Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указатель имен 6 страница




30 Ср. меткое замечание О. Демуса. «В византийском искусстве формы сделались разборными, и эта их разборность есть одна из их наиболее характерных, а с западной точки зрения — наиболее полезных черт» (Demus О. Byzantine Art and the West. N. Y., 1970, р. 3).

31 Наиболее широко известный пример — использование для постройки св. Софии восьми мраморных колонн из руин Эфеса и восьми порфировых колонн из руин Баальбека. Некоторые замечания об общеэстетических и культурно-исторических аспектах такой практики см.: Аверинцев С. С. Поэтика византийской литературы. М., 1977, с. 14, 109—121, 142—145 и др.

32 Миллер Т. А. Указ. соч., с. 183.

33 См.: Method. Sympos., 28: «Феофила сказала: „Маркелла, начав свою речь прекрасно, выполнила свое дело не совсем удачно, поэтому попытаюсь я придать ей завершенность (τέλος)“».

34 См.: Plato. Sympos., 185 Е—186А: «Эриксимах сказал: „Поскольку Павсаний, прекрасно начав свою речь, кончил ее не совсем удачно, я попытаюсь придать ей завершенность (τέλος)“».

35 Миллер Т. А. Указ. соч., с. 185.

36 Dempf А. Sacnim Imperium. München; Berlin, 1929, S. 109.

37 Podskalsky D. Byzantinische Reichseschatologie... München, 1972.

38 Как известно, судьба сочинений некоторых весьма почитаемых святых предыдущей эпохи была совсем иной. От многочисленных текстов Александрийского епископа и «священномученика» Дионисия Великого (ум. 264/65) сохранились только «ничтожные остатки» (Altaner B., Stuiber А. Patrologie..., S. 210). Григорий Чудотворец, или Неокесарийский, о котором выше говорилось в связи с его панегириком Оригену, был еще более чтимым святым византийской церкви, но из его сочинений время пощадило тоже немного, причем кое-что — лишь в сирийском переводе.

39 Ср. примеч. 9 Д. Е. Фурмана к: Iulian. Ep. 89a Bidez.— ВДИ, 1970. № 3. с. 228.

40 Ср.: Аверинцев С. С. Император Юлиан и становление «византинизма».— В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с. 79—84.

41 Browning R. The Emperor Julian. L., 1975; Mathew G. Op. cit., p. 49—51.

42 Прежде слово ’Ελληνισμός означало чистоту эллинской речи (в противоположность «солецизму»); реже, как в Септуагинте, т. е. все же за пределами греческой литературы в собственном смысле,— подражание греческим обычаям. У Юлиана оно употреблено в письме 84а для обозначения языческой веры как факта конфессионального. Слово Χριστιανισμός («христианство») широко употреблялось в христианской литературе со времен «апостольских отцов», т. е. с начала II в.; см.: Lampe G. W. H. А Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961, р. 1530.

43 Даже под именем иконоборческого императора Феофила в церковном обиходе дошла стихира на Неделю Ваий.

44 Прозвищем «Отступник» Юлиан обязан прежде всего биографическому факту — в юности принял крещение и был рукоположен в анагноста (низшая ступень в церковной иерархии). Но это само по себе довольно символично. Будущий враг христианства когда-то читал нараспев паремии за богослужением.

44a Поздняя греческая проза. М., 1960, с. 652—654. Пер. Ю. Шульца.

45 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972, с. 189—210.

46 Аверинцев С. С. Византийские эксперименты с жанровой формой классической греческой трагедии.— В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973, с. 255—270.

47 Речь 29. Русский перевод М. Е. Грабарь-Пассек см. в кн.: Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II—V века. М., 1965, с. 33—38.

48 Ср.: Christ W., Schmid W., Stählin O. Geschichte der griechischen Litteratur. 5. Aufl. München, 1913, 2. Teil, 2. Hälfte, S. 830.

49 Ср.: Аверинцев С. С. На перекрестке литературных традиций: (Византийская литература: истоки и творческие принципы).— Вопросы литературы, 1973, № 2, с. 153—155; Соколова Т. М. Византийская сатира.— В кн.: Византийская литература. М., 1974, с. 129—131.

50 Ср.: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. Л., 1976 с. 62.

51—57 Mathew G. Op. cit., p. 50.

