Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мостовой кран

Запрос 2

Создаем "Кнопочное меню работы БД"

 

Краны мостового типа предназначены для обслуживания в основном площадок прямоугольной формы.

Наиболее распространенными кранами мостового типа являются мостовые, козловые и мостовые перегружатели, кабельные и мосто-кабельные.

Мостовые краны. Эти краны находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства для внутрицеховых и внутри-складских погрузочно-разгрузочных работ.

В зависимости от назначения мостовые краны можно разделить на следующие основные группы: общего назначения, специального назначения (с поворотной тележкой, с выдвижной поворотной и неповоротной стрелой и др.), металлургические (литейные, штыревые, для раздевания слитков, ковочные, колодцевые, с гибким подвесом траверсы, с подхватами, магнитные, грейферные и др.).

Мостовые краны общего назначения, снабженные в основном грузовым крюком, предназначены для выполнения массовых погрузочно-разгрузочных работ.

Мостовые краны специального назначения, снабженные специальными грузозахватными приспособлениями, предназначены для работы с определенными грузами.

Мостовые краны состоят из двух основных узлов: моста, передвигающегося вдоль цеха, и крановой тележки или тали, передвигающихся по мосту.

В зависимости от конструкции моста мостовые краны делят на однобалочные и двухбалочные. Однобалочный мост состоит из главной балки, соединенной с двумя концевыми балками. Двухбалочный мост имеет две главные балки, соединенные с двумя концевыми балками. Наиболее распространены двухбалочные мостовые краны.

По способу опирания на крановый путь различают мостовые краны опорного и подвесного типа. К мостовым кранам опорного типа относят краны, опирающиеся ходовыми колесами на крановый рельс, закрепленный на подкрановой балке, установленной на колоннах цеха, эстакадах. Мостовые краны подвесного типа ходовыми колесами опираются на нижние полки двухтавровых балок, подвешенных к потолочным конструкциям цеха.

По типу привода мостовые краны выполняют с ручным или электрическим приводами. Наибольшее применение нашли краны с электрическим приводом. Краны с ручным приводом механизмов применяют при вспомогательных подъемно-транспортных операциях, при ремонте и монтаже оборудования и других работах, для выполнения которых не требуются большие скорости подъема и передвижения грузов.

Основной характеристикой мостовых кранов является пролет — расстояние между осями крановых рельсов (ГОСТ 534-78).

Управление кранами в большинстве случаев осуществляют из кабины. В некоторых случаях управление производят с пола с помощью выносного пульта управления. При этом для безопасности работы скорости передвижения моста и тележки значительно снижены. Управление мостовыми кранами, работающими в цехах, содержащих пары кислот, щелочей и других вредных примесей, осуществляется дистанционно.



Рассмотрим конструкции мостовых кранов подвесного и опорного типа.

Мостовые краны подвесного типа. Эти краны выполнены с ручным и электрическим приводами, однобалочными или двухбалочными.

Мостовые краны подвесные однобалочные с ручным приводом (ГОСТ 7413-80) имеют грузоподъемность 0,5-5,0 т и длину 3,6-11,4 м. В качестве механизма подъема груза в этих кранах применяют ручные передвижные червячные тали (ГОСТ 1106-74).

Мостовые краны подвесные однобалочные с электрическим приводом (ГОСТ 7890—73) выполнены двух-, трех- и четырехопорнымн, имеют грузоподъемность 0,25-5,0 т, длина двухопорных кранов 3,6-18,0 м, трехопорных 16,2-27,0 м, четырехопорных 28,2-34,8 м, скорость подъема груза 0,133 м/с, скорость передвижения электрической тали 0,33 м/с, скорость передвижения крана 0,53 м/с. Управление краном осуществляют с пола. Для подъема и передвижения груза использованы электрические тали. Механизм передвижения крана аналогичен механизму передвижения электрических талей.

Главная балка этих кранов выполнена из обычной двутавровой балки или так называемого разнесенного двутавра, полученного из обычного двутавра и обладающего при той же массе, что и балка, большей прочностью. Главная балка прикреплена к концевой жестко или с одной стороны жестко, а с другой подвижно.

