Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили речи и стилистика. 4.1. Внимательно прочитайте отрывок




4.1. Внимательно прочитайте отрывок. Спишите. Кратко (сжато) определите главную
мысль, суть высказывания. Подчеркните однородные члены предложения соответствующей
чертой. Отдельно выпишите фразеологизм, определите, что он обозначает.

«Слова могут вводить в заблуждение, смущать, причинять боль. Они способны, наоборот, исцелять, ободрять, помогать и учить. Но, к сожалению, если Дух Святой не руководит нами, когда мы говорим, наши слова скорее могут ранить, чем исцелять».

Определите, к какому стилю можно отнести данный текст:

A) Художественному Б) Публицистическому

B) Разговорному Г) Научному

4.2. Прочитайте выражение «А ларчик просто открывался». Определите, что это:

A) цитата Б) фраза

B) отрывок

Г) крылатое выражение

Д) цитата, ставшая крылатым выражением

Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны.


4.3. Внимательно прочитайте приведённые слова: меморандум, саммит на высшем
уровне, пакт о ненападении, временный поверенный в делах, нота протеста, конвенция,
верительная грамота, атташе, консульство, международные соглашения
. Определите, к
какому стилю (подстилю) они относятся:

A) Официально-деловому Б) Дипломатическому

B) Художественному Г) Научному

Д) Юридическому

4.4. Прочитайте внимательно отрывок: «1. Российская Федерация – светское
государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли
образные выражения; в) как называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому
стилю относится данный отрывок.

A) Научному

Б) Публицистическому

B) Официально-деловому
Г) Дипломатическому

Д) Юридическому

4.5. Внимательно прочитайте отрывок. Определите его принадлежность к одному из
стилей русского языка. Вспомните, откуда этот отрывок, назовите произведение и автора.

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно несёт сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь – идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину и без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру».

A) Публицистическому Б) Научному

B) Художественному Г) Разговорному

4.6. Внимательно прочитайте приведённые слова и словосочетания. Определите их
принадлежность к одному из стилей русского языка. Добавьте своих 5-6 примеров. Составьте 2-
3 предложения с данными словами или словосочетаниями.

Истец, ответчик, заявитель, свидетель; приказывать, приобретать, причинить вред, заключить договор; в порядке обмена опытом, в соответствии с предварительной договорённостью, в целях дальнейшего сотрудничества; нижеследующий, приоритетный, настоятельный, вышеперечисленное, нижеподписавшиеся.

A) Художественному Б) Публицистическому

B) Официально-деловому Г) Научному

Д) Разговорному


4.7. Внимательно прочитайте приведённый текст. Спишите. Расставьте недостающие
знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите, к какому
жанру (стилю, подстилю) относится данный текст: «Вдохновительное письмо ваше,
почтен…ый Николай Иванович, нашло меня в пустынях Молдавии: оно обрадовало и тронуло
меня до глубины души. Благодарю за во…поминание за дружбу за хвалу за упрёки за формат
этого письма – всё показывает участие которое прин…мает живая душа ваша во всём что
касает…ся меня. Плат…е сшитое по заказу вашему на «Руслана и Людмилу» пр…красно; и
вот уже четыре дня как печатные стихи, вин…ета и переплёт детски утешают меня. <…>
Не скоро увижу я вас; здеш…ние обстоятельства пахнут долгой разлукой! <…> Кланяюсь
всем знакомым которые меня ещё не забыли, - обнимаю друзей. С (не)терпением ожидаю
девятого тома «Русской истории». Что делает Николай Михайлович? Здоровы ли он дети
жена? Это почтен…ое семейство ужасно (не)достаёт моему сердцу»
(А.С. Пушкин – Н.И.
Гнедичу).

A) Прозаический Б) Поэтический

B) Публицистический Г) Эпистолярный

4.8. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключённые в скобки
зависимые слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий
предлог. Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях.
Образец: Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта.
Удивлён (гибкость акробата) - удивлён гибкостью акробата.

1. Обращать внимание (имеющиеся недостатки) - уделять внимание (каждая мелочь).

2. Обрадоваться (приезд друга) - обрадован (полученные результаты исследования).

3. Опираться (научные данные) - базироваться (результаты опыта).


Вариант № 3

Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:

• Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи

• Правописание гласных в корне слова

• Правописание частицы НЕ с разными частями речи

• Правописание Ъ и Ь

• Правописание предлогов С и СО

• Правописание наречий, числительных, сложных слов

• Правописание слов через дефис

• Орфоэпические нормы русского языка

• Состав лексики русского языка

• Синонимы, антонимы и омонимы

• Что такое фразеологизмы

• Художественные тропы и фигуры речи

• Стили речи. Стилистика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.