Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение христианства




Христианство (от греч. слова cristos – помазанник, «Мессия») – вторая по времени возникновения мировая религия. Зарождение христианства приходится на середину I в. н.э. Первоначально христианство было сектой в иудаизме, следовательно, появляется в еврейской среде. Местом возникновения христианства одни исследователи считают территории Восточного Средиземноморья вне Палестины, другие – Палестину. Традиционная церковная версия связывает происхождение христианства только с Палестиной, т.к. здесь проходила жизнь Иисуса Христа. Однако, многое свидетельствует о том, что христианство возникло среди евреев, проживавших в диаспоре, возможно в Малой Азии или в Египте. Так, например, в древнейшим документе христианства «Апокалипсисе», датируемом 68 г. н.э. перечислены христианские общины семи греческих городов Малой Азии. Это может служить свидетельством того, что первые христианские общины сформировались именно здесь и именно отсюда христианство начинает проникать в другие области Римской империи.

Условия возникновения христианства. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. К I в. н.э. мощь Римской империи была подорвана, последняя находилась в стадии разложения и распада. Разные страны и народы, входившие в состав империи, стояли на различных уровнях социально-экономического и культурного развития, обострялись противоречия и внутри самого римского общества. Кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность, чувство апатии и бесперспективности. Распад старых традиционных связей приводил к возникновению ощущений неустойчивости общества. Авторитет античных богов падал, большое распространение получают колдовство, магия, вера в предсказания. Наряду с упадком собственных верований, распространялось почитание различных чужеземных богов. Место античных божеств в верованиях жителей империи стали занимать древневосточные умирающие и воскрешающие божества. Для эволюции религиозных представлений того времени характерно формирование монотеизма. Функции отдельных богов переплетались, старые официальные боги подвергались забвению, а их место занимали монотеистические культы ранее маловлиятельных богов.

Таким образом, к началу I в. н.э. в Римской империи существовали довольно сложные религиозные отношения между носителями различных верований. С одной стороны, шел процесс разложения традиционных религий. С другой, – процесс стихийного взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных и племенных верований (в первую очередь – проникновение ближневосточных представлений и образов в сознание и религиозную жизнь античного общества).

В этих условиях в восточной части Римской империи начинает формироваться христианство как синтез иудаизма, эллинистической философии, восточных религиозных верований и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи. Вместе с тем, многие идеи христианского вероучения, обрядности и культа изначально имели самостоятельное значение.

Наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом. Своими корнями христианство восходит, в первую очередь, к учениям иудейских религиозных сект (саддукеи, фарисеи, ессеи). Самое значительное влияние на христианство оказала секта ессеев (эссенов), возникшая во II в. до н.э. и просуществовавшая до I в. н.э. Многие идеи ессеев, такие как представление о дуализме мира, вера в конец этого мира, проповедь мессианства, учение о наличии свободной воли человека, выбирающего свой путь спасения и некоторые другие, а также модель организации общины были в дальнейшем восприняты ранними христианами. Однако между христианством и ессейским учением были весьма существенные различия, самым главным из которых являлись вера христиан в уже свершившийся приход мессии – Иисуса, отсутствие замкнутости первых христианских общин. Открытость христианской проповеди миру была одним из основных принципов новой религии.

Помимо иудаизма, заметную роль в становлении и развитии христианства сыграли некоторые идеи эллинистической философии. Особенно значительное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм (в первую очередь, учение Филона Александрийского), философско-этические взгляды стоиков. С неоплатонизмом христианство сближает учение Плотина о едином, недоступном чувственному восприятию и рассудку, сверхприродном начале как источнике бытия. Единое – это Абсолют, который ни от чего не зависит, но все прочее существование зависит от него. Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие.

Иудео-эллинистический философ-неоплатонист Филон Александрийский в своем творчестве соединяет понятие Логоса в библейской (слово Божье) и в эллинистической (внутренний Закон, направляющий движение Космоса) традициях. Логос у Филона – это священное слово, позволяющее созерцать сущее. Высшим Логосом является сын Божий, который выступает посредником между Богом и материальным миром. Кроме того, в сочинениях Филона можно найти ряд моментов особенно близких христианству – учение о грешности человеческой природы; идея о существовании Бога за границами созданного им мира; представление о том, что Бог не доступен чувственному познанию, но его можно созерцать в божественном экстазе и др.

