Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы проведения психологического исследования




Изучение развития ребенка проходит в двух основных формах: в форме «продольного исследования» и в форме исследования, названного методом «поперечных срезов».

При продольном исследовании изучается развитие одного, двух или более детей на определенном отрезке их жизни. Задача исследования состоит в том, чтобы выяснить изменения, происходящие в психике и поведении ребенка при переходе от одной стадии развития к Другой.

Например, вам необходимо оценить влияние той или иной программы, по которой работает ваше дошкольное учреждение, на детское развитие. Для этого к участию в исследовании вы приглашаете детей, только что пришедших вваш детский сад. В течение 4—5 лет, пока дети посещают его, вы отслеживаете их развитие. По истечении данноговременного срока, собрав полученные результаты, выявив обнаруженные тенденции в развитии ребенка, вы в праве сделать заключение о позитивном или негативном влиянии данной программы на детское развитие.

Такие исследования достаточно трудоемки и требуют значительных временных затрат.

Считается, что этот недостаток продольных, или как их еще называют лонгитюдинальных (или лонгитюдных), исследований способны устранить исследования, проводимые в форме поперечных срезов.

В этом случае исследование проводится на отдельных и различных по возрасту группах детей.

К исследованиям такого рода могут быть отнесено исследование Д.Б. Эльконина, в ходе которого он выяснял особенности, основные линии развития сюжетно-ролевой игры в дошкольномвозрасте. Наблюдение велось над играми детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Сравнив полученные результаты, он установил общую закономерность развития детских игр.

При организации исследования в форме поперечных срезов необходимо обратить внимание наодин из ключевых моментов в организации исследований.

Таким моментом является учет возрастных различий у групп детей, привлекаемых к исследованию. Как отмечает Д.Б. Эльконин, можно брать группы, отличающиеся в возрасте на полгода, на год, на два-три и т.д. Чем меньше временной промежуток, тем больше возможностей имеет исследователь, чтобы проследить все существенные переломы в развитии психики и личности ребенка. Выбор возрастных групп будет зависеть от характера исследуемого процесса и от общей продолжительности изучаемого периода. Д.Б. Эльконин предлагает пользоваться следующим принципом: чем выше темп развития исследуемого процесса, тем меньшими должны быть временные промежутки между отдельными «срезами».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.