Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотическое поле культуры




Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях. Культура хранит, накапливает социальный опыт, транслирует его из поколения в поколение, генерирует новые программы деятельности.

В предложенном определении культура рассматривается через программы деятельности, поведения и общения, в реальной жизни представленные многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, сложившихся в человеческом сообществе. В своей совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт (который передается от поколения к поколению). Культура вырабатывает механизмы, которые сохраняют и транслируют этот опыт (например, институт права, система воспитания и образования, моральный кодекс общества и т.д.). Так же культура генерирует новые программы жизнедеятельности (проявляются как политические и научные теории, искусство, различные социальные программы и т.д.), которые, реализуясь в человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни людей.

В жизнедеятельности человека и общества культура выполняет множество функций, среди них наиболее значимыми являются:

- информационная (культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта);

- адаптивная (культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде, т.к. человек «биологически недостаточное» животное, которое вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду);

- коммуникативная (культура формирует средства человеческого общения, обеспечивает общение между людьми);

- интегративная (культура объединяет людей, народы, социальный группы, каждая социальная общность скрепляется своей культурой);

- социализаторская ( культураобеспечивает процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли индивида)и др.

Рассматривая культуру как вторую природу, созданный человеком «дом человеческого бытия», целесообразно обратиться к ее внутреннему строю – тем смыслам, которые наполняют культуру и фактически ее создают. По образному выражению М.Вебера, человек есть животное, опутанное «сетями» смыслов, сотканными им самим. Эти «сети» по сути, и есть культура. Основные смыслы культуры становятся ее фундаментом, основанием, на котором строится все человеческое творчество.

Основные культурные смыслы закрепляются в универсалиях культуры, оформляющих понимание человеком его деятельности, мира природы, добра и зла, справедливости, красоты и т.д. Универсалии культуры аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и систематизируют культуру. В системе универсалий можно выделить два основных блока – наиболее общие характеристики объектов, определяющие отношение человека к миру (пространство, время, движение, отношение и т.д.), а так же «субъектные», человеческие характеристики, определяющие отношение человека к человеку (добро, зло, надежда, любовь, человек, красота и т.д.).

Рассматривая универсалии культуры, необходимо выделять несколько уровней их осмысления:

– уровень общечеловеческий (наиболее абстрактный, фиксирующий основания человеческого бытия);

– уровень смыслов, выражающий особенности той или иной культуры, соответствующей конкретной исторической эпохе;

– а так же уровень смыслов, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации универсалий культуры, проявляющие мировоззренческие установки личности и социальной группы.

Система универсалий культуры может рассматриваться как предельно обобщенная программа социальной жизни, на основе которой возникают и развиваются конкретные программы человеческой жизнедеятельности.

Универсалии культуры складываются в определенную картину мира: каждая эпоха, каждая культура создает свою картину мира, своё видение человека, общества и природы; на основе этих обобщенных картин мира формируются представления о мире каждого конкретного человека.

Наряду с универсалиями, которые являются базовыми основаниями культуры, «строительными лесами» последней становятся нормы и ценности, определяющие цели и стремления каждой конкретной культуры, а так же ее возможности и ограничения.

Нормы культуры – правила, требования, образцы, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь. Нормы являются устойчивыми регулятивными образованиями, которые в этом качестве утверждены, признаны и оправданы членами общества. Различают нормы двух видов:

– институциональные, исполнение которых может носить даже принудительный характер (например, законы общества);

– конвенциональные нормы, которые нечто предписывают, однако в следовании им у индивида есть определенная свобода выбора (например, нормы этикета, как правило, нормы морали).

В процессе культургенеза некоторые формы культуры постепенно могут приобретать значение норм, в свою очередь некоторые культурные нормы утрачивать свою актуальность. Следует помнить, что любые нормы ограничены историческим временем, окружены допустимыми отклонениями. Нормы рассчитаны на типичные ситуации, реализуют социальные требования должного. В процессе творчества очень трудно, порой даже невозможно следовать жестким, навязанным извне нормам, поэтому искусство, например, значительно менее нормировано, нежели другие феномены, связанные с социальной жизнью (право, наука и т.д.).

