Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение христианских идей




Искусство мозаики

Кроме скульптуры в художественной культуре эпохи Империи заслуживает особого внимания искусство мозаики, которое получило широкое распространение благодаря интенсивному строительству жилых многоэтажных домов и общественных зданий. Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные Музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н. э. Тогда в качестве исходного материала использовалась речная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло — смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, и чем меньше он был, тем изящнее и богаче выглядело изображение. Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно использовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н. э. в эпоху Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но и помещали огромные мозаичные панно в нижней части стен зданий. Из столицы Империи техника мозаики распространилась в провинции. Так, в больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов было принято покрывать красочными мозаиками. Но в отличие от римской мозаики, для мозаичных композиций так называемого стиля провинциальной живописи были характерны скованность движений, схематизм изображений, монотонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению изображений отводилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадратиков, ромбов и других геометрических фигур. Местом широкого распространения стиля провинциальной живописи стали дома, храмы, гробницы сирийских городов, обнаруженные в Фаюмском оазисе в Египте.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. В первый период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

Внешнее величие Рима, обожествляемые императоры (восточное влияние), — все, что так впечатляло покоренные народы, имело теневую сторону, которая оказалась очень чувствительной для самих римлян.

Путь простого римлянина от "гражданина" к "подданному" был легче, чем путь грека. Еще, будучи гражданами, римляне психологически были готовы к подчинению. Однако с упрочением империи исчезли цели, за которые надо было бороться, проявляя "римский характер".

Росло и чувство неуверенности в завтрашнем дне, усиление зависимости от чужой — императорской — воли, в которую попали все, но которую особо остро переживали аристократы, действительно полноправные в период республики. Как и в эллинистический период греческой истории, в среде простолюдинов стали популярны идеи киников, развиваемые на римской почве Апулеем, Лукианом.

Одновременно, под влиянием Востока, в среде римских низов почитались светила, астрология, магия, демонология, усиливались мистические настроения, которые привели в итоге к торжеству мессианских идей.

Образованная же римская аристократия (как в свое время греческая интеллигенция) была привержена стоицизму. В обществе, где государство выше человека, последнему всегда приходится, несладко. Ответом римской культуры на социальный заказ (чаяния) аристократии стали роман в литературе (как форма, предполагающая развернутую авторскую позицию) и скульптурный портрет, который от погребальной маски вознесся до беспрецедентного в античности уровня психологизма, в котором, по выражению А. И. Герцена, вся история римского падения выражена бровями, лбами, губами. Таким образом, проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианской идеологии.

Римская знать своими руками (такова неумолимая логика истории) создала такое общество и она же стала его первой жертвой, приняв на себя не только главный удар императорских репрессий, но и всю тяжесть утраты обществом свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 2.532 сек.