Одним из важнейших источников христианской идеологии стал стоицизм. В частности, проповедь Луция Аннея Сенеки о равенстве людей перед Роком, любви к ближнему, его учение о загробном блаженстве. Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия. Близка ранним христианам оказалась идея стоиков о том, что во власти человека быть добродетельным, освободиться от страстей, не боятся несчастий и смерти.

Отдельные моменты ранними христианами были переняты из языческих верований. В частности: учение о смерти и воскрешении Бога, День рождения Иисуса Христа – день зимнего солнцестояния, почитание Божьей матери, идея о рождении Бога девственницей, культ Креста, почитание божественной Троицы, ритуальные трапезы и т.п.

Вместе с тем, в христианстве проявляются и новые черты, делающие языческие верования более слабыми, по сравнению с христианством:

1. Христианство не признавало национальных и этнических различий в области веры – его проповедь была направлена ко всем племенам и народам. Язычество имело же преимущественно национальный характер;

2. Приоритет духовного, а не ритуального очищения в христианстве. Для язычества свойственна земная направленность;

3. Христианство полностью отказалось от жертвоприношений, а в начальный период своего существования и от обрядности;

4. Отказ от социальных и сословных перегородок в христианском вероучении.

Особенности раннехристианского христианского вероучения. Становление христианского вероучения и культа продолжалось на протяжении нескольких веков. Раннехристианские общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств и икон. У них не было догматики и культа позднейшего христианства. Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву мессии Христа, который, придя в мир, пострадал за грехи людей, был распят и воскрес. Он вернется в мир для того, чтобы установить Царствие Божье на Земле. Им обещано спасение всем, кто уверовал в него. Таким образом, основными идеями раннехристианского вероучения являются:

1. Идея греховности всего человеческого рода, унаследовавшего первородный грех от своих прародителей Адама и Евы;

2. Идея спасения каждого человека и искупления вины всех людей перед Богом через веру;

3. Этот путь своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Сын Божий – Иисус Христос;

4. Идея Страшного Суда, который мыслился ранними христианами как наказание язычников, всех, кто не уверовал в новое Откровение.

Ядро раннехристианской этики составляла проповедь терпения, покорности, непротивления злу насилием, прощение обид, личного духовного совершенствования. Основы раннехристианской этики требовали от верующего отказа от норм греховного мира и соединения в вере в Христа. В основе мировоззрения ранних христиан лежало неприятие окружающей действительности, отречение от земного мира, где правит зло. Христиане противопоставляли этому миру аскетизм, самопожертвование, любовь к ближнему. Христианская проповедь была обращена к любому человеку, страдающему, несчастному, обещая спасение через веру. Именно страждущим, по мнению первых христиан, должна была открыться Божья благодать. Христианство не могло спасти мир от старания и поэтому последнее своеобразным образом обожествлялось.

Христиане воспринимали себя временными странниками на земле. И в то же время индивид находится в центре христианского вероучения: он несет ответственность не только за свои личные действии, но и за мировую несправедливость. Человек обладает свободной волей, т.е. возможностью выбрать путь, который привел бы его к спасению.

Личность Иисуса Христа (Иисус – сокращ. форма от еврейск. имени Егошуа – «Бог-спаситель; Христос – греч. форма от еврейск. «мошиах» – помазанник, царь).Христианство не могло возникнуть без людей, которые выполняли миссию формирования и пропаганды его учения. Поэтому сколько существует христианство, столько существуют и споры о личности его основателя. В науке сложились две школы, отражающие противоположные взгляды на личность Иисуса Христа – мифологическая и историческая.

Представители первой из них считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе как исторической личности. Евангелия, написанные веком позднее, не могут служить подлинными историческими источниками. Причем, в Евангелиях содержаться противоречия и ошибки. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, разночтений, неточностей. Поэтому Христос трактуется в рамках мифологической школы как отголосок античных и восточных мифов. Главным козырем мифологической школы долгое время было отсутствие беспристрастных письменных свидетельств о жизни Иисуса Христа.

Вторая – историческая – школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древностей», выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему. В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.

