Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы разработки анкеты




Сначала разрабатывается программа исследования, а потом уже возможно создание анкеты, так как составление анкеты — это процесс перевода основных гипотез и задач исследования в вопросы анкеты.

Первый этап в разработке анкеты — определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Это может быть набор вопросов о фактах, знаниях, социальном положении, прошлом и настоящем, оценочные вопросы, вопросы о мотивах, вопросы о знаниях, вопросы об отношениях и т.д.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые, вопросы-таблицы). Тип вопроса может влиять на правдивость и объективность ответа. Независимо от выбранного типа вопроса, фразы в вопросах должны быть максимально короткими, ясными по смыслу, однозначными, точными.

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.[15]

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения,
Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части,
Заключения.

Введениезнакомит опрашиваемого с целями научного исследо­вания, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае анонимности рес­пондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не бу­дут известны исследователям. В случае конфиденциальности предпо­лагается, что имя респондента известно только исследователю, но от­нюдь не заказчику данного обследования.

В реквизитной части приводится инфор­мация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифи­цируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

Информативная частьсостоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

Классификационная частьсодержит социально-демографи­ческие и профессионально-квалификационные сведения о респон­дентах. Иначе ее называют «паспортичкой». Как правило, «паспортичка» содержит вопросы, связанные с полом, возрастом, образованием, семейным положением, доходом опрашиваемого. «Паспортичка» — это фильтр для анкеты. Она показывает, тот ли опрошен социально-демографичес­кий и профессионально-квалификационный состав, который пре­дусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной
совокупности.

Заключительная частьанкеты содержит благодарность от­вечающему за участие в исследовании.

Введение, реквизитная и заключительная части представляют собой обслуживающий, вспомога­тельный аппарат анкеты, а информативная и классификационная части — основную, базисную часть.[16]

Различают следующие виды анкетирования.

По способу общения между анкетером и опрашиваемым:

- раздаточный — анкетер раздает анкеты группе респондентов;

- прессовый (анкета печатается в газете, журнале);

- почтовый (рассылка анкет по почте);

- он-лайн анкетирование (публикация анкет в интернете).

По количеству респондентов:

- индивидуальное — вопросники раздаются на рабочих местах, в учебных заведениях, по месту жительства отдельным респондентам;

- групповое — широко применяется по месту работы, учебы. Обычно анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер может проконтролировать качество заполнения анкет[17];

- аудиторное — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

- массовое анкетирование — опрашивается от сотни до тысяч респондентов.

По типу исследовательских задач:

- глубинные (нацелены на получение поисковой информации);

- фокусированные (собираются данные по конкретной ситуации);

- стандартизированные (нацелены на получение статистической информации);

- социометрические (нацелены на получение информации о взаимоотношениях в малых группах).

По месту проведения:

- анкетирование по месту жительства;

- анкетирование по месту работы или учебы.

По уровню стандартизации:

- полностью стандартизированное;

- частично стандартизированное.

Таким образом, при использовании метода опроса источником социологической информации является респондент. Опросы позволяют провести измерения и фиксацию информации для последующей обработки и анализа.Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение ан­кеты респондентами. Причины выбора нами анкетного опроса для нашего исследования следующие: анкета по сравнению с интервью — более дешевый вид опроса; анкета позволяет опросить большие массы людей;
с помощью анкетирования можно собрать информацию за относительно
короткий срок.

 

3. Анализ проведенного исследования «Образ идеальной
семьи глазами студентов»

Опираясь на теоретические знания, описанные во второй главе данной курсовой работы, и исходя из предполагаемых в программе исследования гипотез (Приложение 1), нами была разработана анкета «Образ идеальной семьи глазами студентов» (Приложение 2) и в период с 25.05.2014 по 10.06.2014 в рамках курсовой работы было проведено социологическое исследование, целью которого было выявить специфику образа идеальной семьи глазами студентов. По способу общения анкетера и опрашиваемых нами был выбран почтовый вид анкетирования (анкеты распространялись студентам путем отправки личных сообщений в социальной сети «Вконтакте»).

Объектом данного исследования явились студенты различных ВУЗов с 1-го по 4-ый курсы.

В ходе исследования было опрошено 120 студентов с 1 по 4 курс, из них 35мужчин (29 %) и 85 женщины (71 %) (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста,
Ваш пол?»

Структура выборки выглядит следующим образом (данные представлены в таблице 1 и рис. 2):

1) В возрастной категории «До 18 лет» 5 человек из них:

женщин — 3 человека, мужчин — 2 человека.

2) В возрастной категории «От 18 до 21 года» 97 человек из них: женщин — 68 человек, мужчин — 29 человек.

