Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование нового идеала человека




Дух капитализма и предпринимательства, лежащий в основе новоевропейской культуры, связан со становлением новых идеалов человеческого существования. Одним из ярких представителей культуры Нового времени является буржуа – собственник и предприниматель. Его ориентирами в мире становятся – утилитаризм, карьеризм, прагматизм и практицизм.

Утилитаризм связан с естественным стремлением человека к выгоде и расчету.

Классическим примером морального утилитаризма могут служить наставления одного из «отцов» американской демократии Бенджамина Франклина (1706–1790). Идеал Франклина – человек, который «всем обязан себе самому». Среди основных добродетелей человека он выделяет: воздержанность в еде и питье, немногословность, способность избегать пустых разговоров, от которых нет пользы ни одному из собеседников, порядок; решительность, неукоснительное выполнение того, что решено, бережливость, трудолюбие, искренность, отказ от обмана, справедливость, умеренность, чистота, опрятность в одежде и жилище, спокойствие, целомудрие и скромность. Франклин поучает: «Пустому мешку нелегко стоять прямо, а нуждающемуся человеку всегда поступать честно», подчеркивая, что добродетель напрямую зависит от обогащения. Такого рода нормы, возводимые в ранг добродетелей, по сути, превращаются в средства достижения богатства и низводят моральность к материально-вещному комфорту.

Прагматизм – стремление к достижению непосредственной пользы, материального результата. Для культуры Нового времени характерно видение мира в материальном измерении, стремление к непосредственным материальным ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям. Наибольшее значение имеет земное бытие человека. Провозглашается приоритет материального по отношению к духовному. Отсюда расчетливость, карьеризм – поиск путей социального роста, меркантилизм*, измерение всех ценностей в денежном эквиваленте. Такая ориентация на предпринимательский успех и деловую инициативу, играла не только созидательную, но и разрушительную роль в сфере духа, отбрасывая моральные и эстетические ценности, если они не требовались для достижения непосредственных целей и удовлетворения своих интересов.

 

9. 2. Наука как фе­номен культуры. Классическая наука Нового времени

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука представляет собой познание истины, технологию добычи истинного знания. Объектом научного исследования могут быть фрагменты природы, человек, общество в целом и т.п. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам.

Наука разделяется на множество отраслей знания, которые разли­чаются между собой тем, какую сторону действительности, срез реальности они изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т.д.

Отличительными чертами научного знания являются:

1. Объективность, общезначимость, безличность. В науке признается факт существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. Объективная истина выражается в научном знании в максимально очищенном от личных убеждений и предубеждений ученого виде.

2. Рациональность всех положений и выводов науки. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции и т.д. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений.

3. Воспроизводимость и проверяемость. Любой исследователь, воссоздав условия, в которых был получен какой-либо научный результат, может убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.

4. Логическая строгость, точность и однозначность, логическая взаимосвязь различных элементов научного знания. Часть научных знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями.

5. Критичность. Любое из положений науки должно быть «подсудно» человеческому разуму. Если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются.

Специфика научной деятельности заключается в том, что это, прежде всего исследовательская деятельность, направленная на получение нового научного знания. Наука использует особые средства деятельности – специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы, инструменты, экспериментальные установки.

Научная деятельность есть совместный труд ученых, она предполагает общение между нами, обмен мнениями, обсуждение результатов исследования. Существует профессиональная этика ученых, которая определяет, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Нормами научной деятельности считаются – бескорыстный поиск и отстаивание истины, ориентация на добычу нового знания. Категорически осуждается плагиат, когда ученый выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим за свои; преднамеренное искажение (фальсификация) данных наблюдения и эксперимента.

Как социальный институт наука представляет собой совокупность различных учреждений и организаций – научно-исследовательских институтов, лабораторий, где производится новое научное знание; учебных заведений, готовящих научные кадры. Важную роль играет система научных коммуникаций, обеспечивающая обмен информацией между учеными – научные издания, патентная служба, конференции.

Наука как социальный институт обеспечивает преемственность и развитие научного знания. Становление ученого предполагает усвоение научных знаний, языка науки, умение применять научные методы и средства для описания объективной реальности, освоение особой системы научных ценностей.

В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки (формируется в Древних цивилизациях) и науки в собственном смысле слова (с XVII в.). Конец XVI – начало XVII века – эпоха научной революции. Благодаря открытиям в астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей), физике (Ньютон) меняется представление о мире и оформляется классическая наука, для которой характерны:

- стремление к нахождению абсолютных и окончательных истин, которые уже не могут быть пересмотрены последующими исследованиями;

- создание экспериментального метода познания*; установка на ценность рационализма (приоритета в познании сил разума) и достоверного знания неизбежно выдвигала на первый план значимость опытного, экспериментального исследования (научная революция рождает ученого-экспериментатора, эксперименты которого становятся все более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания);

- идеалом научной теории была классическая механика; любое явление должно было быть объясняемо с помощью представлений и принципов механики; механическая картина мира предполагает принцип элементаризма (всё состоит из неделимых, твёрдых частиц), редукционизма (свойства любой системы выводимы из свойств элементов системы), детерминизма (мир – это часовой механизм, в котором все связано и причинно обусловленно), обратимости законов природы (кем-то запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, неизменяющимся законам, а человек способен познавать эти законы, и, следовательно, познавать абсолютную истину);

- институализация научной деятельности; проникновение научной мысли в образовательные учреждения; появление дисциплинарности как способа разделения труда в науке. Идея методологически регулируемого и контролируемого знания стимулировала создание новых социальных институтов – научных академий, лабораторий, международных контактов ученых. Всего того, что получит название «республики ученых» и превратит науку в социально-значимое явление. (В 1662 г. было создано Лондонское Королевское общество в Англии, 1635 г. – Академия наук в Париже. Основание этих учреждений положило начало институтам, определяющим научные нормы и осуществляющим социальный контроль за их соблюдением).

Открытия в области естествознания, и, в частности, медико-биологических науках (патологической анатомии, гистологии, физиологии, эмбриологии, микробиологии) в незначительной степени способствовали развитию медицинской практики. Клиническая медицина с большим трудом осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей и мышлением врачей, которые до XIX века практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.