На рис. 1. показан подвесной двухопорный однобалочный кран. Главная балка 1 к левой концевой балке 3 прикреплена жестко с помощью болтов (узел I), а к правой балке 2 — подвижно (узел II). Главная балка опирается на два сферических подшипника, что дает возможность увеличивать или уменьшать пролет крана. С помощью однобалочных подвесных кранов можно транспортировать груз из одного пролета в другой, не используя напольный транспорт. В этом случае главные балки двух кранов, находящихся в соседних пролетах, соединены между собой специальными переходными мостиками, закрепленными на главных балках стыковыми замками.

 

Мостовые краны подвесные двухбалочные многоопорные предназначены для транспортирования крупногабаритных изделий. Пролеты этих кранов не более 96 м. Кран оборудован двумя тележками с двумя механизмами подъема грузоподъемностью до 20 т.

Мостовые краны опорного типа. Эти краны выполнены с ручным и машинным приводом однобалочными и двухбалочными.

Мостовые краны опорные однобалочные с ручным приводом (ГОСТ 7075-80) имеют грузоподъемность 3,2; 5,0 и 8,0 т, пролет 4,5-16,5 м; двухбалочные краны имеют грузоподъемность 12,5 и 20 т и пролет 7,5-16,5 м. В качестве механизма подъема груза применяют ручные передвижные червячные тали (ГОСТ 1106-74).

Мостовые краны опорные однобалочные с электрическим приводом (ГОСТ 22045-82) имеют грузоподъемность 1-5 т, скорость подъема груза 0,133 м/с, скорость передвижения электрической тали 0,33 и 0,53 м/с, скорость передвижения крана 0,40; 0,63; 1,0 м/с, высоту подъема 6, 12 и 18 м, пролет 4,5-25,5 м. Главная балка моста однобалочного крана выполнена из двутавровой балки. Размеры двутавра выбирают в зависимости от грузоподъемности крана с учетом прочности и условий проходимости электротали по полкам двутавра. Пространственная компоновка главной балки зависит от грузоподъемности и размера пролета.

В качестве примера на рис. 2. представлен общий вид однобалочного мостового крана опорного типа, у которого необходимая жесткость в горизонтальной плоскости обеспечена установкой с одной стороны подкосов 1 в плоскости верхнего сжатого пояса двутавра, а с другой — решетчатой связи 2 по всей длине двутавра.

Мостовые краны общего назначения опорные двухбалочные с электрическим приводом (ГОСТ 25711-83) грузоподъемностью 5-50 т имеют скорость подъема груза 0,05-0,32 м/с, скорость передвижения тележки 0,32-0,63 м/с, скорость передвижения крана 0,40-2,5 м/с, высоту подъема груза 12,5 м, пролет 10,5-34,5 м. Эти краны опираются на четыре ходовых колеса. Такие же краны (ГОСТ 6711-81) с грузоподъемностью механизма главного подъема 80-500 т и грузоподъемностью механизма вспомогательного подъема 20-80 т имеют высоту подъема главного механизма 25 и 32 м, вспомогательного 27 и 34 м. Они в зависимости от грузоподъемности и пролета могут быть выполнены с восьмью или шестнадцатью ходовыми колесами.

Мост двухбалочного мостового крана состоит из двух отдельных пространственно жестких балок, называемых главными. Главные балки соединены с концевыми балками, образуя с ними горизонтальную раму. В концевых балках моста установлены ходовые колеса крана.

На рис. 3 показан двухбалочный мостовой кран опорного типа с главным и вспомогательным механизмами подъема груза. Главные балки 7 и концевые балки 6 составляют мост крана. На крановой тележке 3 установлены главный и вспомогательный механизмы подъема груза и механизм передвижения тележки. К мосту крана прикреплена кабина управления 1, которая в зависимости от условий работы может быть выполнена открытой или закрытой. Питание механизмов крана электроэнергией производится с помощью специальных токоведущих шин (троллеев) 5, установленных вдоль стен цеха со стороны моста крана, свободной от установки кабины управления. Облегченная специальная кабина управления 4 предназначена для осмотра троллеев. Подача электроэнергии на механизмы подъема груза и передвижения тележки осуществлена с помощью гибкого кабеля 2, перемещающегося на катках по натянутой проволоке 8.