Формирование канона Нового Завета. Термин «Новый завет» возник в качестве противопоставления христианских книг своду священных книг иудеев, принятому христианами в качестве Ветхого (т.е. старого) завета. В Новый завет включены четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), «Деяния апостолов», 21 послание (в.т.ч 14 приписываемых апостолу Павлу) и «Откровение Иоанна». Тематику евангелий составляют жизнь, чудеса и учение Иисуса Христа. «Деяния апостолов» являются рассказом о проповеди христианства среди язычников и иудеев апостолами Петром и Павлом. Приписываемые различным апостолам послания посвящены вопросам вероучения, организации и быта раннехристианских общин. «Откровение Иоанна» повествует о сумбурных «видениях» и пророчествах евангелиста Иоанна относительно грядущего «конца света» и «Страшного суда». За исключением Евангелий и посланий Павла произведения Нового завета и по жанру, и по содержанию слабо связаны друг с другом.

Согласно церковному учению, все включенные в Новый завет писания, составлены либо апостолами, либо их ближайшими учениками (т.е. датируются не позже второй половины I в.) и являются боговдохновенными, т.е. написанными по откровению свыше. Ученые же полагают, что составление вошедших в Новый завет писаний длилось со второй половины I в. в течение как минимум века. Тексты, вошедшие в Новый завет, являются лишь частью обширной христианской литературы I–II вв.

Составление канона Нового завета должно было предотвратить разрастание ересей, а также проложить путь к примирению между церковью и языческой императорской властью. Благодаря начавшемуся с конца II в. процессу установления канона Нового завета был значительно ограничен процесс дальнейшего христианского мифотворчества и определены основы вероучения. Окончательно канон был утвержден Лаодикийским собором 364 г. Однако редактирование текстов отдельных произведений продолжалось и позже. Отбор происходил в борьбе между отдельными общинами и был результатом компромисса между наиболее влиятельными течениями в раннем христианстве.

Распространение христианства. Становление епископальной церкви. Первоначально христианские общины были малочисленными, состоявшими преимущественно из рабов и бедноты. Вплоть до II в. эти общины не имели единого вероучения, их объединяла лишь вера в скорое пришествие спасителя. Христиане не имели четко разработанной догматики и клира. Свои объединения они называли «экклесией» (от греч. «собрание»), а себя – братьями и сестрами. На собрания ранних христиан произносились проповеди и пророчества о скором конце мира и Страшном суде, читались послания. Проповеди произносились в частных домах, под открытым небом, везде, где собирались верующие. Труд считался обязанностью христиан. Деятельность общины осуществлялась за счет добровольных взносов. Большинство христианских общин были очень бедны.

Для организационно-хозяйственной деятельности община выбирала старейшину – пресвитера, а апостолы вводили его в должность (обряд рукоположения). Помощниками пресвитера назначались дьяконы (от греч. «служитель»), среди которых были и женщины. Во II в. из старейшин-пресвитеров выделились высшие должностные лица – епископы. Они могли рукополагать остальных пресвитеров и дьяконов. Выдвижению епископов способствовал приток к христианам людей зажиточных и образованных. Вскоре епископы начинают полностью руководить жизнью христианских общин: они совершали обряд причащения, представляли свою общину в отношении с другими христианскими общинами, могли накладывать наказание на провинившихся.

В III в. во времена гонений на христианство, церковь берет на себя и функцию прощения, т.е. отпущения грехов. Это еще больше отделило клир от основной массы верующих и сделало его положение привилегированным. Кроме того, епископы проводили отбор священных книг. Женщины постепенно были отстранены от церковных должностей, даже низших. Совместные трапезы перестали практиковаться. Складывается порядок богослужения, во время которого клирики читали отрывки из священных писаний. Для собраний христиан стали использоваться особые помещения, где проходили богослужения и обряды. Их называли «кирикаон» (от греч. «дом господний»). В это же время происходит и разрыв с иудейскими традициями. Вместо обрезания вводится водное крещение, празднование субботы переносится на воскресение.

Во II–III вв. христианство распространяется среди людей состоятельных, в том числе и принадлежавшим к самым верхам. Образованная элита создает христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную большинству верующих. В это время христианство распространяется не только в разных социальных слоях, но и в разных провинциях империи. Следует отметить, что на западе империи (за исключением Рима) распространение христианства шло значительно более медленными темпами, чем на востоке.

