Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теснейшая связь искусства и науки




Образованность предполагала множественность, универсализм человека. Все деятели Возрождения были разносторонне-развитыми образованными людьми.

Родоначальником научной перспективы в живописи является Пауло Учелло.

Отсутствие чувства меры.
С одной стороны эпоха Ренесанса – блистательная эпоха, сотворившая и сделавшая прорыв в культуре и искусстве, но с другой стороны это эпоха кровавых преступлений, страшных дел.
1502 год. «Цель оправдывает средства». Трактат Николо Макиавелли «Князь» посвящен Цезарю Бордже, которому приписаны убийства множества людей. Макиавелли считает его идеальным правителем. И даже церковь изменила свое мировоззрение на возможность убийств и ношения оружий. Папа Римский имел официально 7 любовниц и сыновей, которым он давал впоследствии высокие посты.

 

 

Лекция 4.
Художественная культура Западной Культуры 17-18 веков.
18 век в истории культуры отмечен прежде всего тремя факторами, оказавшими значительное влияние на литературу и искусство. Во-первых, 17 век стал эпохой абсолютизма (Франции, Германии, Испании, Англии). Во-вторых, 17 век стал времен, когда впервые естественные науки начинают превалировать над гуманитарными. В третьих, 17 век это время завершения формирования национальных художественных школ Западной Европы (Италии, Нидерландов Германии, Франции, Испании, Франции (Бельгии).
Искусство 17 века начинается с господства такого направления как МАНЬЕРИЗМ (от «манерность»). Первые элементы маньеризма можно найти ещё в середине 16 века в творчестве Микеланжило, Цициана, художников венецианской школы. Однако, господство маньеризма напрямую связывают с творчеством итальянского живописца Кароваджо (нарочитая декоративность, гипертрофированная украшенность персонажей.)
Луч света в тёмном помещении. Этот художественный приём был разработан Кароваджио. Призвание апостола Матфея написана по такому принципу.

БАРОККО


(итал. Неправильный, искажённый. Рус. Вычурный, манерный)
Родиной Барокко была Италия, где этот стиль по сути становится официальным стилем Римско-каталической церкви, занятой процессами контрреформации (восстановление своих церковных традиций). Барокко с его стремлением к декоративности, гротеску, мистицизму, фантазии и т.п. был воспринят и использован церковью с целю убеждения верующих в возможности создания «Рая на земле». Великолепно украшенные, покрытые золотом и узорами, с обилием лепнины и скульптур храмы являлись олицетворением такого рая. В первой половине 17-го века в Италии роскошь и богатство становятся синонимам красоты. Столицей Барокко был Рим с его Палацио, Церквями, площадями, фонтанами и лестницами скульптурами, с пейзажами и натюрмортами. Чародеями римского Барокко являются Джовани Лоренсо Бернини и Франческо Борромини (которые ненавидели друг друга). Скаларедже – лестница от покоев Риского папы до собора св. Петра Великого.
Статуя Бернини «Экстаз Святой Терезы».
Термин Фонтан связан с жизнью и творчеством Якуб Фонтана (итал. Giacomo Fontana), польский архитектор, автор более восьмидесяти архитектурных и художественных проектов, воплощенных под влиянием саксонского барокко, французского рококо и современного ему классицизма.
Фонтаны Борромини всегда работали, так как он был отличным механиком. А фонтаны Бернини были красивыми, но не работали. И Фонтан Четырех рек
Сальвадоро Роззо, братья Маньяско.
Страна Барокко – Фландория (современная Бельгия) на тот момент это испанская колония.
Питер Пауль Рубенс, его последователи Антонис Ван Дейпс, Якоб Ван Йорданс, Франц Снейдерс – картины с едой, множеством животных.
Музыка Барокко – Вивальди(разнообразные контрасты «Времена года», итальянские композиторы 17-го века, Монте Верди, Чести, Кобальди.)

КЛАССИЦИЗМ

(лат. Classicus – образцовый, классицистический) это стиль, возникший в противовес Барокко в середине 18-го века. Абсолютизм стремился к тому, чтобы в нём видели объединяющее, уравновешивающее, гармонизирующее начало. И, классицизм с его выстроенностью, выверенностью всех форм, и стремлением к идеалу прекрасно соответствовал этим задачам. Идейной основой классицизма стала античность, у которой он позаимствовал чувство меры, упорядоченность, гармонию, соразмерность, а также темы мужества, героизма и личной ответственности за происодящее. Идеологом классицизма были поэт и философ Николя буало и архитектор Шарль ле Брен. Именно они впервые в истории искусства разделили все его виды и жанры на «высокие» и «низкие». К Высоким отнесли – религиозный, мифологический и исторический жанры, представленные трагедией, эпосом, поэмой, одой, романом, парадным портретом и т.д. К Низким был отнесен бытовой жанр, представленные комедией, лирикой, басней, фарсом, сатирой, новеллой, натюрмортом и пейзажем, и т.д.
Крупнейшие представители классицизма – драматурги – трагики Пьер Корнель «Сид», Жан Расин (выступал как популяризатор античной литерауры, напр. «Трагедия Андромаха», комедиограф Жан Батист Мольер (Moliere) (настоящие имя ифамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622-73) —французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства.
Жан Мольер служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666; «Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин во дворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); Мольер с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа, — комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра.
Знаменитый баснописец Жан Лофантен, Жан Ларушфуко (афоризмы).
Классицисты архитекторы - Версаль,Летрен,Линотер.
Живописцы – Клод Лоренн, Николя Пусен.