Главную балку двухбалочного мостового крана наиболее часто выполняют коробчатого сечения с симметрично расположенным рельсом (рис. 4). Она состоит из двух вертикальных стенок 1 и двух горизонтальных поясов (верхнего 2 и нижнего 3). Усилия ходовых колес грузовой тележки действуют равномерно на каждую вертикальную стенку. Местная устойчивость стенок и пространственная жесткость сечения может быть обеспечена установкой по всей длине диафрагм 5. Для уменьшения прогиба рельса и обеспечения местной устойчивости стенок установлены промежуточные малые диафрагмы 4. Для предварительного выбора размеров главных балок коробчатой конструкции рекомендуется принимать высоту главных балок h =(1/14 ... 1/18) L (здесь L — пролет крана), ширину горизонтальных поясов B = (1/40...1/50) L. К наружным вертикальным листам главных балок прикреплены консольные площадки 6 с сплошным настилом. Площадки предназначены для установки с одной стороны моста троллеев или гибкого кабеля, а с другой — для установки механизма передвижения крана и прохода обслуживающего персонала при осмотре и ремонте крана.

Концевые балки рассматриваемых мостов изготовляют также коробчатыми, обладающими достаточной пространственной жесткостью.

При работе мостовых кранов возможно возникновение больших прогибов мостов, особенно при подъеме максимальных грузов. Поэтому при проектировании и изготовлении крановых мостов главным балкам заранее придают выгиб вверх, называемый строительным подъемом. Создание строительного подъема моста листовой конструкции достигается специальным раскроем вертикальных листов.

Крановые тележки мостовых кранов предназначены для установки механизма подъема груза и механизма передвижения тележки. Поперечные размеры тележки зависят в основном от длины барабана механизма подъема груза. Металлоконструкция тележки выполнена из листовой стали. Рама тележки выполнена сварной из продольных и поперечных балок и с сплошным настилом. Широко используют гнутые профили, что позволяет значительно увеличить жесткость рамы тележки без увеличения ее массы. При проектировании тележек мостовых кранов необходимо обеспечить удобный доступ ко всем механизмам.

На рис. 5 показана крановая тележка грузоподъемностью 5 т. Механизм подъема этой тележки имеет сдвоенный двукратный полиспаст 4 и двигатель 8, соединенный с редуктором 6 с помощью промежуточного вала 7, благодаря чему сила тяжести узлов механизма подъема равномерно действует на ходовые колеса тележки 3.

Уравнительный блок 1 установлен на кронштейне, смонтированном сверху рамы тележки. Токоподвод к тележке выполнен в виде гибкого кабеля 10. Механизм передвижения тележки имеет вертикальный редуктор 9, смонтированный в середине тележки. Для выключения двигателя механизма передвижения при подходе тележки к крайним положениям по концам главных балок установлены концевые выключатели, приводимые в действие специальной линейкой 5, закрепленной на раме тележки, снабженной перилами 2.

КОЗЛОВОЙ КРАН

Кран козловой: применяется обычно для обслуживания складов, главным образом штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Козловой кран — кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек. Козловые краны относятся к категории подъемных устройств мостового типа. Средний срок службы козловых кранов — приблизительно 20 лет без учета режима работы и условий эксплуатации. Наработка на отказ — примерно 3 000 циклов. Грузоподъемность козловых кранов достигает 1000т.

Козловые краны и мостовые перегружатели. Козловые краны и мостовые перегружатели имеют пролетное строение, соединенное с опорами, опирающимися на ходовые тележки крана, в которых установлены ходовые колеса крана. По конструктивному исполнению эти краны не имеют существенных отличий. Различаются они между собой следующими показателями: назначением, пролетом, грузозахватным приспособлением, рабочими скоростями и группами режима работы. У козловых кранов скорости всех механизмов являются рабочими, т. е. механизм передвижения крана и механизм передвижения тележки могут работать с поднятым грузом.

