Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура органов местного самоуправления




В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Что именно необходимо понимать под структурой органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации, не уточняется. Полагаем, что структура органов местного самоуправления включает в себя перечень органов местного самоуправления, которые делятся на выборные и иные органы. Данные органы должны образовываться в соответствии с общими принципами построения системы органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления муниципального образования должна закрепляться в его уставе, в котором также должны быть указаны выборные и иные органы местного самоуправления, имеющиеся в муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой понятия "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от его полномочий может выступать в качестве органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией на решение вопросов местного значения, а также могут исполнять некоторые государственные полномочия по поручению органов государственной власти.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу регионального закона об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом о проведении местного референдума.

Избирательная комиссия субъекта Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные федеральными и региональными законами полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

При отсутствии инициативы граждан по проведению местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления, а также порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

30.Представительный орган местного самоуправления: численность, полномочия, организация деятельности, структура.

Представительный орган Местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Данное определение свидетельствует о том, что этот орган занимает ведущее положение среди других органов местного самоуправления и должностных лиц, что подтверждается следующим:

Наличие выборного органа местного самоуправления муниципального образования, каковым является представительный орган, – обязательное требование закона;

Именно этот орган наделен правом представлять все население муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени;

Только представительный орган обладает определенным объемом исключительных полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие органы местного самоуправления и должностные лица не имеют и не могут присваивать себе эти исключительные полномочия;

Среди прочих лишь представительному органу принадлежит правотворческая функция, т. е. он имеет право принимать общеобязательные локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом муниципального образования

к предметам ведения последнего;

Данный орган контролирует деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправления, действующих на территории соответствующего муниципального образования:

Он является коллегиальным органом, в силу чего принимает свои решения только в коллегиальном порядке.

Представительный орган муниципального самоуправления состоит из депутатов, которые избираются гражданами РФ, обладающими избирательным правом и проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никаким другим путем он формироваться не должен.

К осуществлению своих полномочий представительный орган муниципального образования приступает при избрании не менее чем двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае его полномочия осуществляет сход граждан.

Федеральным законом закреплен особый порядок формирования представительного органа муниципального района. Этот орган может:

Состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений, избираемых ими из своего состава в соответствии с равной независимо от численности жителей поселения нормой представительства (первый вариант);

Избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района (второй вариант).

Представительный орган муниципального района формируется по первому варианту, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав данного района. Эта инициатива оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения.

В нем указываются предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района.

День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по второму варианту.

Порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе этого района в течение одного месяца со дня начала работы органа и не может быть изменен ранее чем через два года со дня начала его работы.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при численности населения от 1 000

до 10 000 человек;

15 человек – при численности населения от 10 000

до 30 000 человек;

20 человек – при численности населения от 30 000

до 100 000 человек;

25 человек – при численности населения от 100 000

до 500 000 человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом данного района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В его исключительной компетенции находятся:

Принятие устава муниципального образования и внесение

в него изменений и дополнений;

Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ;

Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

Определение порядка управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

Контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены

на рассмотрение данного органа только по инициативе или при наличии заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется для подписания и обнародования его главе, который имеет право отклонить этот акт. В случае отклонения принятого акта главой этот акт

в течение десяти дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если при повторном рассмотрении представительным органом отклоненный акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней

и обнародованию.

Согласно уставу организацию деятельности представительного органа осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если он является главой местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение их деятельности.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно. Это может произойти по следующим основаниям.

В случае, если соответствующий суд установит, что представительный орган муниципального образования принял нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а он в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

Со дня вступления в силу данного закона полномочия представительного органа прекращаются.

Они могут быть прекращены также в случаях:

Принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

Вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

Преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет за собой досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу соответствующего решения проводятся досрочные муниципальные выборы.

При досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по первому варианту, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в его состав других депутатов.

Сроки Полномочий представительных органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством не могут быть ниже двух и более пяти лет. При этом установленный срок нельзя изменять в течение текущего срока.

Наименования Представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований согласно законам субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Законодательство субъекта РФ по вопросам местного самоуправления должно предоставлять населению муниципальных образований возможность выбора наименования органа местного самоуправления.

В различных регионах нашей страны представительные органы местного самоуправления имеют самые разнообразные наименования – дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты, земское собрание и т. п.

В отдельных поселениях (обычно в малочисленных) уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями (сходами) граждан.

Федеральный закон определяет, что полномочия представительных органов местного самоуправления закрепляются уставами муниципальных образований. Это значит, что они в соответствии с законодательством субъектов РФ могут расширить (но не сузить) полномочия этих органов.

Одно из непременных условий деятельности выборного представительного органа состоит в том, что он принимает решения в коллегиальном порядке. Смысл коллегиальности – в нахождении наиболее верного решения, которое нередко учитывает разные точки зрения, компромисс между разными группировками избирателей, имеющих своих посланцев в представительном органе.

Коллегиальное решение предполагает наличие определенного кворума, т. е. установление минимального числа депутатов, без которого решение приниматься не может. Для относительно многочисленного состава представительного органа это обычно простое большинство голосов от избранных (или от общего числа) депутатов; для представительных органов, в которых может быть пять–шесть человек, кворум, как правило, составляет две трети от общего числа.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих депутатов. Вместе с тем в законах ряда субъектов РФ и уставах муниципальных образований есть правила, в соответствии с которыми решения по определенным вопросам (например, по нормативным актам) принимаются большинством голосов избранных депутатов.

Истинная коллегиальность обеспечивается тогда, когда депутаты регулярно собираются вместе для решения вопросов, входящих в их компетенцию. Эти собрания называются по-разному (сессии, заседания). От наименования суть формы коллегиальной работы не меняется – в любом случае депутаты заседают все вместе или разбившись на группы (комиссии, комитеты).

Думы (советы депутатов, собрания), как отмечается в некоторых регламентах, работают по планам, составляемым обычно на полугодие. По одним регламентам правом внесения проектов решений обладают глава муниципального образования и депутаты, по другим – еще и депутатские объединения, постоянные комиссии. В отдельных регламентах к ним добавляются прокурор, народный суд, территориальная избирательная комиссия, органы территориального общественного самоуправления.

В ряде мест предусмотрено открытое проведение заседаний, на которых вправе присутствовать любой житель муниципального образования. Устанавливаются условия гласности заседаний (беспрепятственная трансляция по местному радио и телевидению, отчеты о состоявшемся обсуждении в газетах). Некоторые думы не менее одного раза в полугодие публикуют отчет о своей работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.