Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология как наука о смыслах




Всеобщность культуры определяется тем, что в ней нет ничего, что не содержалось бы в человеческой ментальности. (Под ментальностью мы понимаем всю совокупность актов мышления, как сознательных, так и бессознательных, как эксплицированных, так и имплицитных.) За пределами культуры может лежать только то, что в принципе непомышляемо ее субъектом. Субъект культуры, таким образом, столь же неотделим от смыслового потенциала культуры, в которую он погружен, как и от своих природных оснований. На основании этого, в качестве одной из важнейших базовых посылок выводится принцип изоморфизма культуры (в ее опредмеченных формах) и ментальности. Изоморфизм, однако, не означает тождества, по примеру тождества бытия и мышления в философии немецкого классического идеализма. Изоморфизм с необходимостью не предполагает здесь даже и прямого параллелизма. Структура превращенно-инобытийственных отношений выглядит намного сложнее и познается через категорию СМЫСЛА. Что же в данном случае понимается под смыслом? В отличие от лингвистики или искусствознания данный культурологический дискурс абстрагируется от всяких частных языковых систем и, по возможности, от своих собственных. Предмет культурологии и находится как бы посредине между миром переживаемых прафеноменов и миром их инобытийственных семиотических эквивалентов. Эта промежуточная сущность и есть смысл. Смысл динамичен. Организуясь в завершенные ноуменальные структуры, смыслы опредмечиваются, застывая в конечных и единичных формах, образующих предметное тело культуры и отправной пункт для дальнейшего смыслообразования. Такое понимание смысла разводит культурологию и с семиотикой, к опыту которой, впрочем, не раз придется обращаться. Вообще, такое срединное, промежуточное положение предмета изначально делает культурологию междисциплинарной наукой, совершающей необходимые экскурсы в сферы предметных наук. Надо отметить, что такие экскурсы, однако, не обязывают культурологию однозначно принимать методы, онтологические посылки и дискурсивные процедуры этих частных предметных наук. Своего собственного понятийно-терминологического аппарата культурология на сегодняшний день не имеет, что отчасти оправдывает известную эклектику языка. Впрочем, эклектика сегодня большим грехом не считается.

Предлагаемая в этой книге теоретическая модель культуры как системы носит постулативный характер. Особенностью таких, достаточно известных в истории науки, моделей является то, что они не являются выводимыми. Критерием теоретической модели подобного типа выступает не соответствие междисциплинарной теории основаниям и методам отдельных, входящих в нее наук, но внутренняя непротиворечивость и монистичность исходных посылок, а также ее совокупный гносеологический потенциал. Невыводимость базовых оснований связана и с тем, что сам предмет исследования по самой своей природе представляет собой не столько те или иные типы дискретных феноменов, сколько связи и отношения. Следовательно, сущность этого предмета лежит над уровнем каузальной причинности, в сфере неких аксиоматических данностей, которые не могут быть верифицированы на основании своих собственных производных — причинно-следственных цепей. Таким образом, основными критериями выдвигаемой теоретической модели являются внутренняя непротиворечивость и объяснительный потенциал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.