Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические вопросы для обсуждения. Культура публичной речи




Культура публичной речи

Семинарское занятие 9

Из газет и журналов подберите несколько примеров рекламных текстов. Укажите в них слоганы, предложите свои варианты. Проанализируйте использование экспрессивных элементов речи, лексику и синтаксические приемы воздействия на читателя. Дайте оценку языку и стилю ваших примеров рекламы.

 

7. Опишите какие-либо явления природы, растения, живот­ных или птиц: 1 вариант ¾ художественное описание; 2 вариант ¾ научное описание; 3 вариант ¾ разговорный монолог. Докажите принадлежность составленных вами текстов к тому или иному стилю.

8. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников: 1) в офи­циальной обстановке; 2) в неофициальной обстановке а) предста­вителей старшего поколения, б) представителей младшего поко­ления, в) представителей разных поколений.

Рекомендации по использованию литературы:

При подготовке к теоретическим вопросам сделайте конспекты по следующим источникам: [5.1.3, с. 4-15, 20-26], [5.1.10, с. 82-85], [5.1.13, с. 118-140, 147-158], [5.2.10, с. 82-93], [5.2.8, с. 57-83], [5.2.5, с. 42-44, 39-42, 50-51], [5.2.11, с. 183-202].

При выполнении практических заданий используйте словари и справочники: [5.1.22], [5.1.24].

 

 

Основные понятия: публичное речь, публичное выступление, риторика ораторское искусство, полемическое мастерство.

 

1. Особенности устной публичной речи. Понятие риторики, ораторского искусства, красноречия.

2. Определение хорошего оратора в аспекте речевой культуры. Индивидуально-психологические особенности оратора. Оратор и аудитория, их взаимодействие. Понятие обратной связи. Значимость визуального контакта в публичном выступлении. Приемы захвата и поддержания внимания аудитории во время выступления. Оценка эффективности публичного выступления.

3. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Виды публичных выступлений в зависимости от цели и ситуации общения.

4. Методика подготовки и проведения публичного выступления: выбор темы, цель речи, поиск материала (виды основных и вспомогательных материалов), начало, развертывание и завершение речи.

 

Практические задания

1. Прочитайте приведенные определения риторики. В чем разница между традиционным (1) и современным (2) значением слова «риторика»? Дополните и уточните компоненты, входящие во второе определение.

(1) Риторика – это теория, мастерство и искусство красноречия.

(2) Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Целесообразная речь – это…; воздействующая речь – это …; гармонизирующая речь – это…

 

2. Прочитайте и прокомментируйте различные определения риторики. Что является общим в этих определениях и чем они различаются?

· «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель. IV в. до н.э.);

· «Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати». (Николай Спафарий, переводчик Посольского приказа, 1672);

· «Риторика есть хитрость добро глаголати». (Из рукописи риторики конца XVII века);

· «Красноречие есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целью говорящего или пишущего». (А. Ф. Мерзляков. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических, 1804).

 

3. Пользуясь данными толкового словаря, определите, какие из приведенных слов синонимичны: оратор, ритор, лектор, трибун, вития. Аргументируйте свою точку зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.