КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип иерархииПрименение принципа структурно-семантического каталога опирается прежде всего на изоморфизм ментальности и реальности в рамках общекультурного целого. Этот изоморфизм и проистекающая из него фрактальность различных структурно-онтологических срезов как ментальности, так и реальности основан на едином механизме образования последовательных семантико-семиотических цепей бинарных смысловых конструкций, выстраиваемых по принципу трансцендирующей прогрессии партисипационного переживания. При этом всеобщей формой организации такой прогрессии выступает принцип иерархии. Потенциальная энергия партисипационного переживания, условно взятая за некую конечную величину, как бы растягивается, рассредоточивается по цепочке промежуточных значений, связывая крайние точки по направлениям первотектональных интенций: имманентное—трансцендентное, сакральное—профаническое и дискретное—континуальное. Соответственно, по этим же направлениям и выстраивается прогрессия значимости переживаемых смыслов. Всякое отдельное значение или даже целостный феномен, взятый в том или ином его модусе, представляет собой в этом аспекте отпадение от генетически предшествующего более синкретического прафеномена или зафиксированное в материале снятие бинарно-оппозитной структуры предшествующего уровня. Путь выстраивания таких структурно-смысловых цепей по направлениям первотектональных векторов и может быть назван принципом иерархии. Принцип иерархии — одна из ключевых форм культурогенеза на всех уровнях, от социализации отдельного субъекта до арматурных опор цивилизации вообще. Можно сказать, что посредством иерархически организованных семантических опосредований культура саморазворачивается, как бы шаг за шагом вклиниваясь в первородный антропогенетический зазор между человеком и миром. Тело культуры, как ствол дерева, помимо колец эволюционных циклов в горизонтальном срезе, соткано из вертикальных нитей, иерархически связывающих корни, ствол и крону единой направленностью трансцендирующего порыва и партисипационного переживания. Принцип иерархии — эффективнейший инструмент втягивания человека в культуру. Ребёнок осваивает мир через усвоение его иерархических структур, часть из которых носит всеобщий, а часть локальный (субкультурный) характер. Именно с первоначальной рядоположенностью и неиерархизованностью значений связана специфическая свежесть, непосредственность и парадоксализм детского мышления. Сходным было и мышление на ранних этапах культурогенеза. Сопротивление синкрезиса семантическим расчленениям и структурной дуализации блокировало становление иерархических цепей. При этом важно отметить, что направленность вектора распада синкрезиса и выстраивание этих иерархических цепей определялись в соответствии с той или иной культурно-генетической парадигмой. Например на востоке, где культурно-генетическая стратегия тяготела к гипостазированию социального Абсолюта как универсальной формы самореализации культуры, была выстроена чёткая иерархия социальных рангов при сохранении глубокого синкрезиса в менее значимых областях. По таинственным каналам культурной памяти человек наследует пустые борозды и колеи иерархических линий, прочерченные в его ментальности в определённых направлениях. Культура заполняет эти предуготовленные каналы семантическим материалом, наставляя человека на конкретный путь трансцендирующей медиации с миром, выводя из экзистенциального тупика отчуждённости, но делая его при этом своим рабом, приковывая к иерархизующей традиции. Включенность в иерархические цепочки — основа правил игры, по которым культура играет с человеком. В этом смысле ребёнок или архаический человек подобен начинающему игроку за шахматной доской: за первоначальным состоянием безграничной абстрактной свободы следует её последовательное сворачивание с каждым следующим ходом. Другого в культуре не дано. Последовательное движение по цепочке иерархически организованных бинарных структур в направлении их окончательного снятия в “последнем синтезе” — единственный путь к всеобщему для отпавшего от этого всеобщего имманентно-точечного я-сознания. А сам этот вожделенный синтез (обретённый рай) может располагаться только за пределами культуры. Под этим углом зрения могут быть рассмотрены все многочисленные методики и формы полного или частичного бегства из культуры, суммативно определяемые как ИСС (измененные состояния сознания). Полное бегство из культуры, впрочем, достигается только в случае смерти, означающей полное снятие имманентного (дискретно-профанно-телесного) и переход в трансцендентное состояние. Исследование путей трансцендирующего бегства из пространства культуры могло бы стать интереснейшей темой отдельной книги. Здесь же укажем лишь на то, что приобщение неофита к той или иной методике или форме наиболее прямого трансцендирования, посредством ИСС или без такового, всегда начинается с разрушения сложившихся в его ментальности иерархических структур, привнесённых культурной традицией. Во всех практиках, от христианского “станьте как дети” до чань-буддийской “шокотерапии”, хитроумных опрощающих процедур кастанедовского дона Хуана, йогической медитации и мн. др., прослеживается одна задача — превратить сознание неофита в tabula rasa, очистив его от культурных иерархий. Всякая иерархическая цепочка, взятая за целое, не есть условный фрагмент некоей бесконечной и бессмысленной длительности. Она всегда носит структурный характер. Замыкающие значения, как правило скрытые в области бессознательного, выступают полюсами бинарной структуры, взаимодействие между которыми строится по уже обозначенной схеме инверсионных и медиативных отношений. Хитрость культуры заключается в том, что переживающее я-сознание априорно полагает себя за точку отсчёта, тогда как в действительности оно способно прослеживать цепь семантической прогрессии, всегда находясь где-то в её середине. Такая иллюзия сознания проистекает из того, что оно, партисипационно связывая себя с каким-либо из полюсов оппозиции, проживает эту связь как безусловную и