3) В возрастной категории «От 22 до 25 лет» 18 человек из них:

женщин — 14 человек, мужчин — 4 человека.

4) В возрастной категории «26 лет и старше» никто не вошел.

Таблица 1.

Соотношение респондентов по полу и возрасту.

  Возраст Пол   Всего
  женщин   мужчин
До 18 лет      
От 18 до 21 года      
От 22 до 25 лет      
Итого:      

 

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, Ваш возраст?»

Удовлетворенность собственным достатком представлена в следующем виде: 1) Полностью удовлетворены собственным достатком 10 % опрошенных; 2) Вполне удовлетворен собственным достатком немного больше половины 56 % опрошенных; 3) Не удовлетворены собственным достатком 21 %; 4) И 13 % затруднились с ответом на данный
вопрос (рис. 3).

 

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы оценили собственный уровень жизни?».

 

Таким образом, можно сделать вывод, что больше половины студентов имеют денежные средства на проживание и личные расходы. Это значит, что часть из них материально поддерживают родители и/или родственники, и/или часть из них, возможно, имеет свой собственный доход, то есть подрабатывают в личное время или получают стипендию. Это в свою очередь может означать, что в том случае, если эти студенты в ближайшее время создадут собственные семьи, то, в некоторой степени, материально они будут обеспечены, т.к. одних будут поддерживать родители, а другие, имея опыт работы, смогут обеспечивать себя, в том числе, самостоятельно.

Также можно сделать такой вывод: 21 % студентов не удовлетворены собственным достатком (или же имеют повышенные требования к собственным материальным средствам и их расходованию) — это в определенной степени может являться стимулом для их дальнейших действий, направленных на то, чтобы укрепить свои позиции в материальном плане — найти достойно оплачиваемую работу, например; или же привести к ситуации, когда человек привыкнет к такому положению дел и будет способен только жаловаться на свою жизнь, и не будет предпринимать никаких усилий для того, чтобы улучшить ее материальную составляющую, что, разумеется, негативно скажется на его семейной жизни.

Что касается распределения респондентов по признаку «Не замужем/ не женат» и «Замужем/ женат» — практически единодушно респонденты выбрали категорию «Не замужем/ не женат» — 97,5 % (117 чел.) — и только 2,5 % (3 чел.) — «замужем/ женат». Это объясняется достаточно юным возрастом респондентов — 80 % из них от 18 до 21 года.

Менее половины опрошенных респондентов считают, что семью следует создавать в 25 лет, треть опрошенных ответили в 23 года, старше 25 лет только 23% и всего лишь 6% считают, что следует заводить семью до 23 лет (рис. 4). Таким образом, самым популярным возрастом для создания семьи явился возраст — 25 лет, на втором месте — 23 года, на третьем — старше 25 и на последнем — до 23. Данные, использованные в этом абзаце, представлены на рис. 4.

 

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Как Вы думаете, во сколько лет следует заводить семью?».

Это может означать, что большинство респондентов в не сильно отдаленном будущем (в течение следующих пяти-семи лет), возможно, создаст собственные семьи, не считая трех человек, которые уже имеют собственные семьи.

Тот факт, что больше половины (58 %) могут представить свою будущую семью, только доказывает это. Однако то, что треть респондентов (34 %) затруднились с ответом, а 13 % не могут представить свою будущую семью, говорит о том, что значительная часть опрошенных студентов еще не готовы к созданию собственной семьи и, по все видимости,
даже не задумывались об этом. Данные, использованные в этом абзаце, представлены на рис. 5.

 

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Можете ли Вы себе представить свою будущую семью?»

 

Данное исследование показало, что: у девушек на 1 месте «Образование» (65,5 %), у парней «Материальное благосостояние» (34 %). На 2 месте у девушек «Материальное благосостояние» (19 %), у парней «Образование» (29 %). На 3 месте у девушек «Семья» (14,3 %) и у парней (23 %). На 4 месте «Общение с друзьями» как у девушек (1,2 %), так и у парней (14 %) (рис. 6).

 

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Что из нижеперечисленного является для Вас наиболее приоритетным на ближайшее будущее?».

 

Менее половины опрошенных девушек ответили, что семья должна давать человеку опору в трудную минуту (40 %), у парней приносить счастье отцовства и материнства (33 %). На 2 месте среди опрошенных девушек — приносить счастье отцовства и материнства (35 %), у парней семья должна давать человеку опору в трудную минуту (27 %). 3 место занимает категория «регулярная интимная жизнь». На 4 месте категория «избавить от одиночества». На 5 месте семья должна давать человеку налаженный быт и режим питания. Данные представлены на рис. 7.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Что должна давать семья человеку? Что для Вас считается главным?».

