Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура периода феодальной разробленности и татаро-монгольского нашествия (12-14 вв.)




ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В НЕОКАНТИАНСТВЕ

Неокантианство - одно из влиятельных направлений философской мысли конца XIX - начала ХХ века. Оно основывалось на философии И.Канта и в то же время развивало её в новых условиях. Видные представители неокантианства - В.Виндельбанд (1848 - 1915) и Г.Риккерт (1863 - 1936) попытались установить фундаментальное отличие "наук о культуре" от "наук о природе". Так же, как В.Дильтей и Г.Зиммель, они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования. Науки о природе стремятся установить общее, повторяющееся, сходное в явлениях природы, законы их развития. Науки о культуре пытаются понять и объяснить единичные, однократные, неповторимые, уникальные культурно-исторические факты и события, которые нельзя подвести под понятие общего закона. Для естественных наук характерен генерализирующий метод - выделяющий общее в вещах; для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод - подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.

По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям. Культура имеет ценностную природу. Ценность определяет объект не как всеобщий и повторяющийся, а как важный, интересный, имеющий значение в своей уникальности. Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности - политической, религиозной, моральной, эстетической. В явлениях культуры мы всегда найдём воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой они создавались.

По мнению неокантианцев, ценности образуют в своей совокупности идеальный, вечный, трансцендентный (т.е. потусторонний) мир. Ценности - это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной, надисторический характер. Ценности, подобно звёздам на небе, всё больше открываются человеку. По мере вырабатывания ценностей люди вырабатывают определённые идеалы, ориентиры, установки, требования, которыми они руководствуются в своей жизни. По словам Г.Риккерта, "без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить". Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.


 

В данном периоде выделяются два этапа. Первый - с 1240 г. и до середины 14 в., который характеризуется заметным упадком во всех областях культуры. Это связано с монголо-татарским нашествием и одновременной экспансией немецких, шведских, литовских, польских и венгерских феодалов. Второй период - вторая половина 14-15 вв. Он отмечен подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В результате иноземного вторжения центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где постепенно устанавливалась гегемония Москвы.

Монголо-татарское завоевание нанесло страшный удар ослабленной междоусобицей Руси. Города были сожжены и ограблены. Мастера искусства и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. Первые пять-десять лет после монгольского вторжения русское искусство находилос ь как бы в состоянии шока.

В обстановке опустошения главное значение приобрело деревянное строительство, но от этого периода памятников почти не сохранилось. Сильный удар захватчики нанесли и по ремеслам. Такие виды прикладного искусства, как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню, стеклоделие приостановились в своем развитии на долгое время. Культурные связи русских земель с Византей и другими странами заглохли.

Только в Пскове и Новгороде, избежавших разорения, растущие торгово-ремесленные силы продолжали работать. Известными фактом является вклад в 1359 г. в новгородскую церковь Флора и Лавра деревянного резного креста (так называемый Людогощинский), который представлял прекрасный образец резьбы по дереву, где сочетались крупные детали с мелкими и орнаментом плоской резьбы по всей поверхности.

Однако, постепенно преодолевая феодальную раздробленность, русские земли концентрировались вокруг Москвы, подготавливая процесс объединения в единое независимое государство. Вместе с позитивными политическими процессами и шло возрождение русской культуры.

Просвещение. Литература

Несмотря на огромную тяжесть монголо-татарского ига в 14-15 вв., на Руси развивалось просвещение и книжное дело. В эту средневековую эпоху распространение грамотности и знаний шло разными путями: в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и деревне. Судя по житийной литературе обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их обучали чтению, а затем письму. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде говорят о том, что русские горожане были достаточно образованы и использовали свои знания в деловой практике и в быту.

Применение бумаги и замена ею пергамента сделало книги более доступными. Уже к 15 веку известно достаточно библиотек. От 13-14 вв. до нас дошло 583 рукописные книги. Остальные, очевидно, погибли в огне многочисленных пожаров и войн. Выдающимся памятником литературы и географических описаний является "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Ведущим жанром русской литературы этого периода является воинская повесть. Сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли" и ряд других. Отражая общественную идею политического и культурного объединения русских земель, литература показывала рост национального самосознания народа в борьбе с иноземным игом и созданием единого централизованного государства. Целый цикл выдающихся произведений посвящен этой проблеме. Это произведения о победе на Куликовом поле, "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" и др.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.