Ценности культуры могут быть определены как результат различных видов деятельности человека, получивших общественное признание и ставших факторами культуры. Ценности – это значения вещей, явлений, событий и самих индивидов, формирующееся под воздействием жизненных и духовных устремлений людей. Согласно идеям американского социолога Н. Смелзера, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремится.

Ценности, как и нормы, являются «строительными лесами» культуры, с той лишь разницей, что норма есть общепринятый «усредненный» вариант, тогда как ценность связана с идеалами, лучшими образцами поведения и деятельности вообще, объединяет в своем значении для человека идеи истины, добра и красоты.

Ценности относительны, поскольку каждая эпоха, каждый индивид может по-разному относиться к ценностям, сформированным в обществе; кроме того, ценности подвержены переосмыслению. Процесс переосмысления ценностей характеризует развитие индивида и общества, изменение внутреннего смысла, заключенного в той или иной культурной ценности.

Процесс взаимоперехода норм, ценностей и идеалов общества может рассматриваться диалектически (т.е. как развивающийся во времени, исторически связывающий взаимопереходы норм и ценностей, их стремление к идеалам). Новые смыслы культуры обобщаются в ценностях, которые санкционируют общественное признание допущенных отклонений от норм и тем самым в свою очередь способствуют ускоренному превращению данных обоснованных отклонений в нормы, признанные обществом. Этот сложный процесс направляется соответствующими идеалами, которые в свою очередь при достижении искомых целей и результатов могут переосмысливаться.

 

Условием хранения и трансляции опыта культуры является его фиксация в особой знаковой форме и функционирование составляющих его элементов в качестве семиотических систем. Поэтому культура представляет собой сложно организованный и развивающийся набор семиотических систем, что требует для ее изучения знания базовых понятий семиотики*, объясняющих происхождение, сущность и развитие многих феноменов культуры.

Современная культурология предлагает рассматривать культуру как особую «семиосферу» – универсальное семантическое пространство, существующее по определенным закономерностям. Фактически все явления культуры могут быть изучены как знаки и их совокупности (языки и тексты), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вкладываемые людьми в эти знаки смыслы и значения.

Базовыми понятиями для изучения культуры как семиотической системы становятся такие категории семиотики как знак, язык и текст.

Знак – материальный предмет (явление, событие) выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, передачи и переработки сообщений; при коммуникации знак выступает аналогом другого объекта (денотата), его заместителем. Знаки подразделяются на знаки-копии (точно воспроизводят сходство с отображаемым), знаки-признаки (отражающие симптомы, главные приметы и признаки отображаемого**) и знаки – символы (являющиеся одновременно и знаком, и художественным образом). Наиболее сложный вид знака, имеющий огромное значение в культуре, – символ.

Символ – культурный объект (материальный или идеальный), выступающий при коммуникации или трансляции (передаче опыта, знаний) как знак, значение которого конвенционально (т.е. имеет договорной характер). В отличие от знака символ не подразумевает прямого указания на денотат (обозначаемый объект). Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам объект, а на отвлеченное значение, конвенционально связываемое с этим объектом. К свойствам символа относят:

– многозначность (каждый символ несет огромную информационную, смысловую, эмоциональную нагрузку);

– сложный характер восприятия (для восприятия и «прочувствования» символа, его скрытого смысла недостаточно только знания, зачастую при постижении символа требуется интуитивное понимание, ассоциативное мышление, эстетическое вчуствование), смысл символа нельзя расшифровать простым усилием рассудка;

– динамический характер существования (символ подвержен «самодвижению»: изменению значения или даже полной утрате первоначального значения);

– репрезентативность (эта характеристика отличает символ с точки зрения его эстетической привлекательности, сочетания формальной простоты и способности к выражению порой крайне сложных идей и смыслов);

– несистемность (как правило, символ не является системным, т.е. выступает самостоятельно, не взаимодействует с другими знаками по определенным установленным правилам*);

– символ может быть как общекультурным, так и характерным только для определенной культурной группы, соответственно для разных групп (субкультур) может иметь разное значение, отражать разный смысл, устанавливаемый конвенционально.