18 век.
Принято называть эпохой просвещения или временим 3-х революций.
1. Английская промышленная революция 1688, 2. Филосовско-эстетическая революция в Германии (Кант, Гегель) 3. Политическая рволюция во Франции 1789 года.
Впервые в истории самоназвание «Просвещение» было придумано современниками. Руссо, Дюдро, Вольтер, Лессинг, Монтескьё и др.
Философы 18-го века считали что народ необразован, и не понимает своей несвободы, и все свои надежды они возлагали на смену власти образованным человеком, который создаст путём революции равенство, свободу, доброту и справедливость.
Крупнейший труд «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» -Дидро и Ламбер (но стать туда писали все просветители 18-го века.
«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (фр. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers) — французская энциклопедия эпохи Просвещения, одно из крупнейших справочных изданийXVIII века (т. 1—35, 1751—1780), которое, как считается, подготовило почву для Великой французской революции.

Вступление к «Энциклопедии», написанное д’Аламбером, можно рассматривать как манифест идей Просвещения. Изначально издание задумывалось как перевод на французский язык британского энциклопедического словаря Эфраима Чамберса (1728). После двух неудачных попыток найти подходящего редактора, в 1747 году, инициатор «Энциклопедии», парижский книгоиздатель А. Бретон остановил свой выбор на Дени Дидро. Тот занимался энциклопедией в течение 25 последующих лет. Он был организатором, ответственным редактором, составителем проспекта и автором большинства статей по точным наукам.

Работа состояла из 35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. Первые 28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечатаны до 1772). Оставшиеся пять томов энциклопедии были написаны другими авторами в 1777, а 2 тома индекса (указателей) — в 1780. Много видных фигур эпохи просвещения приложили руку к созданию статей, включая Вольтера, Руссо, Монтескьё. Человеком, который внёс наибольший вклад, является Луи де Жокур, который написал 17266 статей, или примерно по 8 в день с 1759 по 1765.

Среди именитых людей, так или иначе причастных к её написанию были:

· Ж. Л. д’Аламбер — редактор, математика, науки, философия, религия.

· Э. Б. Кондильяк — философия.

· Боссю — математика.

· Бюффон — естественная история

· Добантон — естественная история.

· Дени Дидро — главный редактор, экономика, механика, философия, политика, религия.

· П. Гольбах — химия и минералогия, политика и религия.

· Луи Де Жокур — экономика, литература, медицина, политика.

· Ш. Л. Монтескьё — часть статьи «о вкусе».

· Франсуа Кёне — статьи «крестьяне» и «злаки».

· Анн Робер Жак Тюрго — экономика, этимология, философия, физика.

· Вольтер — история, литература, философия.

· Ж. Ж. Руссо — музыка, политическая теория.


Создатели Энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. Это было квинтэссенцией мыслей Просвещения. «Энциклопедия» подвергалась жёсткой критике, в основном из-за тона, в котором она обсуждала религию. «Энциклопедию» обвиняли в том, что она наносит вред религии и общественной морали, её издание неоднократно приостанавливалось. «Энциклопедия» высказывалась в пользупротестантизма и оспаривала католические догмы. Больше того, в ней религия рассматривалась как ветвь философии, а не как последнее слово в науке и морали. Покровительство влиятельных сторонников, в том числе маркизы де Помпадур, помогло завершить работу.

Кроме того, «Энциклопедия» служила справочником и кратким руководством по всем существующим на тот момент технологиям, описывая инструменты и способы их применения.

В 1775 году права на издание перешли к Шарлю-Жозефу Панкуку. Он выпустил пять томов дополнительных материалов и двухтомный индекс. Некоторые включают эти тома в первое издание и, таким образом, «Энциклопедия» насчитывает 35 томов, хотя последние не были написаны именитыми авторами. С 1782 по 1832 Панкук и его последователи расширяют «Энциклопедию» до 166 томов. Она теперь носит название «Encyclopédie méthodique». Эта огромная по времени и объёму работа заняла тысячи рабочих и 2250 участников-авторов.

«Энциклопедия» представила схему распределения человеческих знаний. Три главные ветви, согласно ей: «Память»/история, «Разум»/философия и «Воображение»/поэзия. Теология, что примечательно, располагается в ветви «Философия» и занимает всего несколько пунктов.

 

РОКОКО (франц. Рокаль – раковина)

Художественная культура 18-го века прежде всего характеризуется секуляризацией (усиление светского начала, вытеснение религии на периферию культуры) Законодательнцей моды в 18-м веке была Франция. Именно в недрах Версаля и зарождается первый стиль, неимевший чётких определений, правил и канонов Рококо являлся противопоставлением классицизма. Его торжественности и пафосу он противопоставляет сдержанность и интимность, размаху – камерность, симметрии – ассиметрию и дисгармонию, экстерьеру – интерьер. Если классицизм это стиль парадных залов, то Рококо – стиль спален, будуаров и т.д.
В моде перламутр, фарфон, ширмы, пришедшие с Востока, ароматы муската, пропитанные ими будуары.
Рококо напрямую связывают с жизнью Мадам дэ Помпадур. Для неё сначала изготавивались самые изысканные произведения, которые потом изготавливались для остальных, например «Амур, грозящий пальцем»
Антуан Ватто Капризница.

Франсуа Буше
Жан Батист Фрагонар «Счастливые возможности качели»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.