58 Знаменитым эдиктом от 17 июля 362 г. христианам воспрещалось преподавание гуманитарных дисциплин на том основании, что интерпретация языческих авторов должна совершаться в духе учения о языческих богах и неотделима от последнего.

59 Сам Ливаний гордо заявляет: «Человека я любил, но властителю не угождал» (Orat. I, 121).

60 Lib. Orat. XXX, 31—39, 46—47 [личные выпады против кого-то из очень высокопоставленных лиц, возможно, комита Востока Прокула, «скверного, ненавистного богам труса и корыстолюбца», «введшего в обман» императора (Ibid., 52—54)].

61 Юлиан намеревался даже перенести свою восточную резиденцию из Антиохии в Тарс, обращался к антиохийцам с неясными угрозами и назначил некоего Александра консуляром провинции Сирии не за какие-либо заслуги, но, напротив, ввиду того, что антиохийцы не заслужили лучшего правителя.

62 Хотя подлинность его переписки с Ливанием сомнительна.

63 АР, XI, 292. Пер. М. Е.Грабарь-Пассек.

64 Как известно, Синесий был учеником Ипатии; ей адресован ряд его писем. С другой стороны, Феофил соединил его с женой, о чем Синесий сам упоминает в письме 105, и рукоположил его в сан епископа.

65 Synes. Ер. 105. Синесий не только выражает нежелание подчиниться обязательному для епископа целибату, но и заявляет о некоторых оговорках по отношению к церковной доктрине: расходясь с последней, он уверен в предшествовании душ и вечности мира, а воскресение мертвых понимает по-своему, более или менее иносказательно.

66 Синесий энергично выступает в этой речи против засилья варваров, т. е. готов,— вопрос первостепенной важности для Константинополя на рубеже IV и V вв.

67 Поздняя греческая проза, с. 611. Пер. С. В. Поляковой.

68 Для понимания не только философской, но и специально эстетической перспективы «Шестоднева» необходимо иметь в виду отразившееся в нем влияние христиански переосмысленной космологии Посидония. См. выше, гл. II.

69 Ср.: Аверинцев С. С. Поэтика..., с. 150—182.

70 Altaner В., Stuiber А. Patrologie..., S. 317. Есть и более ранние датировки, опирающиеся на предполагаемое знакомство с первичным изводом Оригена: Treu U. Physiologus. Frühchristliche Tiersymbolik. В., 1981. S. 113—115.

70a Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968, с. 76. Пер. Т. А. Миллер.

71 Jannius А. Eclogae e Proclo de philosophia Chaldaica. Halis Saxonum, 1891, р. 49—77.

72 Гимн VIII, ст. 1—12.— В кн.: Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 110. Пер. М. Е. Грабарь-Пассек.

73 Гимн IX, ст. 34—54.— Там же, с. 112. Пер. М. Е. Грабарь-Пассек.

74 Даже такой ненавистник христианства, как Порфирий, коллекционировал подобные речения в своем трактате «О философии, почерпаемой из оракулов»; по его словам, «боги возвещают, что Христос был муж благочестивейший и стал бессмертным, и поминают его добрым словом» (это замечание цитирует Августин: De Civitate Dei, XIX, 23). Ср.: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1902, S. 354.

75 Например, в относящихся к Х в., но, по-видимому, воспроизводящих более ранние прототипы (ср.: Лазарев В. В. История византийской живописи. М., 1947, т. 1, с. 80) миниатюрах Парижской псалтири (Bibl. Nat. Gr. 139).

76 АР, IX, 172. См.: Греческая эпиграмма. М., 1960, с. 273. Пер. Л. В. Блуменау.

77 АР, IX, 400. См.: Греческая эпиграмма, с. 268. Пер. Л. В. Блуменау.

78 АР, IX, 441. См.: Там же, с. 268. Пер. Л. В. Блуменау.

79 Подробней о его деятельности см. ниже, гл. VII.

80 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 90—91. Пер. Т. А. Миллер.

81 Единственная опора для датировки — допущение, что общие черты версификации этих поэтов восходят именно к Нонну, а значит, Нонн был их предшественником или, в крайнем случае, современником; что до самого Нонна, то он подражает стихам Григория Назианзина, написанным между 381 и 390 гг., и еще не знает о Беритском землетрясении 529 г.

82 Ср.: Cameron А. Claudian..., р. 4—5.

83 Leipoldt J. Schenute von Atripe. В., 1903.

84 В этом отношении характерна роль бога времени Эона, скидывающего с себя словно змий, «извивы дряхлой чешуи» и обновляющегося «в волнах Закона» — этого «пестрообразного ключаря рождения» (XLI, 179—182; VII, 10, 22—23; XXIV, 266—267; XXXVI, 423; XL, 430—431).

85 Riemschneider M. Der Stil des Nonnos.— In: Aus der byzantinischer Arbeit der DDR. В., 1, S. 49.

86 Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978, 2. Bd. S. 20—21.

87 Пример первого — метафраза псалмов, приписывавшаяся Аполлинарию Лаодикийскому, пример второго — труды Седулия и Пробы.

* Ilias, V, 128.

88 Cantarella R. Poeti bizantini. Milano, 1948, t. 1, р. 63.

89 Батюшков К. Н. Соч. М.; Л., 1934, с. 210.

90 АР, V, 241. См.: Греческая эпиграмма, с. 297. Пер. Л. В. Блуменау.

91 См.: Martiinelli N. Saggio sui carmi greci di Claudiano.— Miscellanea Galbiati, 1951, II, p. 47—76.

92 Во второй песни канона на праздник св. Романа Сладкопевца (Pétridès S. Office inédit de saint Romain le Mélode.— BZ, (1902, II) о поэте говорится: «Родом из евреев (ξ ‛Εβραίων), но ум имел утвержденный (δραΐον), не соделался фарисеем, но сосудом многоценнейшим в тайной сокровищнице...». Ср.: Grosdidier de Matons J. Bomanos le Mélode et les origines de la poésie réligieuse à Byzance. Р., 1977, р. 180—181.

93 Lamprides O. Über Romanos den Meloden — ein veröffentlicher hagiographischer Text.— BZ, 1968, 61, S. 36—39.

94 Hammerschmidt Е. Symbolik des orthodoxen und orientalischen Christentums. Stuttgart, 1962, S. 6—13.

95 Pitra J. В. Analecta Sacra spicilegio Solesmensi parata. Р., 1876, I, р. XXII.

96 Греческое слово «кондакион» означает «палочку», и отсюда, по-видимому, свиток, наматываемый на палочку. В своем терминологическом употреблении оно засвидетельствовано лишь с IX в.; в позднейшем церковном обиходе оно применялось к небольшим песнопениям, по объему и простой структуре не отличающимся от тропаря (ср. также «кондаки», т. е. малые строфы, в акафисте). Этот смысл термина «кондак» не имеет отношения к монументальным богослужебным поэмам Романа Сладкопевца. О жанровой форме кондака-поэмы см.: Maas Р. Das Kontakion.— BZ, 1910, 19; Grosdidier de Matons J. Op. cit, p. 3—35.

97 S. Romani Melodi Cantica Genuina / Ed. by P. Maas, С. А. Trypanis. Oxford, 1963, р. 1.

98 Это относится, например, к густоте, с которой у Романа применяется прием гомеотелевта; это гораздо ближе к прозе Гимерия (характеристику ее см. выше), чем к античной поэтической традиции.

99 См. о нем: Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München. 1959. S. 427—428; Аверинцев С. С. Поэтика... с. 221—236.

100 Впрочем, такое словоупотребление характерно для русской традиции; в Греции тексты, построенные по типу Акафиста, в отличие от собственного Акафиста, т. е. первого образца жанра, предпочитают называть «икосами» (οκοι).

101 См. библиографию этой полемики: Аверинцев С. С. Поэтика... с. 288—289, примеч. 23—30.

102 См.: Huglo M. Ľancienne version de ľhymne Acathiste.— Muséon. 1951, 64; Meersseman G. G. Der Hymnus Akathistos im Abendland.— Spicilegium Freiburgense, 1958, 1—2.

103 Во-первых, трудно вообразить, что столь объемистое и сложное стихотворное произведенье было сочинено и вдобавок разучено певцом (или певцами) всего за один день; во-вторых, очевидно, что «кукулий», отражающий события 626 г., не был первоначальным зачином гимна,— сохранился более ранний «кукулий», сдвинутый в традиционном чинопоследовании на место, обособленное от самого Акафиста, но однородный с последним по ритму, стилю и теме, соединенный с последним общностью рефрена.

104 Krypiakiewicz Р. F. De hymni Acathisti auctore.— BZ, 1909, 18; Dölger F. Die byzantinische Dichtung in der Reinsprache. В., 1958, S. 53—55: Welesz Е. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Beck H. G. Op. cit., S. 427—428.

105 Grosdidier de Matons J. Op. cit., p. 36.

106 S. Romani Melodi Cantica Genuina, p. 473.

107 Разумеется, латинский перевод сам по себе не удерживает ни ритмического облика Акафиста, ни рифмовку его хайретизмов. Однако ученые монахи, знавшие греческий язык, сколь бы малочисленны они ни были, читали подлинник — иначе перевод не мог бы возникнуть. Значит, дверь для информации о византийском опыте парной рифмы была приотворена.

108 Cantarella R. Poeti bizantini. t. 1, р. 101.

109 Georg. Pisid. Bellum Avaricum, II, 3. Пер. М. Л. Гаспарова.

110 См.: Античность и Византия. Пер. Т. А. Миллер.

111 Georg. Pisid. Bellum Avaricum, II, 122—144. Пер. М. Л. Гаспарова.

112 Шляпкин П. Шестоднев Георгия Писиды в славяно-русском переводе 1385 г. СПб., 1882.

113 Georg. Pisid. De vanitate vanitatum, 99—105. Пер. М. Л. Гаспарова.

1 Hunger Н. The Classical Tradition in Byzantine Literature: the Importance of Rhetoric.— In: Byzantium and the Classical Tradition. Birmingham, 1981, р. 35—48.

2 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 4.

3 Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература IV—V вв.— В кн.: Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968, с. 4.

4 Поздняя греческая проза. М., 1961, с. 23.

5 Позднее античное ораторское и эпистолярное искусство. М., 1964, с. 5.

6 История греческой литературы. М., 1960, т. III, с. 214.

7 Там же.

8 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы, с. 4.

9 Petit Р. Les étudiants de Libanius. Un professeur de Faculté et ses élèves au Bas-Empire. Р., 1957.

10 Аверинцев С. С. Византийская литература IV—VII вв.— В кн.: История Византии. т. 1, с. 413.

11 Там же, с. 413—414.

12 См.: Курбатов Г. Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IV в.). Л., 1962, с. 170—196.

13 История греческой литературы, т. III, с. 214; Norman А. F. Libanius Autobiography: texte, traduction, commentaire. Oxford, 1965.

14 Аверинцев С. С. Византийская литература IV—VII вв., с. 414.

15 Puech A. Histoire de la littérature grecque chrétienne. Р., 1930, t. III, p. 15.

16 Puech A. Histoire..., t. III, p. 10—20.

17 Ibid., p. 19.

18 Wilder А. М. Early Christian Rhetorik. Cambridge, 1971. Потребовалось немало времени, чтобы ранняя христианская риторика оценила в полной мере силу эмоционального воздействия слова. Ранние христианские проповедники осуждали языческую риторику не только как «языческую» по существу, но и как «бессодержательную» — за увлечение формой. По Клименту Александрийскому, у языческих ораторов «река слов, но только капля духовного содержания». (PG, t. 8, col. 712 С—713 А).

19 Ehrhard H. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Leipzig, 1937.

20 Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Памятники византийской литературы IV—VI вв., с. 29.

21 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы, с. 85.

22 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 87.

23 Dagron G. Naissance ďune capitale. Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974, р. 451—509; Verosta. St. Johannes Chrysostomus: Staatsphilosoph und Geschichtstheologe. Graz; Wien; Köln, 1960.

24 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 90—91. Пер. Т. А. Миллер.

25 Аверинцев С. С. Византийская литература IV—VII вв., с. 420.

26 Памятники византийской литературы IV—IX веков. с. 94.

27 Hunger H. The Classical Tradition..., р. 40—48.

28 См.: Левченко М. В. Синезий в Константинополе и его речь «О царстве».— УЗ ЛГУ, 1951, № 130, вып. 18.

29 Browning R. Introduction.— In: The Cambridge History of Classical Literature, v. II, p. 6—7.

30 Downey G. Gaza in the early sixth Century. Oklahoma, 1963; Choricii Gazaei Opera / Rec. R. Foerster. Lipsiae, 1929.

31 Browning R. Oratory and Epistolography.— In: The Cambridge History of Classical Literature, v. II, p. 74.

32 Пигулееская Н. В. Феофилакт Симокатта и его «История».— В кн.: Феофилакт Симокатта. История / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1957, с. 10—11.

33 Там же, с. 26.

1 Biondi В. Il diritto romano cristiano. Milano, 1952, I, р. 25 sg.

2 Basilicorum libri LX / Ed. H. J. Scheltema, D. Holwerda, N. van der Wal. Groningen, Djakarta, I954—1970. Издание не закончено. К настоящему времени вышло 14 томов.

3 Schulz F. Geschichte der römischen Rechtswissenschaft. Weimar, 1961, S. 143, 146, 344 f.

4 Collinet P. Histoire de ľécole de droit de Beyrouth. Р., 1925.

5 Wenger L. Die Quellen des römischen Rechts. Wien, 1953, S. 612 f.; Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; Berlin. 1926.

6 Scheltema В. J. Ľenseignement de droit des antecesseurs. Leiden. 1970, р. 4.

7 Scheltema H. J. Ľenseignement..., p. 68—72.

8 Simon D. Aus dem Kodexunterricht des Thalelaios.— ZSSRA, 1970, 87, S. 393 f.

9 Scheltema H. J. Fragmenta Breviarii Codicis а Theodoro Hermopolitano confecti.— Studia Byzantina et Neohellenica Neerlandica. Leiden, 1972, р. 9—35.

10 Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914.

11 Pringsheim F. Beryt und Bologna.— In: Festschrift O. Lenel, 1921, S. 204—285.

12 Simon D. Aus dem Kodexunterricht des Thalelaios.— ZSSRA, 1969, 86, S. 381 f.

13 Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры (VIII—IX вв.). М.; Л., 1961, с. 259—260; Lemerle Р. Le premier humanisme byzantin. Р., 1971, p. 77—96.

14 Например, Дигесты Алфена Вара, Цельза, Юлиана и др., Институции Флорентина, Маркиана и др.

1 Ensslin W. Maximinus und sein Begleiter, der Historiker Priskos.— BNgJb, 1926, 5, S. 1—9.

2 Priscus, fr. 7—8.

3 Ibid., fr. 8.

4 Ibid.

5 Ibid., fr. 3. 4, 6—15.

6 Iordan. Getica, 182.

7 Priscus, fr. 8.

8 Ibid.

9 Iordan. Getica, 182—183; Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960, с. 306, примеч. 513.

10 Priscus, fr. 8.

11 Ibid.

12 Ibid., fr. 1.

13 Ibid., fr. 8.

14 Ibid.

15 Ibid., fr. 10, 14.

16 Ibid., fr. 11.

17 Ibid., fr. 8.

18 Doblhofer E. Byzantinische Diplomaten und östliche Barbaren. Graz, 1955.

19 Procop. В. G., I, 3.

20 Ibid.

21 Procop. В. G., I, 6.

22 Procop. H. a., XVI.

23 Menandr. Excerpt. de legat. Rom., fr. 11, 13.

24 Cassiod. Var., X. 19; ср. X, 22, 24.

25 Procop. В. G., I, 3.

26 Menandr. Excerpt. de legat. gent., p. 133.

27 Joann. Lyd. De magistratibus, II, 15.

28 Ibid., II, 16.

29 Menandr. Excerpt. de legat. gent., p. 133.

30 Procop. В. G., I, I, 6.

31 Ibid.

32 Menandr. Excerpt. de sent., p. 355—357.

33 Кобищанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире (VI —середина VII в.). М., 1980, с. 57—62.

34 Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV— VI вв., М.; Л., 1964. с. 159—160; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в.— ПС, 1961, вып. 8(71), с. 56—59; Kawar J. Byzantium und Kinda.— BZ, 1960, 53. S. 63. Полную сводку научных разногласий по поводу датировки посольства Нонноса см.: Кобищанов Ю. М. Указ. соч., с. 58, 59.

35 Кобищанов Ю. М. Указ. соч., с. 60.

36 Там же. с. 59, 61—62.

37 Там же. с. 62.

