Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексика и фразеология




2.1. Внимательно прочитайте слова-термины. Определите среди них антонимы и
запишите их парами, столбиком. Составьте 2-3 предложения с этими словами.

Гипербола, синоним, литота, асиндетон, эпифора, архаизм, полисиндетон, антоним, неологизм, анафора, сатира, комедия, драма, трагедия, сарказм, инверсия.

2.2. Самостоятельно подберите максимальное количество синонимов к слову
образованный. Составьте 3-4 предложения с выбранными вами словами.

2.3. Найдите в соответствующих словарях и выпишите фразеологизмы, в которых
имеются местоимения. Обратите внимание на их правописание. Например: каким ветром
занесло; не в свои сани не садись; своя рука владыка; нашего полку прибыло; на всякий
пожарный случай; мне бы ваши заботы
и др. Что обозначают выписанные вами
фразеологизмы? Составьте с ними 3-4 предложения.

2.4. Внимательно прочитайте группы слов. Классифицируйте их по группам и запишите.
К каждой группе слов добавьте своих 5-6 примеров. Найдите в соответствующих словарях
значение тех слов, которые вам неизвестны.

1. интернет, нанотехнологии, колайдер, бизнес-ланч, инновации, информатизация;

2. аккредитация, лицензирование, инновации, семинар, лекция, магистратура, аспирантура, бакалавриат;

3. флора, фауна, алиби, презумпция, метро, такси, люстра, кино, лексика, эволюция;

4. баурсак, сальса, тако, там-там, вуду, меренге, шаурма, харакири, самурай, томагавк, мачо, мачете, юрта, вигвам, чум, гарем, минарет, медресе.

 

A) Профессионализмы Б) Неологизмы

B) Экзотизмы

Г) Слова иностранного происхождения

2.5. Внимательно прочитайте группу слов. Определите, к какому пласту современной лексики они относятся. Добавьте своих 5-6 примеров. Составьте 3-4 предложения с этими словами.

Андеграунд - подполье; апдейт - обновление; браузер - обозреватель; иконка - значок; имидж - образ; инсталляция - установка; лифтинг - подтяжка; отель - гостиница; слот - ячейка, гнездо; толерантность - терпимость; тур - поездка; шопинг - хождение по магазинам; скраб – отшелушивающее средство; юзер - пользователь.

A) Диалектизмы

Б) Профессионализмы

B) Варваризмы

Г) Слова иностранного происхождения


2.6. Внимательно прочитайте группу слов. Спишите столбиком, подбирая к каждому
слову его литературное значение. Например: клава – клавиатура, юзер – пользователь, емеля –
электронная почта
. К какому пласту лексики относятся данные слова?

Струйник, топик, трэш, ковёр, комп, компач, троян, урюк, чайник, флэшка, фря, крякнуть, кодер, ламер, хакер, хомяк, хард, червь.

A) Неологизмы

Б) Заимствования из неславянских языков

B) Жаргонизмы (сленг)
Г) Профессионализмы

2.7. Внимательно прочитайте группу слов. Выпишите только те, которые являются
неологизмами наших дней. Значение неизвестных вам слов найдите в соответствующих
словарях. Составьте 3-4 предложения с некоторыми неологизмами по вашему выбору.

Паблисити, саммит, спонсор, стагнация, телекс, терминал, терроризм, тинейджер, токсикомания, олигархия, аристократия, демократия, плутократия, деспотия, экстрасенс, экстрим, электорат, эсперанто.

К какому пласту лексики относятся данные слова:

A) Исконно русские

Б) Заимствования из славянских языков

B) Заимствования из неславянских языков

Г) Архаизмы, переходящие в активный запас современного языка

2.8. Внимательно прочитайте группу слов. Выпишите только те, которые являются
архаизмами. Подберите к ним современные значения, запишите столбиком. Составьте 3-4
предложения с некоторыми архаизмами по вашему выбору.

Боренье, бразды, вдругорядь, вопрошать, вестимо, вотще, втуне, грамотей, давеча, гуртом, длань, одесную, ошую, елико, горница, вежды, намедни, издревле, инородец, бремя, кулёма, летошный, лобзанья, нонче, коробейники, каменщики, скрипка, картинка, рисунок, хозяин.

Известно, спрашивать, борозды, борьба, издавна, иностранец, неповоротливая женщина, справа, слева, чистая половина избы, веки, тяжесть, грамотный человек, в следующий раз, напрасно, недавно, насколько, сообща, прошедший, недавно, поцелуи, ладонь, сейчас, напрасно, мелкие торговцы с лотка.

2.9. Внимательно прочитайте группу слов. Сформируйте их парами по принципу
антонимии и запишите, вставив пропущенные буквы. Например: далёкий – близкий, зарубежье
– отечество
и др. Составьте 5-6 предложений с выбранными вами парами слов.

Враг, вражда, вред, времен…ый, выдуман…ый, подлин…ый, выпрямлять, искривлять, гармония, польза, дружба, хаос, глупый, постоян…ый, голод, грубый, грязный, опрятный, далеко, деш…вый, порок, долгий, достоинство, не…совершенство, друг, мудрый, сытость, изящ…ный, по…близости, бесцен…ый, добродетель, за…урядный, кратковремен…ый, завершать, пре…шествовать, зависимый, самостоятельный, ор…гинальный.

2.10. Прочитайте внимательно. К данным фразеологизмам из соответсвующих словарей
подберите фразеологические синонимы. Например: поминай как звали – и след простыл;
приказал долго жить – ушёл в мир иной.
Каково их значение? Составьте 5-6 предложений с
выбранными вами фразеологизмами.

Куры не клюют, считать ворон, рука об руку, переливать из пустого в порожнее, вверх тормашками, водить за нос, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, стреляный воробей, два сапога пара, ни на грош, отдать богу душу, до кончиков пальцев, чужими руками жар загребать, держать камень за пазухой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.