Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь культурологии с другими науками




Живопись

В ряжу изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев. Росписи храмов передавали основные положения христианского вероучения и служили своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики покрывали наиболее важные части храма - центральный купол, алтарь. Остальная часть храма украшалась фресками.

Икона - классическая форма средневекового искусства для Руси. Иконы писались на липовых и сосновых досках, которые покрывались левкасом - тонким слоем гипса, на который наносился контур рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью.

Одним из первых русских иконописцев был монах Киево-Печерской лавры Алимпий, который учился у греческих мастеров. Работы в большинстве случаев до нас не дошли. Русские иконы имели уже в то время своеобразный художественный язык. Примером является шедевр древнерусской иконописи "Ангел златые власы" (12 в), где в отличие от суровых ангелов византийской школы, показана просветленная грусть и доброта. В самом стиле иконы сквозит умиротворение и жизнеутверждающее видение мира.

 


 

Рассмотрим подробнее те науки, на базе которых формируется культурология и с которыми она тесно связана. Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры. Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались в рамках философии культуры. Сейчас, как уже было отмечено, культурология обретает самостоятельный статус, но по - прежнему сохраняет тесные теоретические отношения с философией культуры. Философия культуры выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных ее теорий. Философия культуры представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Она выступает в качестве методологической основы культурологии.

В то же время философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурологиярассматривает культуру в ее внутренних связях, как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий - таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество.

Философия - это наука о наиболее общих принципах и закономерностях бытия и познания. Она стремится выработать системное и целостное представление о мире. А философия культуры стремится показать, какое место занимает культура в этой общей картине бытия. Философия пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы. Философия культуры, в свою очередь, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений. Эта проблема разрабатывалась, в частности, в рамках академической "философии жизни" и в неокантианстве. Важным разделом философии является диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Философия культуры раскрывает, как диалектические принципы и законы проявляются в культурно - историческом процессе. Она определяет понятия культурного прогресса, регресса, преемственности, наследия. Таким образом, философия культуры рассматривает культуру в системе философских категорий и в этом ее отличие от культурологии.

В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры. Значение этой науки в последнее время возрастает. Специфика социологического подхода к обществу заключается в изучении его как целостной системы. Все общественные науки в рамках своего предмета пытаются представить изучаемую ими сферу и сторону общественной жизни как целое. Социология (и в этом ее специфика) изучает общество как целое в двух направлениях:

1. Выясняет связи координации и субординации между компонентами социальной системы.
2. Анализирует место и роль отдельных компонентов системы в жизнедеятельности общества, их структурно-функциональный статус в социальной системе.

В соответствии со спецификой социологического подхода социология культуры

- исследует место отдельных элементов и сфер культуры, а также культуры в целом в социальной системе;
- изучает культуру как социальное явление, порожденное потребностями общества;
- рассматривает культуру как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности индивидов и различных общностей, а также социальных институтов, вырабатывающих и распространяющих эти ценности.

Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:

1. Общесоциологическая теория культуры, изучающая место и роль культуры в жизнедеятельности общества.
2. Частносоциологические теории культуры (социология религии, социология образования, социология искусства и др.). Они исследуют место и роль отдельных сфер и видов культуры в жизни общества, их социальные функции. Например, социология искусства изучает отношения искусства и зрителя, влияние социальных условий на процесс создания и функционирования произведений искусства, проблемы восприятия и художественного вкуса. Кроме того, проблемы культуры рассматриваются в виде определенных аспектов и в индустриальной социологии, социологии города, социологии села, социологии молодежи, социологии семьи и других частносоциологических теориях.
3. Конкретные социологические исследования культуры. Они занимаются сбором и анализом конкретных фактов культурной жизни.

В отличие от философии культуры социологию культуры отличает практическая направленность. Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры.

Тесные связи существуют между культурологией и историей культуры. История культуры изучает пространственно - временные модификации мирового культурно - исторического процесса, развитие культуры отдельных стран, регионов, народов. Стадиально - региональный тип культуры, историческая эпоха, культурное пространство, культурное время, культурная картина мира - ключевые понятия историко - культурного исследования. История культуры находится на стыке исторической науки, с одной стороны, и культурологии, с другой.

Плодотворный подход к анализу истории культуры был предложен французскими историками, объединившимися вокруг журнала "Анналы экономической и социальной истории". Он был основан в 1929 году М. Блоком (1876 - 1944). Исследования школы "Анналов" позволили взглянуть на проблему истории как на взаимоотношение разных культур. Должен быть диалог культур, когда одна культура задает вопросы и получает ответы от другой культуры через историка, стремящегося к предельной объективности, с вниманием относящегося и к текстам, и к словарю культуры, и к орудиям труда, и к картам, снятым с древних полей, и к фольклору. Все это было проделано в работах М. Блока. В классическом труде "Феодальное общество" он привлекает для исследования феодализма не только правовые, хозяйственные документы, но и литературные произведения, эпос, героические предания.

Таким образом, школа "Анналов" разрабатывала многофакторный подход к анализу исторических явлений. Представители этого направления считали, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурного анализа. Идеи этой школы подхватили историки многих стран, и сегодня это направление считается наиболее продуктивным. Данные методологические принципы используют в своих исследованиях и российские ученые. Это работы по средневековой культуре Запада А.Я. Гуревича, по европейскому Возрождению Л.М. Баткина, античной и византийской культуре С.С. Аверинцева, исторической культурологии М.М. Бахтина.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.