У мостовых перегружателей скорость механизма передвижения крана является установочной, а скорость механизма подъема груза и передвижения тележки — рабочей.

Управление козловыми кранами и мостовыми перегружателями обычно осуществляют из кабины, которая выполнена стационарной или подвижной. При наличии подвижной кабины обеспечивается лучший обзор места погрузки и разгрузки, однако создается дополнительная подвижная нагрузка на пролетное строение, что приводит к увеличению его сечения. Стационарную кабину крепят к опоре. В этом случае при больших пролетах значительно ухудшается обзор обслуживаемого участка.

Опоры козловых кранов и мостовых перегружателей с пролетом до 30 м жестко соединены с пролетным строением (рис. 1, а). С увеличением пролета, т. е. более 30 м, одна опора должна быть выполнена жесткой, а другая гибкой (рис. 1, 6). При такой схеме исключается возникновение распорных усилий, которые могут возникнуть при изменении температуры или возможных погрешностях укладки пути. Различают две схемы соединения жесткой опоры с пролетным строением. По одной схеме одна опора жестко соединена с пролетным строением, а другая — с помощью цилиндрического шарнира (точка А), ось которого расположена в горизонтальной плоскости. Гибкая опора в этом случае имеет возможность отклониться на угол не более 5° в обе стороны (на рисунке показано стрелками). По этой схеме при забегании одной из опор пролетное строение изгибается.

По другой схеме пролетное строение свободно опирается на опоры (рис. 1, в). При этом жесткая опора соединена с пролетным строением с помощью опоры скольжения (узел Б), допускающей относительный поворот пролетного строения вокруг центрального вертикального штыря (узел В) жесткой опоры, гибкая опора соединена с пролетным строением с помощью сферического шарнира (узел Г), обеспечивающего поворот во всех направлениях. В этом случае при забегании одной опоры относительно другой пролетное строение не изгибается.

По назначению козловые краны разделяют на краны общего назначения, строительно-монтажные и специального назначения.

Козловые двухконсольные краны общего назначения (ГОСТ 7352—81) используют на открытых складах и погрузочных площадках, обслуживаемых средствами наземного рельсового и безрельсового транспорта. Эти краны имеют гибкую подвеску грузового крюка, грузоподъемностью 3,2—32,0 т, пролет 10—32 м, высоту подъема груза 7,1—10 м.

Строительно-монтажные краны предназначены для монтажа промышленных предприятий, энергетических установок и др. Грузоподъемность их составляет 300 —400 т, пролеты 60— 80 м и высота подъема груза 20—30 м.

Краны специального назначения предназначены для обслуживания гидротехнических сооружений и др. Грузоподъемность их составляет 25—630 т, пролеты 5—20 м. К кранам специального назначения можно также отнести козловые контейнерные краны (ГОСТ 24390—80) грузоподъемностью 20 и 32 т с пролетами 16 и 25 м и высотой подъема 6—И м; краны оборудованы специальным автоматическим захватом (спредером).

На рис. 2 показан самомонтирующийся козловой кран, имеющий пролетное строение 2 листовой конструкции трапецеидальной формы, грузовую тележку 3 с механизмом подъема груза, передвигающуюся по уложенным на боковых сторонах пролетного строения рельсам. Опоры 5 выполнены коробчатого сечения, причем одна из них (левая) соединена с пролетным строением жестко, а другая (правая) — шарнирно. При монтаже крана пролетное строение собирают на специальных подставках на небольшой высоте от опорной поверхности. Обе половины каждой опоры вместе с ходовыми тележками 6 устанавливают на крановые рельсы и с помощью монтажных лебедок, закрепленных на ходовых тележках, каждую опору стягивают, пролетное строение поднимают до рабочего положения, после чего устанавливают специальную стяжку 7, а монтажную лебедку устраняют. Для уменьшения силы тяжести и габаритов тележки механизм передвижения тележки установлен не на тележке, а над жесткой опорой. Усилие от механизма тележке передается с помощью тягового каната. Управление краном осуществляется из подвижной кабины 4.

