Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор темы речи




Инвенция

Инвенцией называется раздел риторики, содержащий сведения о том, как выбирать тему речи, вырабатывать авторскую позицию и определять цели выступления.

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1. Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором – об искусственной ситуации (фр. "Situation" – положение, обстановка, совокупность обстоятельств). На роль ситуации при выборе темы указывал еще Аристотель, хотя самого термина «ситуация» у него не встречается. Естественные ситуации порождены самой жизнью – необходимость выступить в парламенте, защитить человека в суде, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, учебной (доклад на семинаре), научной (сообщение на заданную тему на конференции).

2. В естественной ситуации удачному выбору темы способствует учет следующих обстоятельств:

А) соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть ее. Следует придерживаться правила – избранная тема должна дать больше информации, чем имеется у ваших слушателей;

Б) уместность темы для данной аудитории. По мнению американского теоретика и практика красноречия Д. Карнеги, человека прежде всего интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение. «Нас не интересует беседа на тему «Как составляют завещания в Перу», но мы заинтересовались бы темой «Как составлять наши собственные завещания» – пишет он в своей книге (Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989. – С. 188)

В) конфликтный характер темы. Спор, столкновение, борьба всегда вызывают у людей интерес. Что интересует нас, когда по телевидению показывают эпизоды заседания Государственной Думы? Конфликт. Именно поэтому в разряд сенсационных новостей чаще всего попадает информация о войнах, террористических актах, стихийных бедствиях;

Г) Новизна темы. Человека всегда интересует что-то новое – стремление к познанию присуще ему от природы. Но новое и необычное должно опираться на то, что людям уже знакомо и имеет для них значение.

Тема речи может быть широкой или узкой. Широкие темы делятся на подтемы. Пределом такого деления выступает микротема, равная в тексте одному абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей готового текста.

Тема формулируется словом или фразой, которые указывают на характер затрагиваемых вопросов. Формулировка должна быть краткой, наводящей на цель речи, уместной, конкретной, интересно-вызывающей.

Тема раскрыта, если соблюдены следующие условия:

А) затронуты различные ее аспекты; б) даны ответы на все поставленные вопросы; в) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и опровергающих другие мнения; г) текст высказывания соответствует нормам культурной речи.

 

Формирование авторской позиции

Авторская позиция определяется многими факторами: возрастом и полом, образом мысли, уровнем образования, профессией, жизненным опытом оратора. Древние риторы считали, что позиция автора есть зеркало его нравственного облика, выражение его стремления к добру и справедливости. Цицерон писал, что оратор только тогда заслуживает доверия, когда собственными поступками доказал верность идеям, которые несет людям в своих речах.

Авторская позиция вырабатывается поэтапно:

1. Приобретением знаний по существу проблемы;

2. Изучением компетентных мнений;

3. Выработкой собственного взгляда на проблему.

Приобретение собственных знаний – процесс, хорошо знакомый студентам, и, казалось бы, не требует комментариев. Позволим лишь привести слова известного русского критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Настоящее образование – это самообразование».

Источники информации при выработке авторской позиции подразделяются на непосредственные (опыт прошлой и текущей жизни, специальные наблюдения) и опосредованные (формируются на основе непосредственных – личный опыт и специальные наблюдения компетентных людей, изложенные в их произведениях).

Количество собранного материала должно быть избыточным, нужно знать историю вопроса и самые новые данные, не доверять всецело первому же автору, но собирать противоположные мнения. Сбор материала должен сопровождаться записями (основная информация, подлинные слова компетентного лица, собственные мысли). По поводу того, как оформлять заметки, единого мнения у лингвистов нет, но все согласны с тем, что должна быть определенная система. Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Карточки должны быть одного размера, записи делаются с одной стороны. Содержание карточки примерно следующее: тема информации, цитаты в кавычках, данные об источнике информации (книга, журнальная статья, авторы, год издания, номер страницы).

Накопив материал и выработав авторскую позицию, можно приступать к определению цели выступления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.