Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема. Орфоэпические нормы русского языка




Тема. Орфоэпические нормы русского языка

Практическое занятие 6.

ТЕМА 12. НАРУШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Цель: формирование речевого мастерства студента через практическое усвоение орфоэпических норм.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: разминка.

Вопросы для обсуждения:

1. Орфоэпия как совокупность правил произношения.

2. Становление орфоэпической нормы.

3. Основные фонетические законы гласных современного русского литературного языка.

4. Основные фонетические законы согласных современного русского литературного языка.

Целью разминкиявляетсяактуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии. Ее задачи: формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия; развитие коммуникативных навыков (навыков общения); снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Разминка, является наиболее универсальной формой интерактивных занятий. Вопросы задаются студентам последовательно, либо сразу некоторым количеством. При последовательном задавании вопросов, ответы выслушиваются после каждого вопроса отдельно. Если задается несколько вопросов, возможно выслушивание всех ответов с последующим их анализом.

При подготовке к занятию студент должен дать понятие орфоэпии, орфоэпических норм, обратить внимание на особенности нормированного произношения русских гласных звуков (аканье, иканье, качественная и количественная редукция гласных звуков а и о), на особенности нормированного произношения согласных звуков (взрывной характер звука г, варианты произношения согласных звуков).

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 

Задание 1. Распределите слова на группы. Проверьте себя по словарю.

е ё
Афера Свекла

 

Договоренность, бытие, женоненавистник, безнадежный, осетр, желчь, платежеспособный, маневры, оседлый, головешка, острие, никчемный, тетерка, житие, белесый, блеклый, опека, затекший, истекший год, затекший кровью, крестный отец, крестный ход, многоженец, незаконнорожденный, новорожденный, осужденный, шофер, щелка, щелкать.

Задание 2. Исправьте ошибки в следующих словах.

Асматик, ступинатор, будующий, беспрецендентный, грейфрут, друшлаг, ездиит, кварплата, компроментировать, комфорка, насмотрщик, ньюанс, полюс (страховой), подскользнуться, протвень, светопредставление, курпулёзный, юристконсульт, дермантин, инциндент, конкурентноспособный, полувер, беллютень, лаболатория.

Задание 3. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:

1) слова, в которых произносится [ч'н];

2) слова, в которых произносится [шн];

3) слова, допускающие оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, восточный, вечность, горчичник, закадычный, лавочник, конечно, копеечная душа, копеечная монета, командировочный, Кузьминична, межличностный, молочная каша, молочная, молочная кислота, научный, нарочно, очечник, отличник, печник, подсвечник, порочный, порядочный, прачечная, пустячный, ручной, Саввична, сердечный приступ, друг сердечный, скучный, скворечник, сливочный, стрелочник, съемочный, точность, шапочная мастерская, шапочное знакомство, яичница.

Задание 4. Правильно произнесите слова. Какие орфоэпические ошибки можно допустить при произнесении звуков и их сочетаний?

1. Академия, деканат, дебатировать, девиз, демагогия, декретировать, компетентный, корректный, менталитет, патент, регресс, сессия, шинель. // Атеист, детектив, демарш, интервью, кодекс, коттедж, лотерея, менеджер, сервис, темп, тенденция, термос, туннель.

2. Горчичник, Ильинична, Кузьминична, Никитична, нарочно, прачечная, пустячный, Саввична, сердечный, скворечник, скучно, яичница. // Булочная, гречневый, двоечник, копеечный, лавочник, молочный, порядочный, сливочное, стрелочник. // Шапочный, безоблачный, беспечный, встречный, дачный, единичный, личный, ночной, отлично, порочный, строчный, точный, циничный.

Задание 5. Прочитайте слова с сочетаниями СШ, ЗШ, СЧ, 3Ч. Найдите различия между группами слов в произношении этих сочетаний.

1. Высший, бесшабашный, бесшумный, с шумом, возросший; влезший, низший, без шпаги.

2. Счётчик, доносчик, заносчивый, исчезнуть, подписчик; приказчик, образчик, заказчик, грузчик.

3. Расчистить, бесчестный, бесчисленный, исчахнуть.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997.

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.