38 Malal., p. 457, 458; Theoph., p. 244—245.

39 Theoph., p. 245.

40 Theoph. Вуz., fr. 3; Henning R. Die Einführung der Seidenraupenzucht ins Byzantinerreich.— BZ, 1933, 33. S. 295—312.

41 См.: Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 261 сл.

42 Menandr. Excerpt. de legat. Rom., fr. 3.

43 Ibid.

44 Menandr. Excerpt. de legat gent., fr. 18—20.

45 Ibid.

46 Menandr. Excerpt. de legat. Rom., fr. 8.

47 Ibid.

48 Ibid., fr. 21—22.

49 Ibid., fr. 10, 11, 30, 46.

50 Ibid, fr. 11.

51 Menandr. Excerpt de sent., fr. 20.

52 Ibid., fr. 10.

53 Ibid., fr. 59.

54 Ibid., fr. 11.

55 Ibid., fr. 10.

56 Ibid., fr. 36.

57 Menandr. Excerpt. de legat. gent., fr. 37.

58 Ibid., fr. 41.

59 Ibid.

60 Ibid., fr. 13.

61 Menandr. Excerpt. de legat. Rom., fr. 11, 49.

62 Menandr. Excerpt. de sent., fr. 30; ср. fr. 63.

1 Des Byzantiner Anonymus Kriegswissenschaft.— In: Köchly H., Rüstow W. Griechische Kriegsschriftsteller. 2. Theil: Die Tactiker, 2. Abteilung. Leipzig. 1855. (Далее: Аноним); Кучма В. В. Византийский Аноним VI в.: основные проблемы источников и содержания.— ВВ, 1980, 41.

2 Dain A. Les stratégistes byzantins.— TM, 1967, 2, р. 343.

3 Mauricius. Arta militarǎ. Ediţie criticǎ / Traduçere şi introduçere de H. Mihǎescu.— Scriptores byzantini. 1970, VI. (Далее: Стратегикон).

4 Платон. Соч. М., 1972, т. 3, ч. 2. с. 90: «А ведь самое лучшее — это ни война, ни междоусобия: ужасно, если в них возникнет нужда...».

5 Aeneas Tacticus, Asclepiodotus, Onasander. London, New York, 1923. (Далее: Онасандр).

6 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 309 сл.

7 Кучма В. В. Византийские военные трактаты VI—Х вв. как исторический источник.— ВВ, 1979, 40, с. 74—75.

8 Кучма В. В. К вопросу о социальной сущности «революции» Фоки.— В кн.: ВО. М., 1977.

9 Хотя XII книга «Стратегикона» в целом дает информацию более архаичную, чем та, которая содержится в других частях трактата, обращают на себя внимание случаи явной авторской обработки этой информации. Упоминание славян и антов — один из самых показательных примеров такой обработки. Такая конкретная персонификация противника (на фоне полной безотносительности всего остального материала XII книги) — весомый аргумент в давнем споре о том, кого именно Маврикий считал главным врагом империи.

10 Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1885, ч. V, с. 172.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 346.

1 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Византийская наука и просвещение в IV— VII вв.— В кн.: История Византии. М., 1967, т. 1, с. 379; Vogel К. Byzantine scienсе.—The Cambridge medieval History, v. IV. The Byzantine Empire, pt. II; Government. Church and Civilisation / Ed. J. М. Hussey. Cambridge, 1967, р. 264—265; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978, Bd. 2, S. 221—225, 263.

2 Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949, с. 270; Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 379; Vogel К. Ор. cit., р. 264.

3 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 379; Vogel К. Ор. cit., р. 264, 300.

4 Hunger H. Op. cit., S. 222—223, 225.

5 Tannery Р. Sur les fragments de Héron ďAlexandrie conservés par Proclus.— Mémoires scientifiques, 1912, I, p. 156—167.

6 Тор — геометрическое тело, образуемое вращением круга вокруг не пересекающей его и лежащей в одной с ним плоскости прямой.

7 Tannery P. Ľarithmétique des Grecs dans Pappus.— Mémoires scientifiques, 1912. I, р. 80—105; Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980, с. 179.

8 Vogel К. Ор. cit., р. 265—266; Hunger H. Ор. cit., S. 225, 227; Рожанский И. Д. Указ. соч., с. 179.

9 Hunger H. Ор. cit., S. 226.

10 Darmstädter E. Anthemios und sein «künstliches Erdbeben» in Byzanz.— Philologus, 1933, 88, S. 477—482; Huxley G. L. Anthemius of Tralles. A Study in Later Greek Geometry. Cambridge, Mass., 1959.