Еще одно ведущее понятие семиотики, вне которого невозможно рассмотреть и понять пространство культуры – язык. Язык -система знаков, служащая средством человеческого мышления, общения, выражения внутренних потребностей, чувств и мыслей. Язык представляет собой сложноорганизованную систему, которая зашифровывает, хранит и передает информацию «горизонтально» (т.е. внутри конкретной культуры, между культурами), и «вертикально» (от поколения к поколению).

Язык – понятие сложное и неоднозначное. В культуре существует огромное количество языков, различающихся по:

- знаковой представленности (вербальный, жестовый, графический и т.д.);

- происхождению (можно подразделить языки на естественные – возникшие спонтанно в ходе культургенеза, и искусственные – созданные человеком для определенных нужд, сфер деятельности. Примером естественных языков может служить любой этнический язык, искусственных – эсперанто, язык любой области научного знания и т.д. История каждого конкретного естественного языка неотделима от истории народа, владеющего им. Язык определяет специфику сознания и человеческой психики. Согласно гипотезе Сепира – Уорфа язык «задает» ход мышления индивида, его результат, оказывает определяющее влияние на формирование личности и ее менталитет, на формирование этнических своеобразий и особенностей);

- соотнесённости с определенной областью действительности (язык искусства, язык математики, разговорный язык и т.д.);

- принадлежности (этнический язык – английский, русский и т.д., профессиональный, язык определенной субкультуры – например, язык хиппи) и т.д.

Существует так же понятие первичных и вторичных языковых систем. К последним относят феномены человеческой культуры, в рамках которых складывается (искусственно) своя система знаков и символов, правила их функционирования и сочетания. К вторичным знаковым системам относят миф, религию, искусство. Сложность вторичных языков зависит от сложности передаваемой ими информации (например, поэтическая речь является структурой большей сложности по сравнению с естественным языком, поскольку художественные структуры позволяют передать минимальными средствами такой объем информации, который совершенно недоступен для аналогичной передачи средствами обычного языка*).

Язык существует в разных формах: примерами могут служить этнические диалекты (построения со своими отличительными признаками на основе этнических языков), социальные диалекты (профессиональные языки), просторечия, литературный язык и т.д. Этническими диалектами называют употребление местных названий для распространенных, обычных предметов и действий, обозначение местных особенностей и реалий. Под влиянием СМИ диалектные слова постепенно выходят из употребления, чаще всего воспринимаются как анахронизмы. Социальные диалекты отличает особая терминология, неиспользуемые в других областях понятия, а так же особенности построения речи. К просторечиям относят такие особенности речи, которые свойственны людям, не владеющим нормами литературного языка (типические особенности лексики, морфологии, фонетики – например, такие слова русского языка как «завсегда», «оттудова» и пр.) Просторечие внетерриториально, не имеет своих строго определенных норм, слова и выражения его достаточно устойчивы в культуре и трудно изживаются, чаще всего просторечие связано с искажениями звучания нормального употребления слова, с местными этническими диалектами или свидетельствует о связи просторечного выражения с более древними слоями языка, уже изжитыми в культуре. Литературный язык – язык официально-деловых документов, обучения, науки, публицистики и т.д., имеет научную основу и является общепринятой нормой и образцом языковой деятельности.

Актуальность изучения проблемы языка в культуре диктуется сложностью и многочисленностью вопросов, определяющих статус языка как культурного феномена, с одной стороны, и статус языка как фактора происхождения культуры и культурной динамики.

Во-первых, анализ языка может рассматриваться как метод решения главных проблем современности. Определение влияния языка на мышление и поведение людей может объяснить различные культурные кризисы, катаклизмы, или, наоборот, застой в развитии. Так, например, появление и распространение в современном языке абстракций типа демократия, свобода, труд, равенство и подмена ими конкретных фактов приводит к рассогласованию сознания и действительности и, как следствие, результатом может стать социальная катастрофа. Через анализ языка можно увидеть и оценить существенные различия культур разных народов. Индивид, относящийся к определенной лингво-культурной общности, усваивает культуру через язык, поэтому во многом различия в понимании мира, ценностных установках диктуется различием языков, на которых говорят (и мыслят!) эти культуры.