Контейнерный козловой кран грузоподъемностью 32 т, предназначенный для механизации работ на морских и речных причалах, показан на рис. 3. Этот кран может быть оборудован контейнерным захватом грузоподъемностью 20 и 32 т, грейфером 2 для сыпучих материалов и гидравлическим захватом 3 для длинномерных грузов. Подача электроэнергии на кран осуществлена гибким кабелем, наматываемым на кабельный барабан 4.

В зависимости от профиля обслуживаемой площадки ходовые тележки опор могут быть расположены на одинаковых или разных уровнях. В некоторых случаях одна из ходовых тележек может быть установлена на уровне пролетного строения. Такие краны называют полукозловыми.

 

Козловой кран. Особенности конструкции


Козловые краны представляют собой сооружения, у которых горизонтальное пролетное строение (мост) опирается на две опоры (ноги), перемещающиеся по наземным рельсовым путям. Обе опоры имеют жесткие сочленения с мостом или одна из опор скрепляется с мостом при помощи шарниров.
Краны, у которых пролетное строение одной стороной опирается на опорную стойку (ногу), а второй непосредственно на ходовые тележки, называются полукозловыми. Рельсовые пути в этом случае располагаются на разном уровне: один на земле, а другой на специальной эстакаде или колоннах здания.
Различают две основные схемы мостов — однобалочные и двухбалочные.
Однобалочные мосты трехгранного и четырехгранного сечения с ездовым монорельсом пользуются наибольшим распространением. Пролетные балки двухбалочных мостов по своей конструкции обычно сходны с балками мостовых кранов.
Жесткая и гибкая опоры козлового крана выполняются из отдельных стоек, конструкция которых зависит от типа опоры. Гибкие опоры имеют стойки из одного элемента или из ферм, развитых в направлении, перпендикулярном мосту.
Пространственные стойки жестких опор выполняются трехгранными или четырехгранными, а пояса их для обеспечения жесткости связываются диафрагмами или решетками. Стойки опор сопрягаются с пролетным строением на фланцевых соедине виях или на шарнирах. Применение последних необходимо на кранах, монтаж которых производится путем стягивания стоек. Ось шарнира в этом случае располагается параллельно продольной оси моста. По низу стойки опор связываются стяжками, крепящимися либо к ходовым тележкам, либо к нижним частям стоек.
Козловые краны могут изготовляться с одной или двумя консолями или без них. Длина консолей выбирается в соответствии с назначением крана. Козловые краны общего назначения, так же как и мостовые краны общего назначения, снабжаются механизмами, предназначенными для подъема груза, передвижения тележки и передвижения крана. Привод механизмов подъема груза и передвижения тележки может быть установлен непосредственно на грузовой тележке (самоходные тележки) или стационарно на мосту (тележки с канатной тягой). В качестве грузовой тележки при грузоподъемности крана до 5 тс и среднем режиме работы обычно используются типовые электрические тали (тельферы), перемещающиеся по ездовой монорельсовой балке. В кранах большей грузоподъемности применяются монорельсовые канатные и самоходные тележки или двухрельсовые. Последние выполняются как подвесными, так и опорными. Опорные тележки перемещаются по рельсам, уложенным на верхние пояса балок моста. В козловых кранах с опорными тележками обычно применяются типовые грузовые тележки мостовых кранов.
Механизмы передвижения козловых кранов общего назначения выполняются с раздельным приводом опор. Конструктивно эти механизмы выполняются в виде скрепляемых с основанием стоек опор с помощью болтовых фланцев одно- или двухколесных тележек. При малых пролетах краны оборудуются неподвижными кабинами управления, располагаемыми на жесткой опоре. При больших пролетах, когда наблюдение за грузозахватным органом из одного места затруднено, кабину выполняют перемещающейся совместно с грузовой тележкой.
Для доступа крановщика в такую кабину на одной из опор предусматривается посадочная площадка. Эта площадка в месте перехода в кабину должна быть оборудована дверями или откидными ограждениями (цепочками, штангами), которые обеспечивают безопасное нахождение людей на площадке при отсутствии около нее кабины. С этой же целью кабины оборудуются переходной площадкой, стыкующейся со стационарной.
Для кранов с подвесными тележками на опоре сооружается площадка для обслуживания ее механизмов. При перемещении подвижных кабин должна быть обеспечена возможность аварийного выхода крановщика на мост (или ходовые площадки) при любом положении кабины в пролете. Для этого в случае необходимости кабина оборудуется выдвижной или жесткой лестницей. Подвод тока к козловым кранам осуществляется преимущественно с помощью гибкого кабеля марок КРПТ, ГРШС и др. При протяженности перемещения свыше 100—200 м применяются проволочные или (значительно реже) жесткие троллеи с соответствующими токосъемниками.
Конструктивные особенности козловых кранов в значительной мере определяются их назначением. Больше всего изготовляется кранов общего назначения (грузоподъемностью 3—50 тс), которые иначе называются также перегрузочными козловыми кранами. Эти краны применяются для обслуживания складов штучных и насыпных грузов, железнодорожных контейнерных площадок, нижних складов леспромхозов и т. п., а также для выполнения различных технологических операций, например на заводах по производству железобетонных изделий и конструкций.
К козловым кранам специального назначения относятся краны для обслуживания гидротехнических сооружений, для строительно-монтажных работ, для сборки судов и др.
Основные параметры и технические требования для вновь проектируемых козловых кранов регламентированы государственным стандартом (ГОСТ 7352—75).
При определении габаритов приближения козлового крана к зданиям и сооружениям, штабелям грузов технологическому оборудованию, железнодорожному подвижному составу и т. п. следует руководствоваться Правилами по кранам и ГОСТ 9238—73 * «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1524 мм».