Таким образом, опрошенные студенты в большинстве своем в создании семьи видят опору в трудную минуту и радость отцовства и материнства. В достижении данных целей при создании семьи они, по всей видимости, видят наиболее приемлемое положение дел, все это должно принести им удовольствие и счастье от семейной жизни, если все получится так, как они желали.

47 опрошенных девушек (55 %) считают, что семья должна быть основана на равноправии, 29 парней (83 %), что главой должен быть мужчина. 38 опрошенных девушек (45 %) считают, что главой должен быть мужчина, а 6 опрошенных парней (17 %), что семья должна быть основана на равноправии. Никто не ответил, что женщина должна быть главой семьи. Данные представлены на рис. 8.

 

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Кто на Ваш взгляд должен быть главой семьи?».

 

Из всего сказанного абзацем выше можно сделать вывод, что у абсолютного большинства парней классическая установка на то, кто должен быть главным в семье, а именно — мужчина, т.е. они сами. У девушек же практически равно распределились идеи о том, кто должен быть главным в семье, — в одном случае главным в семье должен быть мужчина, в другом — семья должна быть основана на равноправии. Однако между выбором — «мужчина» или «равноправие» — в сумме голоса распределились практически поровну: 53 (44 %) респондента за «равноправие», 67 (56 %) — за «мужчину».

Подавляющее большинство, как парней (66 %), так и девушек (73 %) считают, что если в семье произошел конфликт, то оба партнера должны пойти на уступки; почти одна пятая опрошенных девушек (17 %) считают, что партнер должен пойти на уступки; почти треть опрошенных парней и
9 % девушек затруднились с выбором ответа; 3 % опрошенных парней
считают, что должен пойти на уступки партнер и он; 1 % опрошенных
девушек указало, что она должна пойти на уступки (рис. 9). Это свидетельствует о том, что абсолютное большинство опрошенных студентов уверены в том, что нормальной является ситуация, когда в случае ссоры в семье оба супруга стараются уладить конфликт.

 

Рис 9. Распределение ответов на вопрос «Если в семье произошел конфликт, то кто должен первый уступить?».

 

Подавляющее большинство респондентов, как девушек (77%), так и парней (63%) считают, что домашние обязанности должны быть разделены поровну; треть опрошенных парней (34%) и 20 % девушек думают, что домашние обязанности должны лежать на женщине; 3 % опрошенных парней и 2% девушек затруднились с выбором ответа; 1% девушек думают, что домашние обязанности должны лежать на мужчине (рис. 10).

Из этого мы делаем вывод, что подавляющее большинство опрошенных студентов считают, что при распределении домашних обязанностей в семье, лучшей является ситуация при которой обязанности будут распределены поровну между супругами. Однако треть опрошенных разделяет в определенной степени стереотипическую точку зрения —
что домашние обязанности в семье должны лежать исключительно на женщине.

 

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «На ком из супругов должны лежать домашние обязанности?».

 

Немного больше половины респондентов девушек (63 %) и парней (57 %) хотят иметь двое детей. Почти четверть опрошенных парней выбрали категорию «много детей». 17 % девушек хотели бы одного ребенка. 9 % девушек не задумывались и хотели бы много детей. 3 % парней не задумывались. 2 % девушек не хотят иметь детей. Данные представлены на рис.11.

Вывод по указанным данным абзацем выше: идеальной среди опрошенных студентов является ситуация, при которой в их семье будут воспитываться всего лишь два ребенка. Однако нельзя не принимать во внимание то, что одна треть из всех опрошенных студентов желает воспитывать всего лишь одного ребенка, другая — трех и более.

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос «Хотите ли Вы иметь детей, если да, то сколько?».

Подавляющее большинство девушек (70 %) и менее половины парней (46 %) думают, что ребенка следует заводить через 1-2 года после свадьбы; 37 % парней думают, что детей нужно заводить сразу после свадьбы; 12 % опрошенных девушек выбрали категорию «другое», где чаще всего встречались ответы «как получиться» и «затрудняюсь ответить»; 17 % молодых людей считают, что через 3-4 года и 10 % молодых женщин — «сразу» нужно заводить ребенка (рис. 12).

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, когда стоит заводить ребенка после вступления в брак?».

 

Вывод по данным, представленным в последнем абзаце: на первом месте у респондентов — ситуация, при которой первый ребенок в семье у них родится в первые два-три года; на втором месте — в первый год; на третьем — в последующие три-пять лет после свадьбы.

