Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резюме к главе I




В культуре нет ничего, что не содержалось бы в человеческой ментальности. Изоморфизм и единосущность культуры и ментальности обеспечиваются связанностью этих сущностей в едином смысловом пространстве. Единичный смысл — квант культурологического анализа. Смысл — это дискретизованное переживаемое в сознании значение, способное быть объективированным посредством выражения в кодификационных системах культуры.

Рассмотрение культурного универсума не как механической экспликации душевно-психических процессов, а в качестве их изоморфных корреляций указывает на очевидное существование некоего общего метатекста, выявляемого анализом разноуровневых текстов культуры.

Структурная матрица этого метатекста может быть обозначена как великий триадический принцип, перманентно воспроизводящийся на всех уровнях культурной реальности. Маркированный метамифологемой рай первозданный —рай потерянный — рай обретённый, этот триадический принцип, выступая структурным паттерном смыслообразования, связывает вечно актуальное имманентное дуализованное пространство культуры с запредельными культуре берегами трансцендентного.

Обрисовывая в самом общем, предварительном и упрощённом виде основные структурные закономерности дуального смыслополагания, мы выделяем следующие моменты.

Первичным условием становления всякой дуальной оппозиции является симметрийное полагание относительно равновесных ниш в том или ином онтологическом срезе, которое предшествует заполнению этих ниш семантическими элементами оппозиции. При этом семантическая симметрия сочетается с аксиологической асимметрией, т.е. сами ниши и, соответственно, семантические элементы, их заполняющие, различаются противоположной ценностной отмеченностью. Семантические и аксиологические связи выступают интенциональными осями симметрийных отношений, связывающих элементы оппозиции с переживающим сознанием в системе единых структурных отношений. Двумя ключевыми принципами структурного оперирования при этом выступают инверсия и медиация. Инверсия — принцип, основанный на полярной перекодировке элементов оппозиции относительно статичной позиции переживающего сознания по семантической или аксиологической осям. Медиация — принцип продуктивно-инновационного образования синтетических промежуточных значений на основании “иррадиации” смысловых элементов в экзистенциальное пространство самого переживающего сознания.

Инверсия и медиация — универсальные принципы оперирования и смыслообразования в системе дуальных оппозиций, что обуславливает многократное обращение к рассмотренным категориям в дальнейшем. Но уже на этой самой предварительной стадии рассмотрения важно отметить, что инверсионный способ более рецессивен, поскольку основан на тенденции к блокировке распада синкрезиса и минимализации изменений. Медиация, напротив, есть принцип формирования новых смысловых конструкций на основе продуктивного синтезирования.

Разумеется, все приводимые здесь тезисы страдают фрагментарностью и онтологической неполнотой. Однако это неизбежно, ибо попытка хотя бы относительного приближения к построению целостного образа культурно-генетического и смыслообразовательного процесса требует оперирования со сверхплотными и концентрированными понятийно-терминологическими структурами, элементы которых с неизбежностью должны быть предварительно развёрнуты как таковые в своём содержании в последовательном виде, лишь фрагментарно манифестируя частные проекции целого. Поэтому здесь и далее мы вынуждены, ввиду самой линейной природы дискурса, “разложить” целостную и “симультанную” структуру культуры и смыслогенеза на сумму последовательно описываемых составляющих, стараясь, по возможности, всякий раз возвращаться к попытке приближения к органистической структуре целого.


глава II

ПЕРВОТЕКТОН

И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО

СМЫСЛОПОЛАГАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.