Кабельный кран

Перевод

Кабельный кран

кабель-кран, сооружение, предназначенное для подъёма (спуска) груза и перемещения его в горизонтальном направлении на расстояния 100—1500 м. Применяется на открытых горных разработках (вскрышные породы, руда, штучный камень и др.) и в строительстве (земля, бетон и др.). К. к. (рис.) состоит из двух опор А и Б, между которыми натянут несущий канат 1. По канату на роликах перемещается тележка 2 с подъёмным блоковым устройством и подвешиваемыми ковшом или вагонеткой, которые могут подниматься и опускаться. Тележку приводит в движение тяговый канат 3,идущий от неё через направляющие шкивы, укрепленные на опорах А и Б, к рабочим тяговым шкивам лебёдки. Подъём и опускание блоковой системы с грузом производится лебёдкой с помощью подъёмного каната 4. Опоры башенного типа. Башня, на которой расположено приводное силовое оборудование и аппараты управления, является машинной, противоположная башня — опорной. Опоры бывают стационарные и передвижные. При стационарных необходим дополнительный транспорт внутри карьера (котлована); передвижные обычно перемещаются по рельсовым путям. Возможно параллельное перемещение обеих опор или радиальное при одной перемещающейся опоре. Высота опор достигает 50 м. С целью увеличения производительности установки применяют К. к. с двумя ковшами ёмкостью до 10 м3 каждый.

К. к. характеризуется грузоподъёмностью (5—50 т), пролётом (100— 1500 м), высотой подъёма груза (50 ми более). При больших пролётах скорость движения тележки по несущему канату до 8—10 м/сек; скорость спуска 1,3— 1,5 м/сек; скорость передвижения опор 0,2—0,3 м/сек; число циклов в час до 25—30; расход электроэнергии 7— 9 квт ч/ткм.

 

Лит.: см. при ст. Подъёмный кран.

М. В. Васильев.

Кабельный кран: 1 — несущий канат; 2 — тележка; 3 — тяговый канат; 4 — подъёмный канат.

