Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные периоды развития древнегреческой культуры




ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Древние греки создали уникальный тип цивилизации, который становится отправной точкой развития западноевропейской культуры. Исторически древнегреческая цивилизация прошла несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику и историко-культурные особенности.

Наиболее значимые периоды древнегреческой культуры: протогреческий (культуры Эгейского мира и «Гомеровский» период), греческая архаика, греческая классика, а так же период эллинизма.

Протогреческая культура сформировалась на рубеже 3 – 2 тыс. до н.э., когда было заселено пространство, примыкавшее к Средиземному морю, где и образовалось три очага культуры – Минойская, Крито-Микенская и Киклатская (центр - Кикладский архипелаг) цивилизации.

Сведений о цивилизациях Эгейского мира сохранилось очень мало: в целом, культура этого периода представляла собой промежуточный этап между культурами Древнего Востока (с их статичностью, консерватизмом, строгой каноничностью) и культурой классической Античной Греции (с ее свободой, демократизмом, культом красоты). Сложившийся здесь государственный строй, по-видимому, напоминал восточные деспотии: во главе государства стоял царь-жрец, существовало патриархальное рабство. Искусство протогреческого мира имеет черты сходства с египетским (по художественным приемам, тематике), однако оно гораздо более жизнерадостно, менее сковано канонами, ему свойственна декоративность и динамизм. (Примерами протогреческого искусства могут служить фрески на стенах дворца в Кноссе* – изображения критских женщин, так называемые «парижанки», фреска «Царь-жрец», а так же знаменитые львиные ворота в Микенах, украшенные рельефом с изображением 2-х львиц, окруженных огромными, громоздящимися один на другой каменными блоками).

Преобладали в протогреческом мире ахейцы (отголоски их могущества сохранила знаменитая поэма Гомера «Илиада», в которой повествуется об истории Троянской войны). Троянская война представляла собой крупный завоевательный поход ахейцев на важный торговый и стратегический пункт на малоазийском побережье.

К 15 в. до н.э. почти все цивилизации Эгейского мира перестали существовать – их постигли природные катаклизмы, оставшиеся же попали в полную зависимость к ахейцам. В свою очередь преобладанию ахейцев в Эгейском мире положило конец расселение на рубеже 12 – 11 в. до н.э. на этой территории новых племен – дорийцев. В культурном плане дорийцы значительно уступали ахейцам, однако, они противопоставили бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие.

Вплоть до 8 в. до н.э. на территории античной Греции (материковой и прилегающих островов) господствуют дорийцы, вследствие чего этот этап получил название дорического. С точки зрения экономики сделан шаг назад по сравнению с культурами Эгейского мира (наряду с процветанием скотоводства, в упадок пришли ремесла, неразвита торговля). Вместе с тем для дорического периода характерно создание условий, послуживших переходу от родового строя к организации полисного типа**. К концу периода на смену наследственной власти пришла выборная.

Значимое место в культуре дорического (иначе царского или гомеровского) периода имеет эпос (сказания, основанные на мифе и реальных исторических событиях прошлого). В 8 веке до н.э. великий древнегреческий поэт Гомер создал первые эпические произведения Древней Греции – поэмы «Илиада» и «Одиссея». Автор воспевает далекие времена (вероятно относящиеся к цивилизациям Эгейского мира), восхищается жизненным устройством и подвигами ахейцев, стремясь передать слушателям чарующие видения давно исчезнувшего мира. Гомеровская «Илиада» повествует о событиях последних пятидесяти дней осады Трои (главные герои Агамемнон и Ахилл). «Одиссея» Гомера не имеет сквозной линии сюжета, повествует о возвращении героев на родину после победной осады Трои (Одиссей у нимфы Калипсо; Одиссей на пиру у феаков рассказывает о посещении Аида, о том, как обходил уловки Сирен, Сциллы и Харибды; Одиссей возвращается на Родину в Итаку, где расправляется с наглыми женихами его жены Пенелопы).