Зарегистрированный брак предпочитают подавляющее большинство парней (62 %). Менее половины опрошенных девушек (46 %) выбрали «церковный и зарегистрированный» брак. Треть опрошенных парней (27 %) предпочли «церковный и зарегистрированный» брак и 37 % девушек «зарегистрированный» брак. 17 % девушек и 7 % парней, считают, что это совершенно не важно. Гражданский (незарегистрированный) брак выбрали 2 % опрошенных парней и 1 % церковный (незарегистрированный), а из девушек никто не выбрал такие категории. Данные, использованные в этом абзаце, приведены на рис. 13.

Рис. 13. Распределение ответов на вопрос: «Какой вид брака Вы предпочитаете?».

 

Вывод: ситуация, при которой брак будет зарегистрированным (или же церковным и зарегистрированным) — является идеальной для опрошенных студентов, но практически не являются приемлемыми ситуации, когда брак является только церковным или только гражданским.

Подавляющее большинство девушек (67 %) и немного больше половины парней (57 %) считает, что до вступления в брак нужно знать человека несколько лет. Треть опрошенных девушек и парней думают, что будущего супруга нужно знать около одного года. 6 % опрошенных девушек и 3 % парней выбрали категорию «другое», где чаще всего встречались ответы «по ситуации» и «з.о.». Категорию «достаточно 2-3 месяца» выбрали 3,5 % девушек и 3 % парней. Данные представлены на рис. 14.

Вывод: респонденты считают, что будущего супруга необходимо знать, по крайней мере, несколько лет, однако ситуация, когда супруги до свадьбы были знакомы всего лишь один год, тоже считается нормальной.

 

Рис. 14. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, сколько времени нужно знать человека до вступления в брак?».

 

Абсолютное большинство респондентов считают, что нужно до вступления в брак все знать о своем избраннике (нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д. (рис. 15)

Рис. 15. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете надо ли до вступления в брак все знать о своем избраннике(нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д.?».

Юноши и девушки практически единодушно ответили, что приоритетным для вступления в брак является любовь; 9 % девушек отметили материальное положение, 7 % социальный статус и 5 % выбрали категорию «другое», где чаще всего встречались ответы «все выше перечисленное» и «ум» (рис. 16).

Рис. 16. Распределение ответов на вопрос «Что Вы считаете приоритетным при вступлении в брак?».

При распределение ответов девушек на вопрос «Если Вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга(и) будете учитывать в первую очередь (не более 2)?» сложилась следующая картина: на 1 месте у девушек «его любовь к Вам»; 2 место занимает «Ваша любовь к нему», «его забота и внимательность»; 3 место «его ум», «терпеливость», «достаточно высокая зарплата»; 4 место «общая культура»; 5 место «образование» и «наличие квартиры»; 6 место «его доброта» и «его перспективность» (рис. 17).

 

Рис. 17. Распределение ответов девушек на вопрос «Если Вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга(и) будете учитывать в первую очередь (не более 2)?».

 

При распределение ответов парней на вопрос «Если Вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга(и) будете учитывать в первую очередь (не более 2)?» сложилась следующая картина: на 1 месте у парней «ее любовь к Вам»; 2 место занимает категория «Ваша любовь к ней»; 3 место «внешняя красота»; 4 место «ее ум»; 5 место «образование» и «терпеливость»; 6 место «ее забота и внимание к вам», «доброта» (см. рис. 18).

 

Рис.18. Распределение ответов парней на вопрос «Если Вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга(и) будете учитывать в первую очередь (не более 2)?».

 

Вывод по двум предыдущим абзацам: любовь партнера к Вам является главным фактором при принятии решения о создании семьи, на втором месте — Ваша любовь к партнеру.

Больше половины юношей и девушек (60 % и 65 % соответственно) относятся отрицательно к тому, что их избранник имел бы вредную привычку — курил. 35 % и 40 % девушек и юношей соответственно ответили, что нейтрально относятся к тому, чтобы их избранник курил.

Вывод по данным, представленным в предыдущем абзаце: большинство респондентов против того, чтобы их будущий избранник имел такую вредную привычку как курение.

Распределение ответов на вопрос «Как Вы отнеслись бы, если Ваш(а) избранник(ница) имела бы вредную привычку — злоупотребление спиртным?» показало следующую картину: практически единогласно (94 % юношей и 99 % девушек) респонденты считают неприемлемым то, что их избранник имел бы данную вредную привычку — злоупотреблял спиртными напитками.

Абсолютное большинство респондентов отметили, что партнерство, ориентированное на семейное благополучие является идеальным взаимодействием с избранником(цей). Почти 20 % опрошенных девушек считают, что традиционная семья (доминирование мужа) является идеальным взаимодействием с избранником. 7 % девушек думают, что сохранение автономии личности является идеальным взаимодействием. 6 % молодых людей отметили, что традиционная семья и сохранение автономии личности является идеальным взаимодействием с избранницей. Данные представлены на рис. 19.