Во-вторых, анализ языка значим для разрешения проблемы понимания между индивидами и культурами в целом. При коммуникации обязательно возникает неадекватность понимания и передачи желаемого смысла, что зависит от индивидуального опыта, степени владения языком, возрастных и культурных различий, существенен так же момент интерпретации, т.е. переосмысления полученной информации реципиентом. Нарушает адекватность коммуникации и понимания так же существование языков в языке (самостоятельных языковых образований, основанных на культурных различиях, примером таких «внутренних» языков может служить язык моды).

В культуре язык выполняет важнейшие функции, которые, прежде всего, определяют его значимость как средство мышления и средство общения. Главные функции языка в культуре схематично могут быть определены в следующей таблице:

Функции языка как средства мышления Функции языка как средства общения
Номинативная - называние предмета мышления Референтная – передача информации
Конструктивная – слова связываются в предложения, описывающие свойства и отношения Экспрессивная – средство самовыражения
Аккумулятивная – результат мышления фиксируется и сохраняется в языке. Импрессивная – средство воздействия на адресата
  Поэтическая (эстетическая) – характеристика самого сообщения, его эстетических свойств.

 

Важное значение для культурологии имеет и понятие текст. Текст (от лат. textum – ткань, соединение) – смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов, сообщение, направленное автором (адресантом) читателю, слушателю (адресату). Проблемами текста и его особенностей в культурологии занимались такие известные авторы как М. Бахтин, А. Потебня, Р. Барт, М.Фуко и мн. др. Современная культурология трактует понятие текста расширительно – фактически любое явление культуры может быть представлено как текст, обладает характеристиками, функциями и сущностными особенностями текстовой реальности. Даже человеческая жизнь может рассматриваться как единый сложный культурный текст, написанный самим индивидом; каждый поступок, мысль, эмоция которого вписывается отдельной строчкой в глобальный текст жизни. (Каждая строка, слово, предложение текста включаются в определенный текстовой контекст, пересекаются, создавая «полифонию», и словно бы разговаривают друг с другом разными голосами).

Если анализировать культуру в целом или ее отдельные феномены в знаковой форме, то можно увидеть, как отдельные знаки и их совокупности объединяются, пересекаются, т.е. оформляются в тексты – связные информационно-художественно-смысловые блоки, которые в процессе существования и развития культуры расшифровываются, переосмысляются и вновь переводятся на язык знаков для передачи последующим поколениям.

Смысл текста определяется его отношением к внетекстовой реальности, другим текстам, к личности, к памяти и т.д. В культуре текст выполняет три основных функции: передает информацию, вырабатывает новую информацию, а так же хранит информацию (функция памяти). Функция памяти реализуется, прежде всего, как отношение текста к той культурной традиции, в которой он создан. В этом отношении текст может служить материалом для интеллектуальных реконструкций, связывающих культуру с ее предшествующими этапами и восстанавливающим возможные разрывы в традиции.

Интересна проблема соотношения адресанта и адресата текста. Так, адресат (принимающий текст) всегда находится в отношении сотворчества к принимаемому сообщению. Прежде всего, он должен расшифровать полученное сообщение, т.е. выбрать подходящий смысловой код, а в некоторых случаях даже построить новый. Творческий акт, результатом которого является создание, а затем расшифровка текста, таким образом, совершается на обоих концах информационной цепи (отражается и активность отправителя, и активность получателя).

Внутренняя структура текста неоднородна (диалогична и полифонична); она представляет собой смысловую игру, образуемую различными системами кодировки. Полифоничность текста объясняется совокупностью мыслей, идей и разнообразных чувств, заложенных в тексте, вместе с тем, будучи полифоничным, текст всегда сохраняет свою структуру, являясь одновременно и закрытой и открытой системой.

Критерии ценности текста безусловно историчны и специфичны для каждой отдельно взятой культуры. В тоже время отдельные тексты (существующие в рамках одной культуры, либо в рамках всеобщего культурного развития) нельзя считать абсолютно самостоятельными и изолированными друг от друга. Взаимодействие текстов, их накопление по сути создает культурную традицию, а их интерпретация (перевод и осмысление) в системах других культур служит обогащение и созданию внутреннего единства мировой культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.