окончательную. Генетизация семантики (то есть генетическая редукция) принятого полюса разрушает партисипационное единство и вновь выбрасывает я-сознание в область отчуждения. В том, в частности, и проявляется партисипация, что человек, полагающий своё переживающее я как самую непосредственную, достоверную и беспредпосылочную форму бытия вообще, переносит эти акциденции на объект партисипации, с которым переживающее я слито в ситуативном акте онтического единения. Иначе говоря, объект партисипации полагается столь же онтологически беспредпосылочным и непосредственным, как и само переживающее сознание субъекта. И из этой точки, ошибочно принимаемой за начало, но в действительности всегда являющейся серединой, стартует выстраивание производных бинарных семантических структур, организуемых в иерархические цепочки. Рассматривая под этим углом зрения историю культуры, можно наблюдать, как вследствие неизбежного смещения координат исходной точки рушатся иерархические системы всех уровней: космологические и географические представления, сам европейский антропоцентризм, сословие-корпоративные иерархии социально-политических образований — вплоть до нового и новейшего богоборчества, несколькими волнами прокатившегося по культуре XX в. На современной ситуации следует остановиться особо. Сегодня очевидный распад иерархических систем и структур во многих ключевых областях культуры дал повод говорить о наступлении “новой первобытности”, где в эклектично-мозаичном культурном пространстве господствуют горизонтально-сотовые связи, всеобщий релятивизм и относительность всех значений и ценностей. Не оспаривая наличия этих безусловно значимых и в известном смысле доминирующих тенденций, выскажем несколько замечаний[lxxi]. Сознанию, увлечённому той или иной культурной парадигмой, как правило свойственно несколько увлекаться и терять чувство реальности. Сконструированный в соответствии с этой парадигмой образ реальности, т. е. автомодель культуры, принимается в этом случае (практически всегда) за саму реальность во всей её полноте и целостности. Какие-то срезы и элементы реальности уходят в тень бессознательного, какие-то сознательно игнорируются, а какие-то, что называется, не видятся в упор. Так частные автомодели, вырабатываемые в тех или иных субкультурных кругах, понимаются втянутыми в их орбиту субъектами как всеобщие и универсальные, со всеми вытекающими из этого мировоззренческими трансформациями, чреватыми как смешными, так и печальными последствиями. Так, в современном постмодернистском дискурсе соответствие какого-либо положения внутренней логике этого дискурса (правилам игры) понимается как достаточное основание его феноменологической верификации. Полное размывание иерархических структур никоим образом миру не грозит. От того, что определённый субъектный слой в определённых сферах своего мышления и деятельности частично (не более!) вышел на горизонтально-сотовые доминанты смыслообразования и, партисипационно связав с ними свое переживающее я, перестал замечать иерархические основы как всеобщего, так и своего собственного бытия (взять хотя бы рутинный социально-бытовой аспект), последние не перестали существовать вовсе. Поэтому вопрос, по нашему мнению, стоит следующим образом: не как жить в неиерархизованном мире, который вот-вот нагрянет, а каким образом связать иерархизованные и неиерархизованные локусы культуры в интегрированное (хотя бы в коммуникационном смысле) целое. Что же касается самого процесса распада иерархических структур в определённых локусах культуры, который, безусловно, носит объективный и закономерный характер, то он вызван достижением европейским сознанием последнего фазиса адаптации к пограничному состоянию, которое ещё в начале века переживалось столь мучительно. Вместо бесконечного чередования партисипации к дискретным и единичным значениям с последующим болезненным отчуждением, приводящим в конечном счёте к очередному крушению ценностей и похоронам бога, европейское сознание[lxxii] обрело выход через партисипацию к самому акту перманентного движения между смыслами. Партисипационная парадигма сознания я-значение сменилась парадигмой я-медиатор. Движение, дрейф, путешествие сознания по смысловым структурам и, шире, культурным системам понимается как форма партисипации, не грозящая отчуждением, где экзистенциально-психический поток индивидуального сознания оказывается органичной формой бесконечно текучей медиации, где ничто дискретное не принимается в качестве безусловной ценности и партисипационно не природняется. Текучее я в текучем феноменологическом пространстве культуры не знает тягости и трагедии отчуждения и выброшенности в мир. В самом деле, если убежать из культуры нельзя, то остаётся сосредоточиться на самом процессе бега. При этом бег по горизонтали интереснее, ибо он, в отличие от вертикальных трансцендирующих цепочек, бесконечен. Можно сказать, что сознание с помощью иерархического вертикализма достигло условного потолка и, переориентировавшись, стало стелиться вдоль этого потолка, рисуя всевозможные фигуры на его поверхности. В этом принципиальное отличие современной ситуации от всех предшествующих многочисленных “революционных сломов” в истории культуры, когда на смену одним иерархическим системам приходили другие, воспроизводя всё те же исходные первотектональные структуры в иной семантике. Не следует в то же время забывать, что необходимым условием для осуществления этой горизонтально-текучей я-медиационной парадигмы является та самая предельная измельчённость и атомизация культурно-феноменологического материала, которая всегда даёт о себе знать в закатные эпохи. Только в этом новообразованном культурном синкрезисе с его “однородной плотностью” возможно лёгкое медиационное плавание и маневрирование, где ни на что не наталкивающееся сознание может себе позволить ничего не принимать всерьёз. Такое состояние феноменологического и смыслового пространства культуры по определению не может длиться не только вечно, но даже и относительно долго. Но прогнозы — не наша сфера.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |