Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнокультурная идентификация и стереотипизация 2 страница




 


Рекомендованная к курсу литература

 

Основная литература (Учебники и словари):

 

1. Садохин А. П. Этнология. М., 2000. (63.5я73 // С143).

2. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика М., 1999 (74.65я73 // В676).

4. Краткий этнологический словарь. М., 1994.

5. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1998.

6. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. (63.5я73 // Ч-512).

 

Дополнительная литература:

 

1. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

2. Александриков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. № 3.

3. Алексеев В. П. Этногенез. М., 1986.

4. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998. (67.9(2) // А471)

5. Алексеев М. Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. М., 2001.

6. Андреев И. Л. Мать и дитя в африканской ментальности // Человек. 1999. № 1.

7. Андреев И. Л. Можно ли жениться на внучке? (антропологические парадоксы африканского менталитета) // Вопросы философии. 2001. № 10.

8. Аникеев М. В., Степанов В. В., Сусоколов А. А. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. М.: ИНПО, 1999.

9. Антонов В. И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации // Вестник МГУ. Серия № 7. Философия. 2001. № 2.

10. Арефьева Г. С., Калинин Э. Ю., Люскин М. Б. Постклассический подход к познанию социального и этнического // Философия и общество. 2002. № 1.

11. Арнольдов А. И. Национальные культуры: современное видение. М., 1982.

12. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.

13. Артемьева Т. В., Микешин М. И. Архетипы российского исторического сознания // Человек. 1999. № 1.

14. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

15. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. № 7.

16. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология - цели, методы и некоторые результаты этносоциологического исследования. М., 1984.

17. Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) // Вопросы философии. 1996. № 12.

18. Бабинов Ю. А., Колесов М. С. И.А. Ильин и национальное самосознание русского народа // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.

19. Барзас В. Мы, русские // Нева. 2002. № 1.

20. Белобородова И. Н. Этноним "немец" в России: культурно-политологический аспект // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 2.

21. Белоус В. Г. Русский менталитет // Вопросы философии. 1996. № 5.

22. Бердяев Н. А. О власти пространств над русской душой // Декоративное искусство в СССР. 1990. № 10.

23. Бердяев Н. А. О современном национализме // Философские науки. 1991. № 3.

24. Бердяев Н. А. Россия и мир Запада // Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991.

25. Бицилли П. М. Нация и язык // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1992. Т. 51. № 5.

26. Боринская С. А., Хуснутдинова Э. К. Этногеномика: история с географией. // Человек. 2002. № 1.

27. Борисов С. Б. Символы смерти в русской ментальности // Социологические исследования. 1995. № 2.

28. Бороноев А. О. Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992.

29. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб.1994.

30. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

31. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.

32. Бромлей Ю. С. Очерки теории этноса. М., 1983.

33. Булгакова Т. Д. Похищения шаманских духов // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.

34. Буряковская В. А. Признак этничности в семантике языка (на материале русского и английского языков): Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. к. фил. н./ ВГПУ, Волгоград, 2000.

35. Вартанов А. В., Соколов Е. Н. Семантическое пространство цветовых названий: опыт межъязыкового исследования // РАН. Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5.

36. Василькова В. В. Архетипы в индивидуальном и общественном сознании // Социально-политический журнал. 1996. № 6.

37. Володин А. И. Проблемы национального самосознания в спорах западников и славянофилов // Вестник Высшей школы. 1992. № 7, 8, 9.

38. Во славу России: Евреи в русской культуре: Справочник / Ред.-сост. А. Ф. Козак. М., 1996.

39. Виролайнен М. Н. Типология культурных эпох русской истории // Русская литература. 1991. № 1.

40. Вышеславцев Б. П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.

41. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. М., 1993.

42. Гаспаров Б. Лингвистика национального самосознания // Логос. 1999. № 4.

43. Гачев Г. Д. Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997. (87.667 //Г247)

44. Гачев Г. Д. Вещают вещи. Мыслят образы. М., 2000.

45. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М., 1998.

46. Гачев Г. Д. Национальные образы мира // Вопросы литературы. 1987. № 10.

47. Гачев Г. Д. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. 1994. № 12.

48. Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону, 1992. (87.667 // Г247)

49. Гачев Г. Д. Образы Индии (опыты экзистенциальной культурологии). М., 1993.

50. Геллер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.

51. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998.

52. Гобино Ж. О неравенстве человеческих рас // Философские науки. 1996. № 1-4.

53. Гобозов Ф. И. Проблемы регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. 2001. № 1.

54. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1.

55. Грудинкин А. Неужели японцы думают по-другому? Да! // Знание-сила. 2001. № 8.

56. Гудков В. П. Стереотип России и русских в сербской литературе // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2001. № 2.

57. Гудков Л. Д. Русское национальное самосознание как китч // Человек. 1998. № 1.

58. Гудков Л. Д. Феномен "простоты" (о национальном сознании русских) // Человек. 1991. № 1.

59. Гумилёв Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

60. Гуревич А. Я. Изучение ментальностей - социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография. 1988. № 6.

61. Гусейнов Г. Ч., Драгунский Д. В. Национальный вопрос: попытка ответа // Вопросы философии. 1989. № 6.

62. Гучинова Э. Калмыки в США: калейдоскоп идентичностей // Этнографическое обозрение. 2000. № 4.

63. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

64. Данилевский Р. Ю. Германия в зеркале русской культуры (новые исследования и публикации) // Русская литература. 2001. № 3.

65. Данилевский Р. Ю. Русские и немцы: тысяча лет общения // Русская литература. 1994. № 1.

66. Данченко В. А. Проблемы психической культуры и межкультурные контакты // Философские науки. 1990. № 10.

67. Делюсин Л. Путешествие в русскую культуру (Рецензия на книгу: Гао Ман. Последний приют, Пекин, 2000. 225 с.) // Вопросы литературы. Март-апрель. 2001.

68. Демин Л. М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний. М., 1999 (87.667я7 // Д306).

69. Дилигенский Г. Г. «Запад» в российском общественном сознании // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 5.

70. Дильман А., Седова Н. Н. Сегодня и завтра российских немцев: Опыт этносоциологического исследования. Волгоград, 1993.

71. Дмитриев М. В., Словиньский М. Дурак - история образа и мотива // Вопросы истории. 1994. № 8.

72. Добровольский Д. О. Национально-культурная специфика во фразеологии // Вопросы языкознания. 1998. № 6.

73. Драгунский Д. Ф. Навязанная этничность // Политологические исследования. 1993. № 3, 5.

74. Дунаев М. Да будет всё едино: О своеобразии русского национального самосознания: Философское исследование // Слово. 1992. № 7.

75. Елистратов В. С. "Сниженный язык" и "национальный характер" // Вопросы философии. 1998. № 10.

76. Есипова М. В. Музыкальное видение мира и идеал китайской культуры // Вопросы философии. 1994. № 6.

77. Жидков В. С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб., 2001.

78. Жовтун Д. Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

79. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.

80. Здравомыслов А. Г. Россия и русские в современном немецком самосознании // ОНС: Общественные науки и современность. 2001. № 4.

81. Здравомыслов А. Образы русских в немецком самосознании // Свободная мысль - ХХI. 2001. № 1.

82. Здравомыслова О. М. "Русская идея": антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 4.

83. Земсков В. Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях) // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 5.

84. Иваницкая Е. Дедушка надвое сказал: К проблеме преодоления ментальных мифологем в процессе обновления самоидентификации // Знамя. 1993. № 12.

85. Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. № 6.

86. Идея смерти в российском менталитете / Под ред. Ю. В. Хен. СПб., 2000.

87. Исупов К. Г. Русская мысль о смерти // Ступени. Философский журнал. 1993. № 1 (7).

88. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М. Наука.1994.

89. Кантор В. К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. № 5.

90. Кантор В. К. Феномен "русского европейца" // Человек. 1999. № 4.

91. Карапетьянц А. М. Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской. // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 1.

92. Карасёв Л. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. № 8.

93. Карлов В. В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки) // Этнографическое обозрение. 2000. № 4.

94. Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1992.

95. Кемеров В. Е., Коновалова Н. П. Восток и Запад: Судьба диалога. Исследования, хрестоматия, комментарии. Екатеринбург, 1999.

96. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении "своих" и "чужих" // Социологические исследования. 2000. № 12.

97. Кондаков И. В. Архитектоника русской культуры // ОНС: Общественные науки и современность. 1999. № 1.

98. Кондаков И. В. «Double translation»: русская культура в эмигрантском дискурсе (культурно-психологический эффект «разрыва») // Мир психологии. 2000. № 3.

99. Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

100. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996. (87.6 // К669)

101. Крадин Н. Н. Кочевники в мировом историческом процессе // Философия и общество. 2001. № 2.

102. Краснянский Д. Е. К категориям "нация" и "этнос" // Философия и общество. 1998. № 6.

103. Кромбет Г. Г. Проблемы философии национального самосознания // Вопросы философии. 1982. № 6.

104. Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М.: Наука, 1988.

105. Латова Н. В. Чему учит сказка? (О российской ментальности) // ОНС: Общественные науки и современность. 2002. № 2.

106. Латова Н. В., Латов Ю. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // ОНС: Общественные науки и современность. 2001. № 4.

107. Лашук Л. П. Понятие узла этнографического процесса в современном освещении // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.

108. Лашук Л. П. Преемственность и преобразование в историческом развитии этноса // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.

109. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., 1999.

110. Лебедева О. Б., Янушкевич А. С. Германия в зеркале русской словесной культуры XIX-начала XX века. Köln, Weimar, Wien, Böhlau Verlag, 2000.

111. Лесная Л. В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.

112. Лихачёв Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.

113. Лопухова О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. № 5.

114. Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. 1 -2. М., 1990.

115. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.

116. Люкс Л. "Особые пути" - пути в никуда? - О крахе особых путей России и Германии в ХХ веке // Вопросы философии. 2001. № 12.

117. Мамедова Е. В. Этнокультура в системе социальной регуляции // Философские науки. 1999. № 3, 4.

118. Мамонова М. А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М., 1991.

119. Мапельман В. М. Этническое измерение глобально-космических проектов // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. №1.

120. Марк Хонг. Успешный опыт Сингапура в создании национальной идентичности // Философские науки. 2000. № 3.

121. Марченко Т. Мирообраз Германии // Вопросы литературы. 2001. июль-август.

122. Маслова Т. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах Х1Х - начала ХХ веков. М., 1984.

123. Маяцкий М. Старшие братья по разуму. Лечим африканской философией. Комплекс русской исключительности // Логос. 1999. № 1.

124. Мильдон В. И. "Сказка - ложь" (вечно женственное на русской земле) // Вопросы философии. 2001. № 5.

125. Мильдон В. И. Миллениумы русский и западный: образы эсхатологии // Вопросы философии. 2000. № 7.

126. Михайлов В. А. Принцип "воронки", или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. 1993. № 5.

127. Мнакацанян М. О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социологические исследования. 1999. № 9.

128. Мыльников А. С. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм // Гуманитарий: Ежегодник. СПб., 1996. № 1.

129. Немцы о русских. М., 1995.

130. Непомнящая К. "Высокое" и "низкое" в российской и американской культурах // ОНС: Общественные науки и современность. 1993. № 1.

131. Нестеров А. Автоперевод как автокомментарий // Иностранная литература. 2001. № 7.

132. Нитобург Э. Л. Русские в Америке – интеграция или ассимиляция? // Этнографическое обозрение. 2001. № 6.

133. О России и русской философской культуре. М., 1990.

134. Панарин А. С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. № 12.

135. Петренко В. Ф., Сурманидзе Л. Д. Исследования стереотипов обыденного сознания методами психосемантики // Этнографическое обозрение. 1994. № 6.

136. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ - ХI вв. М., 1995.

137. Платонова Д. В. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // ОНС: Общественные науки и современность. 2001. № 3.

138. Плотников Н. Deutschland? Aber wo ligt es? Заметки о философии немецкой жизни. М., 2000.

139. Покровский Н. Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) // Социологические исследования. 2000. № 6.

140. Поляков Л. Логика «русской идеи» // ОНС: Общественные науки и современность. 1992. № 3.

141. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы // Социологические исследования. 1997. № 1.

142. Проблема национальной идентичности в литературе и гуманитарных науках ХХ в.: Лекции и материалы Зимней школы. Воронеж, 2000.

143. Путилов В. С. Проблемы русской нации // Вестник МГУ. Сер. 12. 1998. № 6.

144. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросснационального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. 2000. № 11.

145. Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы: Ежегодник. М., 1993.

146. Рахманкулова Н. Ф. Ценности и возникновение национальной философской традиции (Индия и Китай) // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2000. № 1.

147. Редель А. И. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

148. Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4.

149. Робакидзе Григол. Ощущение бытия на Востоке и на Западе // Дружба народов. 2001. № 9.

150. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. №. 1.

151. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. 1992. № 6.