В III в. особое положение среди епископов той или иной провинции стал занимать епископ общины из главного ее города. Он считался главенствующим над другими епископами и мог созывать поместные соборы. Ведущие епископы стали называться митрополитами. С начала III в. появляются епископы областей – архиепископы. Параллельно увеличивается количество низших церковных чинов – появляются помощники дьяконов, чтецы, разнообразные служки. Церковь превращается в иерархическую многоступенчатую организацию. Однако единства в ней еще не было. С конца II в. претендовать на главенствующую роль в христианстве стали епископы Рима. Однако эти претензии встречали решительный отпор со стороны провинциального клира. В ходе подобных конфликтов руководители общин стали обращаться за помощью к римским властям и даже к императорам. В IV–V вв. завершился процесс становления организации христианской церкви, а сама церковь становится господствующей.

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и связанных с ними обрядов. К концу V в. окончательно сложилось таинство крещения, евхаристии (причащения), во время которого верующий как бы соединяется с Христом. Затем в течение нескольких веков было введено миропомазание (для укрепления жизненной силой Святого Духа, человеку даются силы для новой жизни), елеосвящение (призывается благодать божья, исцеляющая телесные и духовные страдания), брак, покаяние, священство. Кроме развития вероучительных догматов и культовой практики, в период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви: появляется централизация и строгое выполнение предписаний высших должностных лиц церкви.

Официальное признание христианства. Путь, пройденный христианством от непонимания до объявления его государственной религией был очень сложным. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной римским властям. Враждебное отношение к христианам со стороны римских императоров было вызвано тем, что христиане ставили церковь выше государства и, признавая императора как земного правителя, отказывались почитать его как Бога.

В III в. были осуществлены первые серьезные гонения на христиан. Хотя многие приверженцы христианства в результате отказались от своей веры, в целом гонения не ослабили, а даже укрепили христианскую церковь. Со временем, с вхождением в христианские общины представителей высших социальных групп, христианство из силы, которая противостоит императорам, превратилась в фактор политической и социальной стабильности. Глубокий социально-экономический кризис, который в середине III в. поставил Римскую державу на край гибели, создал новые обстоятельства, благоприятные для распространения христианства.

В этих условиях императорская власть ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой идеологией. Нужна была новая религия, понятная и доступная всем народам империи. Былые гонения христианства в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Легализация христианства была осуществлена римским императором Галерием в 311 г. Он издает эдикт, по которому христиане получили право исповедовать свою веру. Миланский эдикт» 313 г. императоров-союзников Константина и Лициния подтвердил и развил постановление Галерия. Христиане получили право открыто отправлять свой культ, церковные организации могли теперь владеть любым имуществом, конфискованное имущество возвращалось христианам. Однако некоторые исследователи ставят под сомнение подлинность этого документа. Эдиктом 324 г. императора Константина было положено превращение христианства в государственную религию. Язычество, в отличие от христианства, объявлялось «неистинной религией».

Однако в течение IV в. христианство еще соседствовало с традиционными культами. Последняя попытка вернуть язычеству его права была сделана при императоре Юлиане-Отступнике (360–363 гг.). Смерть Юлиана положила конец политике реставрации язычества. Последующие императоры уже без исключения поддерживали христианство. Окончательную победу христианство одерживает в конце IV в., когда император Феодосий запретил всякое, публичное и частное, отправление языческих культов. Языческие храмы были разрушены, а их имущество конфисковано, земельные владения передавались христианским церквам. Одновременно происходит процесс превращения бедной апостольской церкви в богатую епископскую. В руках церкви скапливаются огромные богатства. И к началу V в. церковь становится крупнейшим землевладельцем, причем растет богатство не только церковной организации, но и ее руководителей.

В IV в. как своеобразная реакция на участие церкви в мирских делах распространяется монашеское движение. Кроме многочисленных отшельников появляются совестные жилища аскетов – киновии, которые явились зародышами монастырей. Основателем первого монастыря считается Зиновий, бывший солдат римской армии, создавший монастырь на острове на Ниле. Монастыри быстро распространились, особенно на востоке империи. Их благосостояние росло главным образом за счет дарений. В V в. решением Халкидонского собора монастыри стали частью церковной организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 6619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.