Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Сегодня науки о культуре переживают своеобразный бум




Сегодня науки о культуре переживают своеобразный бум. Издается множество культурологических исследований и учебных пособий. Культурология уверенно институциализуется как академическая наука и учебная дисциплина, а само слово «культура» является, пожалуй, самым многозначным и наиболее часто употребляемым в гуманитарном знании. Однако при этом сохраняется полная неопределенность терминов и понятий, в том числе и самых базовых. Можно сказать, что в трактовке самого понятия культуры, его границ и содержания царит ничем не сдерживаемый произвол.

Одно лишь количество определений культуры уже перевалило за триста, если не за четыреста. Проделана даже специальная работа по сортировке этих определений по темам: определения нормативные, генетические, психологические, описательные, исторические.... Складывается впечатление, что культура — это ВСЕ, т.е., вся совокупность проявлений человеческого мышления и деятельности.... Или, как гласит одно из определений: культура — это специфически человеческий способ бытия.

И действительно, стихийно складывающийся в нынешней ситуации образ понятия «культура» тяготеет к, так сказать, суммативно-абстрактному. Не будучи четко определено в своем содержании, слово «культура» постоянно присоединяет к себе все больше и больше новых значений, а нередко заменяет и вытесняет старые. Например, в современном гуманитарном дискурсе оно нередко заменяет слово «общество».

Можно сказать, что «культура» уже пополнила собой и без того немалый список безразмерно-абстрактных терминов типа «развитие», | «контекст», «структура», «картина мира» и др. Все примерно понимают, о чем идет речь в каждом конкретном случае, но первичная содержательная основа всякий раз ускользает. (О причинах, по которым современная постмодернистская неклассическая наука в принципе отказалась от поисков субстанциональных оснований, - разговор особый.)

Предлагая новую (очередную) концепцию культуры, мы прекрасно сознаем, что любые попытки установить некие новые и общеобязательные правила научных игр для постмодернистов или поисков истины для классиков заведомо несостоятельны. Понятия и значения живут собственной жизнью. Наша концепция — не более чем инструмент для объяснения того, что другие концепции объясняют либо не вполне удовлетворительно, либо не объясняют вовсе. Поэтому мы и сочли возможным не заниматься в нашей книге критическим анализом «соседних» концепций, а также полемикой с нашими методологическими оппонентами. Такое размежевание позиций было бы необходимо, если бы мы утверждали наше понимание культуры как некоей заново ограничиваемой частной сферы. В этом случае стал бы вопрос о том, что входит в содержание понятия «культура», а что из содержащегося в других определениях остается за рамками. Мы, однако, не намерены исключать из сферы культуры ничего, что было отнесено к ней другими концепциями. Мы лишь стремимся внести в этот суммативно-абстрактный корпус представлений о культуре черты системности и конкретности.

Здесь сразу же возникает вопрос: что может служить таким всеобще-конкретным основанием для столь пугающе пестрого и разнородного материала, который в своей совокупности есть ВСЕ? В поисках ответа мы пришли к убеждению, что такой всеобще-конкретной основой выступает СМЫСЛ.

Человек живет в пространстве смыслов. Все и всяческие сущности при всех их разнообразнейших различениях, едины в том, что являются продуктами смыслополагания. А то, что находится за пределами смыслополагания — не может быть даже предметом мышления, не говоря уже о дискурсивном анализе. Поэтому и культура, в сколь угодно широком ее понимании, есть результат действия законов смыслообразования. Именно принадлежность к единому смысловому пространству объединяет повседневную жизнь отдельного человека и историческую практику, интеллектуальную рефлексию и бессознательную память социального коллектива, а также великое множество иных проявлений человеческой активности в сплошной континуум культуры. Говоря о предметном теле культуры, следует иметь в виду, что мы всегда имеем дело не с предметным телом как таковым, или единичными предметными объектами, а только лишь с репрезентирующими их смыслами.

Соответственно, культурология понимается нами прежде всего как наука о смыслах. С нашей точки зрения, законы смыслообразования и оформления, закрепления и трансляции смыслов есть первичное основание всех бесчисленных феноменов, совокупно образующих культурный универсум.... При этом хотелось бы отметить, что, следуя системным методам, авторы вполне сознательно идут как бы против течения сегодняшней методологической моды с ее диктатом неклассических парадигм, программным локализмом и принципиальной антисистемностью. Признавая такое положение вещей вполне закономерным, мы все же склонны считать стремление к целостно организованному пониманию реальности неистребимой чертой человеческого сознания, что уже само по себе хотя бы частично оправдывает системную парадигму, даже независимо от приносимых ей результатов. Культурология уже в силу самого характера своего предмета в каком-то смысле обречена на системность, если, конечно, она не желает замыкаться в сфере частных межпредметных наблюдений. Да и не так легко привыкнуть к мысли, что мир рационален и познаваем в своих отдельных фрагментах, но иррационален и бессмыслен в целом, равно как и к положению, что целое вообще не существует. Да, системы имеют свойство рушиться, но их обломки всегда оказываются чрезвычайно полезны, и в первую очередь для самих разрушителей.

Соответственно, целью нашей работы является не исчерпание бесконечной предметной сферы науки о культуре, а попытка установления структурной связи между областями и уровнями общекультурного целого, поскольку именно разрозненность и разнокачественность этих областей и уровней создает образ непостижимого и текуче-изменчивого хаоса....

Но любая теоретическая модель, не вскрывающая обязательность внутренних связей, сама не является обязательной. А частные и необязательные связи создают лишь иллюзию понимания. Поэтому, прежде чем приступить к разворачиванию предлагаемой концепции, необходимо все же сделать несколько вводных замечаний.

* * *

Прежде всего следует начать с некоего предварительного, пусть терминологически нестрогого, рабочего определения культуры. Исходя из обозначенной выше посылки, культура есть система всеобщих принципов смыслообразования, и самих феноменологических продуктов этого смыслообразования, в совокупности определяющих иноприродный характер человеческого бытия.

Теперь можно пояснить некоторые основные моменты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.