Рис. 19. Распределение ответов на вопрос «Как Вы определяете для себя идеальное взаимодействие с Вашим избранником(цей)?».

 

Существует множество каналов поиска брачного партнера: ближайшее окружение, социальная среда, места проведения досуга, интерактивные знакомства, брачное агентство и др. Но важно узнать у респондентов имеет ли для них значение место знакомства с противоположным
полом.

Немного больше половины девушек и только треть парней ответили, что для них важно место знакомства с противоположным полом; треть молодых людей и менее половины представительниц прекрасного пола ответили, что для них не имеет место знакомства с прекрасным полом; 11 % девушек и 22% парней затруднились дать ответ (рис. 20).

Вывод: в одном случае — для девушек место знакомства с будущим супругом представляется более важным, чем парням с будущей супругой, в другом — и для парней и для девушек не имеет никакого значения место их первой встречи с будущей(им) супругой(ом).

Рис.20. Распределение ответов на вопрос «Для Вас имеет значение место знакомства с противоположным полом?».

 

Подавляющее большинство (66 %) девушек надеются встретить будущего супруга/уже встретили в ближайшем окружении, с которым они контактирует ежедневно. В местах проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы) надеяться встретить 23 %.
8 % опрошенных выбрали категорию «другое», где были ответы «затрудняюсь ответить». 2 % опрошенных считают, что могут найти своего супруга через интерактивные знакомства (через Интернет и SMS-сообщения). 1 % социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор).

Подавляющее большинство молодых людей надеяться встретить/уже встретили будущую супругу в ближайшем окружении, с которым они контактирует ежедневно. Четверть опрошенных ответили социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор). 11 % выбрали категорию «места проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы)». Данные указанные в данном и предыдущем абзацах, представлены на рис. 21.

Рис. 21. Распределение ответов на вопрос «Где Вы надеетесь встретить/уже встретили будущего супруга (у)?».

Вывод по двум предыдущим абзацам: для большинства респондентов наиболее вероятным представляется возможность встретить будущего(ую) супруга(у) в своем ближайшем окружении — среди друзей, одногруппников и т.п.

Заключение

 

В данной курсовой работемы рассмотрели: теоретические основы молодой семьи как объекта социальной работы, этапы процесса
становления молодой семьи, понятие анкетного опрос как метода сбора социологической информации, этапы создания анкетного опроса, а также объяснили причины выбора данного метода для нашего исследовании.

Проанализировали исследовательские данные, полученные с собранных анкет.

Объектом данного исследования явились студенты различных ВУЗов с 1-го по 4-ый курсы. В ходе исследования было опрошено 120 студентов с 1 по 4 курс, из них 35мужчин (29 %) и 85 женщины (71 %).

Структура выборки была представлена следующим образом:

1) В возрастной категории «До 18 лет» 5 человек из них:

женщин — 3 человека, мужчин — 2 человека;

2) В возрастной категории «От 18 до 21 года» 97 человек из них: женщин — 68 человек, мужчин — 29 человек;

3) В возрастной категории «От 22 до 25 лет» 18 человек из них:

женщин — 14 человек, мужчин — 4 человека;

4) В возрастную категорию «26 лет и старше» никто не вошел.

Больше половины студентов имеют денежные средства на проживание и личные расходы. Это значит, что часть из них материально поддерживают родители и/или родственники, и/или часть из них, возможно, имеет свой собственный доход, то есть подрабатывают в личное время или получают стипендию. Это в свою очередь может означать, что в том случае, если эти студенты в ближайшее время заведут собственные семьи, то в некоторой степени материально они будут обеспечены, т.к. одних будут поддерживать родители, а другие, имея опыт работы, смогут обеспечивать себя, в том числе, самостоятельно.

Те же студенты, что не удовлетворены собственным достатком (или же имеют повышенные требования к собственным материальным средствам и их расходованию) в определенной степени будут закалены таким положением дел и в дальнейшем будут предпринимать попытки укрепления своих позиций в материальном плане. В противном случае это может привести к ситуации, когда человек привыкнет к такому положению дел и будет способен только жаловаться на свою жизнь и не будет предпринимать никаких усилий для того, чтобы улучшить ее материальную составляющую, что, разумеется, негативно скажется на его семейной жизни.

Больше половины респондентов в скором времени возможно создадут собственные семьи. А также многие из них имеют некоторое представление о том, что будет из себя представлять их новообразованная семья.

В большинстве своем студенты в создании семьи видят опору в трудную минуту и радость отцовства и материнства. В достижении данных целей при создании семьи они по всей видимости видят идеальное положение дел.