Основа гомеровских поэм – эпические предания, которые, вероятно, начали складываться еще в первой трети 1 тыс. до н.э., когда Греция, бедная и разоренная, переживала «темное» время после переселения с острова Балкан племен дорийцев. Гомеровский эпос вобрал в себя древние песни, мифы и исторические предания, преображенные фантазией и вымыслом поэта. В киклических поэмах (предосновах поэм Гомера) так же рассказывается о причинах троянской войны, о походе на Трою, о ее десятилетней осаде, о разрушении Трои с помощью деревянного коня, о соперничестве героев и, наконец, о возвращении героев на родину.

В произведениях Гомера родился новый человек – культурный герой новой эпохи. Он смел и мужественен, физически совершенен, подчиняется не чувству, но разуму. Героям Гомера всегда сопутствуют боги (например, Одиссею – мудрая Афина), но эта непосредственная связь с божеством не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками собственную жизнь (иной раз самостоятельность человека даже вызывает страх у богов). Герои Гомера нередко жестоки, хитры, мстительны и несовершенны, они – просто люди со своими слабостями, надеждами и стремлениями; они веселятся и страдают, любят и ненавидят, совершают подвиги и оплакивают близких.

Именно у Гомера появляется тема, впоследствии характерная для всей античной культуры – тема борьбы с судьбой («анаке»). Судьбу* можно (и нужно) знать: для этого существуют прорицатели (пифии), предсказывающие будущее. А с известным уже можно и побороться – по крайней мере, постараться смягчить свою участь. Судьба всевластна и всесокрушающа, но герой (например, Ахиллес, Одиссей) может возобладать над судьбой, благодаря своей отваге. Героизм, утверждает великий Гомер, – тот путь, который делает человека свободным, отменяет исходно рабские предпосылки человеческого существования.

Классическая античность воспринимала произведения Гомера как идеал и образец для подражания, под знаком великого певца развивалась позднее не только древнегреческая, но и римская героическая поэзия (например, творчество Вергилия).

Последующие периоды древнегреческой культуры - архаический и классический, когда сформировались и воплотились на практике многие характерные особенности Античности. Архаическая культура Древней Греции датируется 7 – 5 в. до н.э., классическая – 5 – 4 в. до н.э. Греческая архаика знаменует собой эпоху становления античной цивилизации, греческая классика – эпоху расцвета греческой Античности. В эти периоды сложилась основы древнегреческого мировосприятия, проявившиеся в искусстве, мифологии, литературе и философии, социально-политическом устройстве.

Социально-политическая система античной Греции периода архаики и ранней классики – полисная демократия. Полис – город-государство, управляемый народным собранием и выборными органами. В классический период полисом руководило народное собрание, которое собиралось каждые 8-10 дней, повестка дня объявлялась заранее. Все права для участия в собраниях получали свободные граждане мужского пола с 18-ти летнего возраста. Собрание избирало так же различные руководящие полисом органы, например, стратегов (главное руководство полиса между собраниями; избирались не тайным, а открытым прямым голосованием), архонтов (ведали каждый в своей области жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами), совет пятисот, ареопаг (рассмотрение дел об убийствах, право отменять решения общего собрания) и т.д.

В классический период в Античной Греции сложилось два типа полисов - сельскохозяйственный аграрный полис с олигархическим устройством и малой долей рабского труда (примером может служить Спарта) и демократический полис с республиканским устройством (Афины). В 5 в. до н.э. возрастает значение Афин как политического центра союза 4-х ионийских племен. В период правления Перикла Афины становятся и духовным центром всего греческого мира.

Период эллинизма датируется 4 в. до н.э. – 1 в. н.э. Достаточно точно сущность этого этапа древнегреческой культуры характеризуют слова знаменитого римского философа и поэта Горация: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Исторически этот период связан с завоевательной политикой и насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств (начинается с 334 г. до н.э. с завоеваний А.Македонского и условно заканчивается завоеванием римлянами последнего эллинистического государства). Эллинистический период греческой античности характеризуется кризисом полисной системы и, одновременно, кризисом древневосточных политических деспотий (процветает так называемая «эллинистическая монархия», сочетающая элементы полисной системы и древневосточных деспотий), кризисом искусства и философии, упадком экономической жизни. Вместе с тем происходит своеобразная экспансия сравнительно молодой демократичной греческой культуры на гораздо более древние восточные (Египет, государства Малой Азии), что позволяет сохранить ее своеобразие и ценностные установки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.