11 Tannery P. Eutocius et ses contemporains.— Mémoires scientifiques. 1912, II, р. 118— 136; Hunger Н. Ор. cit., S. 229.

12 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 380; Vogel К. Ор. cit., р. 267; Hunger H. Ор. cit., S. 230.

13 Tannery P. Simplicius et la quadrature du cercle.— Memoires scientifiques, 1915, III, р. 119—130.

14 Vogel К. Ор. cit., р. 266; Hunger H. Ор. cit., S. 221, 228—229.

15 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 380; Hunger H. Op. cit., S. 221.

16 Terzaghi N. Synesios uber das Astrolabion.— In: Synesii Cyrenensis opuscula. Rom, 1944, II/l, S. 132—142.

17 Hunger Н. Ор. cit., S. 227.

18 Ibid., S. 221.

19 Ibid., S. 225.

20 Tannery P. Notes critiques sur le traité de ľastrolabe de Philopon.— Mémoires scientifiques, 1920, IV, р. 241—260.

21 Usener Н. De Stephano Alexandrino. Bonn, 1880, S. 38—54; Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; Berlin, 1926, S. 15; Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. Notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe siècle. Р., 1971, р. 80—81.

22 Tucker J. Ptolemaic Astrology. Sidcup; Kent, 1961; Gundel W. und H. G. Astrologumena. Die astrologische Literatur in der Antike und ihre Geschichte. Wiesbaden, 1966. S. 206—211.

23 Gundel W. und Н. G. Ор. cit., S. 213—215; Hunger Н. Ор. cit., S. 232.

24 Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981, с. 37.

25 Hunger В. Ор. cit., S. 232.

26 Heliodori, ut dicitur, in Paulum Alexandrinum commentarium / Ed. A. Boer. Leipzig, 1962; Hunger Н. Ор. cit., S. 228.

27 Riedinger U. Die Heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie von Origenes bis Johannes von Damaskos. Studien zur Dogmengeschichte und zur Geschichte der Astrologie. Innsbruck, 1956; Hunger H. Op. cit., S. 235—236.

28 Hunger H. Op. cit., S. 233—236.

29 Boll F., Bezold F., Gundel W. Sternglaube und Sterndeutung. Die Geschichte und das Wesen der Astrologie. Stuttgart, 1966; Vogel K. Op. cit., p. 266—267, 296—297.

30 Vogel К. Op. cit., р. 279—281; Hunger H. Op. cit., S. 263; Рожанский И. Д. Указ. соч., с. 4, 14—16, 37—38, 110.

31 Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1974, с. 75.

32 Vogel К. Ор. cit., p. 281.

33 Рожанский И. Д. Указ. соч., с. 186.

34 Vogel К. Ор. cit., р. 267, 280—281.

35 Hunger H. Ор. cit., S. 226—228; Рожанский И. Д. Указ. соч., с. 189—190.

36 Vogel К. Ор. cit., р. 284—285; Рожанский И. Д. Указ. соч., с. 190.

37 Vogel К. Ор. cit., р. 285; Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 384.

38 Hunger Н. Ор. cit., S. 265.

39 Björck G. Apsyrtus. Julianus Africanus et ľHippiatrique grecque. Uppsala; Leipzig, 1944; Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия Х в. / Введ., пер. с греч. и коммент. Е. Э. Липшиц. М.; Л., 1960, с. 232—304, 345—346.

40 Gemoll W. Untersuchungen über die Quellen, den Verfasser und die Abfassungszeit der Geoponica.— Berliner Studien, 1884, I, S. 1—280; Lemerle P. Op. cit., p. 288—291; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979, с. 158, 171, 184—185.

41 Kaimakis D. Der Physiologus nach der ersten Redaktion (Beiträge zur klassisch. Philol., 63). Meisenheim am Glan, 1975; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев..., с. 171.

42 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 384; Hunger H. Op. cit., S. 269—270.

43 Vogel К. Op. cit., р. 286; Hunger Н. Op. cit., S. 263; Рожанский И. Д. Указ. соч. с. 119.

44 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 384: Hunger H. Ор. cit., S. 271—272, 274.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.