Самым популярным возрастом для вступления в брак явился возраст — 25, на втором месте — 23, на третьем — 25, на четвертом — до 23. Таким образом задача — выявить возрастные предпочтения создания семьи — выполнена. Гипотеза о том, что возрастные предпочтения создания семьи среди студентов — от 23 до 27 лет, подтверждена.

У абсолютного большинства парней классическая установка на то, кто должен быть главным в семье, а именно — мужчина, т.е. они сами.
У девушек же практически равно распределились идеи о том, кто должен быть главным в семье: в одном случае главным в семье должен быть мужчина, в другом — семья должна быть основана на равноправии. Однако между выбором — «мужчина» или «равноправие» — в сумме голоса распределились практически поровну: 53 (44 %) респондента за «равноправие», 67 (56 %) — за «мужчину».

Подавляющее большинство опрошенных студентов считают, что при распределении домашних обязанностей в семье, лучшей является ситуация при которой обязанности будут распределены поровну между супругами. Однако треть опрошенных разделяет в определенной степени стереотипическую точку зрения — что домашние обязанности в семье должны лежать исключительно на женщине.

Таким образом задача, поставленная в программе исследования, — выяснить предпочтения студентов по поводу моделей их будущей семейной жизни — выполнена. А также мы считаем, что гипотеза о том, что представления молодежи о семье вариативны с точки зрения содержания в них различных моделей семейной жизни, подтверждена.

Идеальной среди опрошенных студентов является ситуация, при которой в их семье будут воспитываться всего лишь два ребенка. Однако нельзя не принимать во внимание то, что треть из всех опрошенных студентов желает с одной стороны воспитывать всего лишь одного ребенка, с другой — трех и более.

На первом месте у респондентов — ситуация, при которой первый ребенок в семье у них родится в первые два-три года; на втором месте — в первый год; на третьем — в последующие три-пять лет после свадьбы.

Ситуация, при которой брак будет зарегистрированным (или же церковным и зарегистрированным) — является идеальной для опрошенных студентов, но не является приемлемой ситуация, когда брак является только церковным или только гражданским.

Респонденты считают, что будущего супруга необходимо знать, по крайней мере, несколько лет, однако ситуация, когда супруги до свадьбы были знакомы всего лишь один год, тоже считается приемлемой.

Абсолютное большинство респондентов считают, что нужно до вступления в брак все знать о своем избраннике(нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д.

Юноши и девушки практически единодушно ответили, что приоритетным для вступления в брак является любовь; любовь партнера к Вам является главным фактором при принятии решения о создании семьи, на втором месте — Ваша любовь к партнеру.

Большинство респондентов против того, чтобы их будущий избранник имел бы такую вредную привычку как курение. Практически единогласно респонденты считают неприемлемым то, что их избранник имел бы вредную привычку — злоупотреблял спиртными напитками.

Абсолютное большинство респондентов отметили, что партнерство, ориентированное на семейное благополучие является идеальным взаимодействием с избранником(цей)

В одном случае — для девушек место знакомства с будущим супругом представляется более важным, чем парням с будущей супругой, в другом случае — и для парней и для девушек не имеет никакого значения место их первой встречи с будущей(им) супругой(ом).

Для большинства респондентов наиболее вероятным представляется возможность встретить будущего(ую) супруга(у) в своем ближайшем окружении — среди друзей, одногруппников и т.п.

Таким образом, считаем, что задача поставленная в программе исследования — содержание представлений о семье в разных социально-демографических группах студентов (половых, возрастных, статусных), — выполнена. А также считаем, что гипотеза о том, что различия в представлениях студентов о своей будущей семье связаны с возрастом, полом, социальным статусом, — частично подтверждена.

Опираясь на операционализацию понятия «образа семьи» (характеризующие понятия: официальный/ гражданский брак; распределение обязанностей в семье; количество детей в семье; доход семьи; проведение досуга; сексуальная совместимость партнеров), считаем, что основная цель нашего исследования — выявить идеальный образ семьи глазами студентов — достигнута.

Использование такой опросной методики как анкетирование, на наш взгляд, позволило в достаточной мере изучить образ идеальной семьи глазами студентов.

 


Список использованной литературы

1) Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.- С. 83, 89.

2) Бутенко.И.А. Организация прикладного социологического исследования, М.: Просвещение, 2001.- С.134.

3) Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пос. Стерлитамак, 2002.С.63.

4) Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2001.- С. 64, 79.

5) Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.187.

6) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М., 2004. С.71, 323.

7) Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М., 1978. – С. 86.

8) Сизанов А.Н., Быков В.М. Безопасное и ответственное поведение: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. Ч. III. – Мн.: Тессей, 1998. - С. 94.

9) Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе – Социальная работа с семьей. – М, 1995. – С. 4.

10) Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь: На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз./Ред.-.-М.,2000.С.17.