152. Русские (этносоциологические очерки). М., 1992.

153. Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5.

154. Рыбаков С. Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнографическое обозрение. 2000. № 5.

155. Рыбаков С. Е. Судьбы теории этноса // Этнографическое обозрение. 2001. № 1.

156. Рябов О. В. "Mother Russia": гендерный аспект образа России в западной историософии // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 4.

157. Савва М. В. Этнический статус в идеологии и политике // Политологические исследования. 1999. № 4.

158. Савина Е. А., Дягтеренко Л. Ю. Житейская психология в русских пословицах и поговорках // Человек. 2001. № 5.

159. Самсонова Т. Н. Российские реформы и колебания национального самосознания // Социально-политический журнал. 1998. № 6.

160. Сашпиев И. М. Самоопределение народов: анализ идейно-политических подходов // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.

161. Седов Л. А. Место русской культуры среди мировых культур // Политологические исследования. 1994. № 4.

162. Седов Л. Пестрая душа (опыт типологии культур по отношению к смерти) // Родина. 1992. № 1.

163. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1995.

164. Сиземская И. Социалистическая утопия как архетип русской мысли // Свободная мысль - ХХI. 2001. № 8.

165. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.

166. Симпсон Дж., Ингер Дж. М. Социология расовых и этнических отношений // Американская социология сегодня: Проблемы и перспективы. М. 1965.

167. Слагаемые русской нации // Родина. 1994. № 10, 11.

168. Соколовский С. В. К дискуссии о самоопределении народов // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.

169. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

170. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.

171. Сорокин Ю. А. Речевые маркеры этнических институциональных портретов и автопортретов (Какими мы видим себя и других) // Вопросы языкознания. 1995. № 6.

172. Специфика России глазами немецкого ученого // ОНС: Общественные науки и современность. 2001. № 4.

173. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Вып I. М., 1998.

174. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996.

175. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

176. Тиме Г. А. Немецкий «миф» о Толстом и Ф. Достоевском первой трети ХХ века (русско-немецкий диалог как опыт мифотворчества) // Русская литература. 2001. № 3.

177. Типология культуры. Взаимодействие культур. Тарту, 1982.

178. Традиционная пища как выражение национального самосознания. М., 2001.

179. Уследов А. Русская идея как феномен национального самосознания // Вестник высшей школы. 1992. № 7, 8, 9.

180. Уфимцева Н. В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Известия РАН ИАН. Серия литературы и языка. Т. 54. 1995. № 3.

181. Федотов Г. П. Лицо России // Вопросы философии. 1990. № 8.

182. Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Русская идея. М., 1992.

183. Федотова В. Г. Россия, Запад, Восток // Философские науки. 2002. № 1.

184. Филатов С. Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Политологические исследования. 1999. № 5.

185. Фрай Р. Персидское наследство. Духовное своеобразие иранского народа // Родина. 2001. Май.

186. Хотинец В. Ю. О содержании и соотношении понятий "этническая самоидентификация" и "этническое самосознание" // Социологические исследования.1999. № 9.

187. Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. № 5.

188. Чалоян В. К. Восток – Запад. М., 1979.

189. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М. Наука, 1985.

190. Чернейко Л. О., Хо Сон Тэ. Концепты жизнь и смерть как фрагменты русской языковой картины мира // Филологические науки. 2001. № 5.

191. Черносвитов П. Ю. Герои нашего времени, или об особенностях национальной ментальности // Человек. 1999. № 6.

192. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. (63.5я73 // Ч-512)

193. Чеснов Ян. Над чем смеются чеченцы? // Знание-сила. 2001. № 7.

194. Чхартишвили Г. Образ японца в русской литературе // Знание - сила. 1996. № 9.

195. Шадже А. Ю. Права человека и права этноса (методологические замечания) // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.

196. Шадже А. Ю. Этноэкология и проблемы выживания человечества // Социально-политический журнал. 1996. № 6.

197. Шаповалов В. Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 1.

198. Шкалина Г. Е., Королева-Конопляная Г. И. Национальное: между идеологией и культурой // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

199. Шлегель К. Немецкий образ России в период первой трети ХХ столетия: попытка реконструкции // Вопросы философии. 1994. № 5.

200. Шлёндер Бернд, Дугина Елена. Кросскультурное исследование ценностных индивидуальных и групповых ориентаций // Иностранная психология. 2001. № 14.

201. Щеглова Л. В. Судьбы российского самопознания (П. Я. Чаадаев и Н. В. Гоголь). Волгоград, 2000.

202. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.

203. Щукин В. Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. № 4.

204. Этническая психология и общество. М., 1997.

205. Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

206. Этнический фундамент населения России // Социологические исследования. 2001. № 4.

207. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.

208. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М. Наука. 1988.

209. Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.

210. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

211. Юнг К. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. 1988. № 10.

212. Языки культур и проблемы переводимости. М., 1987.

213. Яковлев Е. Г. Заглянуть в самую бездну: о некоторых онтологических чертах русского духа // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1994. № 2.

214. Яковлева Е. С. О некоторых моделях пространства в русской картине мира // Вопросы языкознания. 1993. № 4.

215. Янов А. Л. От "патриотизма" к национальному самоуничтожению // ОНС: Общественные науки и современность. 1998. № 6.

216. Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. М., 1999. (Серия «Внимание: иностранцы!»).

 


 

Терминологический словарь

 

АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны».

АВТОНОМИЗАЦИЯ – становление самобытности, уникальности этноса

АВТОНОМИЯ – в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций.

АВТОСТЕРЕОТИПЫ – устойчивые представления этноса о своих качествах.

АВТОХТОННОЕ НАСЕЛЕНИЕ – первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.

АДАПТАЦИЯ – приспособление строения и функций организмов к условиям существования.

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс усвоения одной этнической группой норм, традиций, культурных ценностей другой этнической группы. Как правило, аккультурация свойственна для малочисленных этнических меньшинств, проживающих в тесном контакте или в одном государстве с крупным этносом. Бывает естественной и насильственной. Следует отличать от ассимиляции. При аккультурации этнический коллектив сохраняет собственную этническую идентичность, этическое самосознание. В процессе аккультурации формируется явление бикультурализма и билингвизма.

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

АКМАТИЧЕСКАЯ ФАЗА – у Л. Гумилева – вторая фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает максимума, период гражданских войн и смут.

АНКЛАВ – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.

АНТРОПОГЕНЕЗ – раздел антропологии – учение о происхождении человека.

АНТРОПОЛОГИЯ – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию.

АПАРТЕИД – принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.

АРЕАЛ – область распространения на земной поверхности какого-либо явления, видов животных, растений, полезных ископаемых и т. п.

АРХЕТИП – неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т. д.

АССИМИЛЯЦИЯ – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий. Нередко ассимиляции подвергаются не завоеванные этносы, а завоеватели, рассеиваясь по значительной территории мелкими группами и сливаясь с местным населением. (Так, группы, завоевавшие в IV в. территорию Северного Кавказа и создавшие в V в. мощное объединение типа союза племен, в VI в. исчезают как этнос, ассимилированные местным населением.) Ассимиляция сыграла чрезвычайно важную роль в становлении этнической структуры современного человечества: практически все этносы в той или иной степени участвовали в ассимиляционных процессах.

БИКУЛЬТУРАЛИЗМ – своеобразный сплав культур различных этносов, возникающий, как правило, в результате аккультурации, при котором между разнородными этническими элементами возникает своеобразное разделение сфер влияния.

БИЛИНГВИЗМ – функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; отличается от простого знания еще одного языка наравне с родным и предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.

ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

ГЕНОЦИД – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

ГЕРМЕНЕВТИКА – истолкование культурных текстов, среди которых могут быть не только письменные источники, но и любые предметы и явления культуры.

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ – неоднородность по составу.

ГЕТТО – первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обозначение района города, в котором селятся определенные этнические меньшинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дискомфорт в иноэтническом окружении.

ГОМЕОСТАЗ (этнический) – этнос, находящийся в равновесии с природой.

ГОМОГЕННОСТЬ – однородность по составу.

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении, закономерностях его развития, структуре и распределении на определенных территориях.

ДЕПОРТАЦИЯ – насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания.

ДЕСЕГРЕГАЦИЯ - отмена, устранение сегрегации, отказ от политики, разделяющей население по расовому признаку.

ДЕЭТНИЗАЦИЯ – процесс потери народом или его отдельными представителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем – национального самосознания и этнической идентификации.

ДИАСПОРА – пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения.

ДИАХРОНИЯ – эволюция, смена состояний во времени.

ДИСКРИМИНАЦИЯ – ограничение или лишение прав определенной категории граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.