Башенные краны. Особенности конструкции


Башенными называются краны, имеющие вертикально расположенную башню, выполненную в виде решетчатой конструкции (из уголков или цельнотянутых труб) или трубчатой мачты.
В верхней части башни укрепляется подъемная или балочная стрела.
Одна из наиболее распространенных конструкций башенного крана серии БКСМ (кран модели БК.СМ5-5А, башенный кран, самомонтирующийся для строительства зданий высотой до 5 этажей грузоподъемностью 5 тс). Этот кран имеет башню решетчатой конструкции, оканчивающуюся конусообразной головкой. На нее через цапфу опирается поворотная часть крана (поворотная головка с укрепленными на ней противовесом, стрелой и кабиной). Стрела крана поддерживается полиспастом, по нижней ее части передвигается грузовая каретка. При работе с поднятой стрелой каретка неподвижно закрепляется на ее конце.
Различают передвижные башенные краны, перемещающиеся по рельсовому или безрельсовому пути, и стационарные, установленные на фундаменте. Наибольшее применение башенные краны имеют в строительстве, однако часть их используется на заводах по производству железобетонных изделий и для погрузочно-разгрузочных работ на складах.
Применяемые в строительстве башенные крайы могут быть разделены на башенные краны для жилищного и гражданского строительства и краны для промышленного и гидротехнического строительства.
Термины основных типов, параметров, узлов, методов монтажа и транспортировки башенных строительных кранов установлены ГОСТ 13809-68.
Среди конструкций башенных кранов различают:
1) краны с башней, вращающейся вокруг своей вертикальной оси вместе с закрепленной на ней стрелой и противовесом. Последний имеет верхнее или нижнее расположение. К кранам этого типа относятся современные модели серии КБ, а также краны серии ВТК с трубчатой башней и серии МСК с решетчатой башней и др.;
2) краны с невращающейся башней. Стрела и противовес у этих кранов крепятся к специальному шатру, вращающемуся вокруг головной части неподвижной башни. Краны такого типа ранее имели наибольшее распространение; к ним относятся краны серии БКСМ (от БКСМ-1 до БКСМ-14), БК, УБК и др.
Башенные краны, предназначенные для строительства многоэтажных зданий, имеют телескопические устройства, позволяющие изменять высоту башни в период постройки здания.
Башня крана состоит из неподвижной секции (портала) и выдвижных секций. Выдвижная часть крана включает четыре инвентарные секции длиной по 5,6 м и одну головную секцию. Выдвижная часть опирается своим основанием на портал, установленный на поворотной платформе и удерживаемой в вертикальном положении телескопическими подкосами. Башня выдвигается полиспастом, канат которого одним концом закрепляется в верхней обвязке портала, а другим - на барабане грузовой лебедки. При этом грузовой канат с барабана снимается.
Кабина машиниста размещается на головной секции башни на уровне подвеса стрелы. По мере наращивания башни кабина поднимается вверх.
Стрелы башенных кранов выполняются с перемещающейся по ним тележкой или без тележки. В последнем случае полезная выгрузка приложена к крайней точке стрелы. Наличие тележки позволяет подавать груз в назначенное место без перемещения самого крана и сделать более плавным движение груза при изменении вылета. Однако краны, оборудованные такой (балочной) стрелой, имеют меньшую высоту подъема груза, так как стрела при нормальной работе расположена горизонтально.
Изменение утла наклона стрелы у башенных кранов осуществляется путем сокращения или удлинения стрелового полиспаста с помощью ручной или электрической лебедки или путем перепасовки полиспастов. Изменение вылета у кранов с подъемной стрелой может быть установочным, т. е. без груза на крюке, или маневровым, осуществляемым с грузом на крюке.
Для уравновешивания массы стрелы и части грузового момента башенные краны снабжаются противовесом. Противовес выполняется в виде неподвижной противовесной консоли или груз подвешивается к тяге, которая закрепляется к противовесной части стрелы, или плиты противовеса размещаются на поворотной платформе крана.
На некоторых ранее выпускавшихся башенных кранах (БК-5, СБК-2) применялись качающиеся противовесные консоли с целью соблюдения постоянного соотношения между моментами от груза и противовеса при различных углах наклона стрелы.
Башня крана устанавливается на опорной части, предназначенной для передачи усилия от башни через ходовые колеса на крановый путь.