11) Осипова Г.Н., Рабочая книга социолога / Под. ред. М.,2003.
С. 342, 343.

12) Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.: Социально-технический институт, 1999. – с. 141.

13) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003. С. 228.

Приложение 1

 

Программа социологического исследования на тему:

«Образ идеальной семьи глазами студентов»

 

Проблемная ситуация — семья служит исходным пунктом становления человека. Семья остается на первом месте среди важных для человека жизненных ценностей (работа, друзья, свободное время, политика и религия). Хотя современная семья характеризуется ослаблением ряда своих функций, так в настоящий момент появляется массовая неполная семья. Респондентки женщины хотят воспитывать ребенка без отца. В России мать-одиночку, желающая воспитывать ребенка самостоятельно, одобряет 53 % респондентов, т. е. больше, чем в среднем по всем странам (44%).[18] Неофициальная семья успешно конкурирует с официальной. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как стабильное и необходимое. Единобрачие понималось как пожизненное состояние. В современных условиях повторные браки не редкость.

Происходят изменения в семье. За последние десятилетия произошло сокращение среднего размера семьи. Если по переписи 1989 г. в среднем на 1 семью приходилось 3,23 человека, то по микропереписи населения, проведенной в 1994г., каждая семья состояла уже только из 2,84 человека. Данные переписи 2002 г. засвидетельствовали дальнейшее снижение размера семьи — 2,7 чел.[19], в 2010 г. — 2,5 чел.

Растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных. Фиксируется довольно стабильный рост добрачных зачатий. Наблюдается некоторый рост количества разводов.

Следовательно, нужно оценить представления об идеальном образе семьи глазами студента.

Проблема — недостаточная осведомленность о представлении, об идеальном образе семьи глазами студента.

Объект исследования — студенты ВУЗов с 1 по 4 курсы.

Предмет исследования — представления студентов о своей будущей семье в изменяющихся социальных условиях.

Цель — выявить идеальный образ семьи глазами студентов.

Задачи исследования:

1) Определить содержание представлений о семье в разных социально-демографических группах студентов (половых, возрастных, статусных);

2) Выяснить предпочтения студентов по поводу моделей их будущей семейной жизни;

3) Выявить возрастные предпочтения создания семьи.

Гипотезы исследования:

1) Различия в представлениях студентов о своей будущей семье связаны с возрастом, полом, социальным статусом.

2) Представления молодежи о семье вариативны с точки зрения содержания в них различных моделей семейной жизни.

3) Возрастные предпочтения создания семьи от 23 до 27.

Интерпретация понятия "образ семьи". Образ семьи — это целостное, интегрированное образование, семейное самосознание, важнейшими функциями которого является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов.

 

Операционализация понятия «образа семьи» — образ семьи характеризуется такими показателями:

- официальный/ гражданский брак;

- распределение обязанностей в семье;

- количество детей в семье;

- доход семьи;

- проведение досуга;

- сексуальная совместимость партнеров.

Используемые компьютерные программы для анализа данных исследования: Microsoft Excel и SPSS Statistics.

Применяемые методы: анкетный опрос.

 

 

Приложение 2

АНКЕТА НА ТЕМУ:

«Образ идеальной молодой семьи глазами студентов».

Уважаемый студент! Мы проводим социальное исследование, целью которого служит выявить специфику образа идеальной молодой семьи глазами студентов. Многие из вас в ближайшем будущем создадут собственные семьи, поэтому ваши ответы и предложения помогут нам решать эту задачу. Прочтите, пожалуйста, внимательно каждый вопрос, отметьте подходящие ответы и/или впишите ваши предложения или недостающие варианты ответов. Анкета является анонимной. По всем вопросам обращайтесь по тел. 89085917300 или пишите на почту [email protected].

1. Ваше семейное положение:

А) Замужем/ женат

Б) Не замужем/ не женат

2. Что из нижеперечисленного является для Вас наиболее приоритетным на ближайшее будущее?

А) Материальное благосостояние

Б) Семья

В) Общение с друзьями

Г) Образование

Д) Другое__________________

3. Что должна давать семья человеку? Что для Вас считается главным? Выберите 1-2 пункта.

А) опору в трудную минуту;

Б) избавлять от одиночества:

В) приносить счастье отцовства и материнства;

Г) регулярную интимную жизнь;

Д) налаживать быт, режим питания.

4. Как Вы думаете, во сколько лет следует заводить семью?

____________

5. Можете ли Вы себе представить свою будущую семью?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

6. Кто на Ваш взгляд должен быть главой семьи?


А) мужчина

Б) женщина

Г) семья должна быть основана на равноправии


7. Если в семье произошел конфликт, то кто должен первый уступить?

