Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие архитектуры




С конца XV в. архитектура и искусство белорусских земель испытывали влияние западноевропейского Возрождения. Строительство сооружений общегосударственного характера отходило на второй план перед воздвижением частновладельческих замков и оборонительных культовых сооружений.Менялись тип и характер оборонительного зодчества. Главными художественными (архитектурными) стилями на белорусских землях стали готический, ренессансный, барокко, часто выступавшие в гибридизированных формах, которые стали характерными для культуры Беларуси.

К началу XVII в. в Беларуси насчитывалось около 40 городов. Большинство из них (Полоцк, Витебск, Берестье, Гродно, Могилев, Слуцк, Орша и др.) были защищены крепостными стенами, башнями, земляными валами, рвами. Изменение планировки населенных пунктов началось с центров городов, поскольку возросло их торгово-экономическое значение. Торговая площадь стала ядром всей архитектурно-планировочной структуры, вокруг которого возводились общественные и культовые сооружения. Собственно, города получили два административных центра — замок и торговую площадь; к ним тяготели ратуша, другие административные здания, торговые заведения и т.п. Примером может служить Могилев. В 1604 г. населявшие его 15 тыс. жителей размещались в 2211 домах, а к концу XVII в. здесь была построена оригинальная по своему архитектурному стилю ратуша. Своеобразием облика поражали перестроенные города-крепости Слуцк, Речица, Быхов, Несвиж. Среди традиционных крепостных сооружений выделялись мощные укрепления в Витебске, Борисове, Полоцке. По-прежнему значительную военную и административно-организаторскую роль играли замки (как старые, так и новые), деревянные стены которых заменили каменными.

На рубеже XV—XVI вв. расширилось строительство частновладельческих замков. Концентрированным выражением традиций белорусского замкового зодчества, высшим достижением национального военно-инженерного искусства того времени является замок в Мире (Кореличскийрайон). В разные периоды им владели Ильиничи, Радзивиллы, Витгенштейны, Святополк-Мирские. Под именем замка Горшеков его описал в поэме «Пан Тадеуш» Адам Мицкевич.

Мирский замок строился в несколько этапов, корпуса надстраивались. Достопримечательностью замка-дворца являются башни, украшенные нишами и орнаментальными поясами. В его архитектуре черты поздней готики сочетаются с элементами ренессанса. Замок неоднократно подвергался осаде и разрушению со стороны шведов, французов, армий русских царей, однако всякий раз восстанавливался. В наши дни он вновь реставрируется, впечатляя величием и красотой. Являясь жемчужиной белорусской архитектуры, замок притягивает к себе туристов.

Ряд памятников замкового зодчества первой половины XVI в. содержат элементы, трансформированные из фламандской и нидерландской ренессансной архитектуры. Это не случайно, ибо в их проектировании и строительстве принимали участие голландские архитекторы, инженеры, фортификаторы. Привнесенное ими влияние особенно ощущается в архитектуре Гольшанского замка-дворца, сооруженного в начале XVII в. Знатоки, любуясь им, вспоминают замки под Антверпеном, а современники считали его самым красивым замком на территории Беларуси. Интересен своим архитектурным решением также замок в Любче.

Под влиянием эстетики Ренессанса замковое строительство постепенно трансформировалось в дворцово-замковое. Так, в 1580 г. подвергся перестройке Старый (Королевский) замок в Гродно, ставший резиденцией короля Стефана Батория. В стиле местного ренессанса он был реконструирован архитектором Скота из Пармы.

Позже (в XVII — первой половине XVIII в.) ведущим направлением в искусстве Беларуси стал стиль барокко с присущими ему композиционно сложными сооружениями, пышностью, динамизмом и разнообразием архитектурных форм, декоративной перегруженностью интерьеров. Белорусское барокко представлено многочисленными произведениями архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Первым зданием, построенным в стиле раннего барокко, является иезуитский костел в Несвиже (1584—93), сооруженный по проекту итальянского архитектора Яна М. Бернардони на средства Николая Радзивилла Сиротки. Прототипом послужил главный храм иезуитов Иль Джезу в Риме, созданный по проекту Джакомо делла Порта (ок. 1575—77), — яркий образец раннего итальянского барокко. Черты этого стиля проявляются и в облике дворцов Сапег в Ружанах, Хрептовичей в Щорсах, Радзивиллов в Несвиже, а также проступают в архитектуре культовых зданий — Николаевского собора в Могилеве (конец XVII в.), фарного костела в Гродно (XVII—XVIII вв.), Собора Петра и Павла в Витебске (вторая половина XVIII в.), синагоги в Старом Быхове (середина XVII в.) и других подобных сооружениях. Во многих из них формы барокко сочетаются с национально модифицированным классицизмом (в фасаде здания) или даже рококо. Последний стиль распространился в Беларуси во второй половине XVIII в. и подчас доминировал в сплаве с другими стилями: Дятловский дворец Радзивиллов (середина XVIII в.), Слонимский дворцовый ансамбль М.К. Огинского (1770-е гг.).

Важной вехой в развитии белорусской архитектуры XVII—XVIII вв. стало появление так называемого виленского барокко. Оно сформировалось на местных традициях и оставило след в истории мирового зодчества. Расцвет виленского барокко связывают с творчеством архитектора И.К. Глаубица, много работавшего на белорусской земле, особенно в культовом зодчестве. По его проектам построены костел в Столовичах (Барановичский район, 1740—46), православная Спасская церковь в Могилеве (1756—62), фарный костел в Лиде (1765—70). Вместе с Б. Косинским он разработал проект реконструкции и восстановления полоцкого Софийского собора как униатской церкви (1738—50).

Развитию архитектуры и всей культуры ощутимо содействовали меценаты из числа просвещенных магнатов и городских старост. Так, например, в Гродно и много столетий спустя добрым словом вспоминают старосту Антония Тызенгауза (1733—85). Благодаря ему были построены гостиница, ресторан, кузница, дворец, театрально-музыкальная школа и целый район Городница. За 15 лет (1765—80) в этом районе появилось около 50 зданий различного назначения. В результате Гродно из небольшого и грязного городка превратился в крупный промышленно-торговый и культурный центр, уступавший в ВКЛ, пожалуй, только Вильно. По приглашению А. Тызенгауза здесь работали итальянский архитектор Д. Сака и французский натуралист, хирург и анатом, доктор медицины Ж.-Э. Жилибер.

Развитию городов на территории своих земель содействовали Радзивиллы в Несвиже, Сапеги в Ружанах, Кишки в Любче. Так, в Несвиже по инициативе знаменитого семейства были построены фабрика гобеленов, оранжерея, больница, аптека, дворцово-парковый ансамбль, эрмитаж (1604), зверинец, мастерская художественного литья, театр, музыкальная школа, школа флотских офицеров, кадетский корпус.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.