Опорная часть выполняется в виде ходовой рамы, пирамидального шатра или портала и снабжается ходовыми тележками.
Для возможности прохода крана по криволинейному участку пути применяется флюгерная подвеска ходовых тележек к ходовой раме крана. В этих целях к проушинам рамы крепятся четыре диагонально расположенных поворотных флюгера, имеющих коробчатое сечение. Соединение ходовой тележки с флюгером производится шкворнем. Вращение шкворня во флюгере дает возможность крану двигаться по криволинейным путям, а также переводить кран на перпендикулярные пути. У некоторых кранов (например, БК-1000) опорный узел выполнен в виде трехопорного портала, на каждой опоре которого установлены балансирные двухколесные тележки. Применение трехопорного портала позволяет крану проходить криволинейные участки пути, не прерывая работы.
На строительстве жилых зданий применяются мобильные башенные краны, имеющие решетчатую или трубчатую башню. Отличительная особенность этих кранов состоит в том, что башня и стрела их могут складываться, что облегчает монтаж, демонтаж и транспортировку крана.
Мобильные краны демонтируются и переводятся в транспортное положение последовательным опусканием стрелы и башни и подведением под ходовую часть одноосной пневмоколесной тележки. К мобильным относятся, например, краны БК-215, МСК-3-5/20 и др. Они имеют поворотную платформу с установленной на ней башней, противовесом и механизмами. Поворотная платформа устанавливается при помощи опорно-поворотного круга на раме. К мобильным кранам относятся также краны серии КБ, изготавливаемые в соответствии с ГОСТ 13555-68 «Краны башенные строительные передвижные. Типоразмеры и основные параметры». ГОСТом предусмотрено изготовление кранов серии КБ грузоподъемностью до 50 тс, высотой подъема до 60 м и сковостью подъема груза до 80 м/мин. В кранах применяются унифицированные лебеда, механизмы поворота и ходовые устройства.
Передвижные строительные краны серии КБ имеют единую конструктивную схему. Они выполнены с поворотной башней нижним расположением противовеса. В вертикальном положении башня закрепляется с помощью телескопических распорок, связанных с верхней частью двуногой стойки. Краны снабжены электрическим многомоторным приводом. Отличительной особенностью кранов этой серии является высокая мобильность -кран транспортируется целиком (без разборки) без демонтажа канатов и электрооборудования. Применение выносных кабин обеспечивает хорошее обозрение фронта работ. Краны рассчитаны, на прохождение по кривым малого радиуса (6-7 м).
Государственным стандартом (ГОСТ 13555-68) на базе основных моделей рекомендовано создание кранов в следующем исполнении: с различным числом промежуточных секции башни и стрелы; с балочной стрелой; на безрельсовом ходу; без башни - в стреловом исполнении и кранов-погрузчиков.
Краны серии КБ рассчитаны на работу на прямых и закругленных участках пути. Если в инструкции завода-изготовителя крана отсутствует указание о запрещении работы на кривой, то работа крана может производиться без ограничения на прямых и закругленных участках пути, так как флюгерная система это допускает.
При строительстве многоэтажных зданий высотой до 150 м применяются приставные и самоподъемные краны, основные параметры и размеры которых установлены ГОСТ 14274-69.
Отличительной особенностью приставных кранов является то, что они выполняются стационарными и башня их через определенный интервал крепится к возводимому зданию и постепенно шоашивается по мере возведения здания. Основной особенностью самоподъемных кранов является установка их на металлическом каркасе или стенах строящегося здания и самоподъем без разборки на новый рабочий уровень специальным механизмом по мере возведения здания. Конструкциям самоподъемных кранов присвоено наименование УБК - универсальный башенный кран.
Башенные краны для промышленного и гидротехнического строительства серии БК грузоподъемностью до 75 тс с грузовым моментом 300 (БК-300), 600 (БК-600), 1000 (БК-1000) и 1425 т-м (БК-1425) монтируются и демонтируются по частям при помощи внешних грузоподъемных средств. Все краны серии БК выполнены с четырехопорным порталом, кроме крана БК-1000, снабженного трехопорным порталом.

Вернуться в оглавление раздела "Крановое оборудование"...

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Мостовой кран

Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2844; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.111.247
Генерация страницы за: 0.015 сек.