как своего голоса они не имеют. Королевская семья живет в замке, который насчитывает семь этажей и маленькую мансарду. Семь этажей - это семь ступеней лада. Комнаты короля, королевы, и принцессы находятся на I, III и V этажах. Это самые благоустроенные и комфортные этажи (они соответству­ют устойчивым ступеням лада (I, III, V). Маленький принц еще не имеет своего этажа. Он занимает мансарду (VIII этаж) и знает, что когда он вырастет, то он станет жителем I. этажа, но это будет уже другой замок (другой звукоряд). Слуги живут на II, IV, VI,VII этажах, постоянно ощущая свою неустойчивую позицию, и желая поскорее оказаться на этаже со своим господином.

У каждого члена королевской семьи голоса различаются по высоте и окраске. Данная интонационная игра заключается в том, чтобы дети смогли разыгрывать во­кальные диалоги, используя все интонационные возможности голоса, произнося


только отдельные гласные, педагог при этом произносит основной текст. Каждый персо­наж это особый голос, характер, мимика. Руками дети показывают высоту звука, тем са­мым помогая не только услышать его, но и увидеть.

У короля голос низкий, рокочущий. Он произносит всего лишь один звук «О» (1-я ступень лада) - (ребенок пальцами обеих рук касается груди), но как по-разному зву­чит его голос: то возмущенно, то величественно, то вопросительно. Необходимо дать почувствовать детям ощущение вибрато при произнесении низких звуков, а также го­ворить звук «О» с разной интонацией.

О! — я король! (торжественно)

О! — я самый могущественный и благородный! (хвастливо, величественно)

О? — в моей семье какие-то неприятности и перемены? (вопросительно)

О! — почему я узнал об этом последним! (гневно)

Голос королевы «И» (lli-я ступень) — (пальцами обеих рук ребенок дотрагивает­ся до губ и растягивает губы в улыбку.) «Королева» — всегда улыбается; звук более нежный, тихий по сравнению с «королевским»;

«А» (V-я ступень) — это звонкий бесшабашный голос принцессы - (ребенок каса­ется пальцами «макушки» головы. Он как бы «ставит звук на голову»). Это красавица «принцесса», она танцует и поет, звук ее голоса легкий, полетный, в высокой певчес­кой позиции;

У маленького принца голос самый высокий, пронзительный. «Э» — восклицает принц и пытается голосом дотянуться до своей мансарды. (Vlil-я ступень, верхняя тоника) — ребенок с силой вытягивает руки вверх «к солнышку». Это «маленький веселый принц», который станет королем, когда вырастет. Звук его голоса активный, устойчивый, высокий и звонкий.

Таким образом, высоту звуков ребенок может не только услышать, но и увидеть, потому что самый низкий звук находится на уровне груди, а самый высокий — над головой улетает ввысь. Далее ребенок определяет на слух высоту звуков, выкладыва­ет звуки по высоте на фланелеграфе или рисует их в тетради, представляя голоса всех членов «королевской семьи», свой собственный,своих друзей и воспитателей.

39 •


На занятиях, посвященных знакомству с «королевской семьей», дети рассматрива­ют картинки, изображающие героев, пытаются представить не только как они говорят, но и как ходят, во что одеты, чем они занимаются. Дети входят в «королевские», узнавая их на слух, загадывая друг другу музыкальные загадки. Можно предложить детям разыг­рать вокальные диалоги в образах различных героев, исполнить вокализации на тему: «Приветствие», «ссора», «подарок», «болезнь» и т. д.

Позднее детей знакомят с «звуковысотными жестами», которые обычно исполь­зуют для сольфеджирования в профессиональном обучении. (Подсказки к названию жестов из книги И. С. Велик, 2000).

Каждая ступень лада имеет свое название:

Домик — I ступень

Гора — II ступень

Лавка — III ступень

Стрелка IV ступень

Забор — V ступень

Зонтик — V! ступень

Стрелка — VII ступень

Домик — VIII ступень

При этом для лучшего запоминания устойчивых и неустойчивых звуков можно использовать следующие «говорилки»:

Домик, лавка и забор - отдохнуть зовут во двор

I HI V

(это устойчивые звуки)

Зонтик, стрелки и гора - так и манят со двора

VI IV VII II

(это неустойчивые звуки)

Затем детей знакомят с другими жестами, которые помогают выразить те или иные музыкальные нюансы или штрихи: staccato (отрывисто), legato (слитно), portato (подчеркнуто) и т.д. Жест помогает показать разные динамические оттенки -forte (гром­ко), piano (тихо), diminuendo (уменьшая звук), creschendo (увеличивая звук).