А) Я;

Б) Партнер;

В) Оба;

Г) Затрудняюсь ответить.

8. На ком из супругов должны лежать домашние обязанности?

А) на женщине;

Б) на мужчине;

В) разделены поровну;

Г) затрудняюсь ответить;

Д) другое______________.

9. Хотите ли Вы иметь детей, если да, то сколько?

А) одного ребенка

Б) двоих детей

В) много детей

Г) не думал (а) об этом

Д) не хочу

10. Как Вы считаете, когда стоит заводить ребенка после вступления в брак?

А) сразу после свадьбы;

Б) 1-2 года после свадьбы;

В) 3-4 года после свадьбы;

Г) другое___________

11. Какой вид брака Вы предпочитаете?

А) зарегистрированный;

Б) церковный (незарегистрированный);

В) гражданский (незарегистрированный);

Г) церковный и зарегистрированный;

Д) это не важно.

12. Как Вы считаете, сколько времени нужно знать человека до вступления в брак?

А) Несколько лет;

Б) Около года;

В) Достаточно 2-3 месяца;

Г) Другое_______________

13. Как Вы считаете нужно ли до вступления в брак все знать о своем избраннике(нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д.?


А) обязательно;

Б) это не важно.


 

14. Что Вы считаете приоритетным при вступлении в брак?

А) любовь

Б) внешность

В) материальное положение партнера

Г) социальный статус партнера

Д) другое________________________________

15. Если Вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга(и) будете учитывать в первую очередь (не более 2)?

А) его (ее) любовь к Вам;

Б) Ваша любовь к нему (к ней);

В) его (ее) ум;

Г) его (ее) заботливость и внимание;

Д) внешняя красота;

Е) общая культура;

Ж) сексуальная привлекательность;

З) образование;

И) доброта;

К) терпеливость;

Л) наличие квартиры;

М) достаточно высокая зарплата;

Д) другое_______________

16. Как Вы отнеслись бы к тому, что Ваш(а) избранник(ница) имеет вредную привычку — курит?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) нейтрально;

Г) у моего избранника(ицы) нет такой вредной привычки.

17. Как Вы отнеслись бы к тому, что Ваш(а) избранник(ница) имеет вредную привычку — злоупотребляет спиртным?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) нейтрально;

Г) у моего избранника(ицы) нет такой вредной привычки.

 

 

18. Как Вы определяете для себя идеальное взаимодействие с Вашим избранником(цей)?

А) Партнерство, ориентированное на семейное благополучие

Б) Сохранение автономии личности

В) Традиционная семья (доминирование мужа)

Г) Другое________________

19. Для Вас имеет значение место знакомства с противоположным полом?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

20. Где Вы надеетесь встретить/уже встретили будущего супруга(у)?

А) ближайшее окружение, с которым Вы контактируете ежедневно;

Б) социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор);

В) места проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы);

Г) интерактивные знакомства (через Интернет и SMS-сообщения);

Д) брачное агентство.

Е) другое_____________

21. Как бы Вы оценили собственный уровень жизни?

А) Полностью удовлетворен собственным достатком

Б) Вполне удовлетворен собственным достатком

В) Неудовлетворен собственным достатком

Г) Затрудняюсь ответить

22. Ваш пол:

1) Женский

2) Мужской

23. Ваш возраст:

1) До 18.

2) 18-21

3) 22-25

4) 26 и старше

24. На каком курсе Вы учитесь? ____________

 

Благодарим за участие!

 

 

Приложение 3


[1] Рабочая книга социолога / Под. ред. Осипова Г.Н. М.,2003.С.343.

[2] М.В. Кузнецова Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе – Социальная работа с семьей. – М, 1995. – С. 4.

[3] Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.: Социально-технический институт, 1999. – с. 141.

[4] Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.187.

[5] Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М., 1978. – с. 86.

[6] Сизанов А.Н., Быков В.М. Безопасное и ответственное поведение: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. Ч. III. – Мн.: Тессей, 1998. - С. 94.

[7] Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.- С. 83.

[8] Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 2001.- С. 89.

[9] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2001.- С. 64.

[10] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2001.- С. 79.

[11] Рабочая книга социолога / Под. ред. Осипова Г.В. М.,2003.С. 342.

[12] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003. С. 228.

[13] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М., 2004. С.71.

[14] Социологический энциклопедический словарь: На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз./Ред.-Г. В.Осипов.-М.,2000.С.17.

[15] Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пос. Стерлитамак, 2002.С.63.

 

[16] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М., 2004.С. 323.

[17] Бутенко.И.А. Организация прикладного социологического исследования. С.134.

[18] Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы// Социс.2004. №5. С.68.

[19] См.: Пахомов А.А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики// Социс.2009. №12. С.102.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.344 сек.