Логоритмика - это особый вид речевой работы, который помогает соединить речь с движением, способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Жак-Далькроз Э., 1922; Волкова Г. А., 1985; Гринер В. А., 1958). В отличие от пластического моделирования, где основным коррекционным компонентом является импровизация, а целью — развитие креативно­сти, цель логоритмики - создание устойчивой зависимости «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с труднодифференцированными движениями артикуляторного аппарата (Бернштейн Н. А., 1991). Наличие этой связи позволит контролировать выполнение сложных артикуляций, дыхание, просодику по качеству выполнения движений «круп­ной и мелкой» моторики.

На пении полезно ритмизировать стихи, выполняя их как с музыкой, так и без нее. Выполняя динамические упражнения под музыку, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Общераз-вивающие упражнения, выполняемые одновременно с музыкой, улучшают функцию диафрагмы, брюшного пресса, развивает фонационное дыхание, подготавливает к интенсивным голосовым упражнениям, положительно влияют на настроение и эмоции ребенка, вызывая у него чувство радости и бодрости.

На занятии по пению наряду с различными дирижерскими и ручными артикуляци­онными жестами полезно как можно больше выполнять упражнений по развитию кисти и пальцев рук. Все упражнения предложены нами в определенной системе, которая


позволит на каждом этапе логопедической работы осваивать все более сложные движе­ния ручной моторики. Так, на этапе постановки гласных звуков необходимо научить ре­бенка почувствовать свои кисти свободными и сильными, ловкими и умелыми. Предло­женные на этом этапе упражнения с руками помогут последовательно добиться активно­сти кистей рук в упражнениях на сжимание и разжимание, затем в выполнении более сложных имитационных ритмических движений с участием всей руки. На этапе поста­новки свистящих и шипящих звуков основное внимание должно будет уделено диффе­ренцированным движениям пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка, такого непослушного и ленивого у дошкольников с речевыми расстройствами. На этапе постановки звуков Л-Р работа по активизации кончиков пальцев будет продол­жена различными упражнениями на касание и заданиями на плоскости. На завершающем этапе -дифференциации и автоматизации звуков — пальчиковые упражнения будут пред­ложены повышенной координационной трудности. Ребенок должен будет научиться со­гласовывать точные и одновременные движения обеих рук и сочетать их со сложными выразительными по интонации стихами.

Необходимо помнить, что движения и речь неразрывно взаимосвязаны между собой. Активно выполняемое движение является залогом четкой артикуляции и наобо­рот пассивно выполненное, — не приносит никакой пользы в речевой коррекции. Так­же нельзя забыть о том, что самое главное в работе с руками — это согласование ритма движений со стихотворной рифмой. Чем меньше ребенок, тем темп движений более медленный (обычно он соответствует логическим ударениям во фразе), чем стар­ше ребенок, тем темп более быстрый (каждое движение соответствует слогу).

Развитие чувства ритма обычно бывает наиболее сложной задачей. Формирова­ние его требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших музыкальных инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритми­ческой единицей.

Широкие возможности для выполнения этой задачи предоставляют ударные ин­струменты, специально предназначенные для воспроизведения ритма. Однако до сих пор эти возможности используются недостаточно в дошкольных учреждениях. Игре на музыкальных инструментах в целом, как правило, не придается должного значения в музыкальном воспитании.

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство детей, которое развивается в процессе проигрыва­ния знакомых песен на ложках, бубнах, маракасах, при исполнении ритмического ак­компанемента к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Вы­полняя такие задания, дети активно следят за движением в произведении.

Дидактика предлагает два основных приема: использование телодвижений и ис­пользование простейших ударных инструментов, которые способствуют не только фор­мированию у детей чувства ритма, но и воспитанию музыкального вкуса. Обучение игре на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, координацию движе­ний, слуховой контроль и слуховое внимание.

Основой для освоения игры на музыкальных ударных инструментах служат рит-мико-мелодические упражнения. Из детских стихов, песен и имен выделяют самые короткие ритмы, которые состоят из четвертей (I) и восьмых (П), а также половинных нот (О), но без затактов. Эти ритмы используются как «ритмические строительные бло­ки». «Ритмоблоки» — основа начального ритмического обучения. Они служат для со­провождения мелодий, которые поет или играет педагог, а также для сопровождения речи и пения детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.