Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 23. Научный стиль речи. Особенности устной и письменной формы. Устное выступление




Научный стиль обслуживает сферу науки.

Цель сообщение, научная информация о природе, человеке, обществе. Научным стилем пишутся монографии, учебники, статьи на научные темы

и т. д.

Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме речи.

Произведения научного стиля требуют информативности, точности фактов и положений, строгой логики изложения, стройной системы убедительных аргументов.

В научном стиле преимущественно используются рассуждение и описание.

 

Рассуждение обычно состоит из научных гипотез и их доказательств.

Рассуждение включает ряд абзацев, связанных между собой союзами (и, но, если, так как, потому что, чтобы и др.), словами с союзной функцией (в результате, наконец, при помощи, в свете, в силу, в отличие и др.), местоимениями (это, то, он, она, оно и др.), местоимениями-наречиями (поэтому, тогда, там и др.), вводными компонентами (так, итак, таким образом, следовательно, во-первых, во-вторых, например и др.) и т. д.


Описание представляет собой характеристику предмета исследования. Оно строится по общей схеме этого типа речи: может быть цепным и параллельным.

В научном стиле строго соблюдаются нормы литературной речи. Не допускаются слова и выражения с эмоциональной окраской, слова с переносным значением, художественно-изобразительные средства.

 

Самой общей специфической чертой этого стиля является логичность изложения. Все части научного текста жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

Другим типичным признаком научного стиля является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность свойственны также научному тексту. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением (пустота, скорость, время, сила, количество и др.);

нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Объективность еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты – все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко.

В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что…), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему…).


Особенности научного стиля речи.

В лексике:

а) термины

б) однозначность слов

в) частая повторяемость ключевых слов

г) отсутствие образных средств

В составе слова:

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение

В морфологии:

а) преобладание существительных

б)частое использование абстрактных отглагольных существительных

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий

В синтаксисе:

а) прямой порядок слов (предпочтителен)

б)широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в Р. п.

в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений

г) редкое использование неполных предложений

д) обилие сложных предложений

е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Основной тип речи: рассуждение и описание.

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный – им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный – учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия.


ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте небольшой текст из учебника по физике или химии (объем – 1 стр.), выявите в нем признаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность). Укажите синтаксические и лексические особенности предложений.

2. Запишите 10 – 15 специальных слов, употребляемых в профессии ваших родителей, сгруппируйте эти слова по темам.

3. Выделите в данном тексте признаки научного стиля: а) слова (числительные, наречия, союзы, вводные слова, наименования единиц измерения), подчеркивающие логичность, точность изложения; б) абстрактную лексику и специальные термины (если есть); в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения.

Расставьте знаки препинания; числительные и условные обозначения, данные в скобках, запишите словами.

Почти (11%) всей земной суши скрыто под бл…стящим ледяным панц…рем. Об…ем льда оценивается сейчас в (30000000 км³). Сюда входят и айсберги и ледяные шапки Северного полюса и материковые льды Антарктиды и ледяные пики горных хребтов.

Ледники по своему объему составляют примерно (80%) всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности то он покроет ее слоем толщиной в (60 м).

Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде – свыше (5000 м). Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка (– 90°).

Ныне земные льды ведут себя «агрессивно». Отмечено, что начиная с

(40-х и 50-х гг.) ледники начали энергично наступать на сушу. Очевидно предполагают ученые период общего сокращения оледенения наблюдавшийся с начала нашего века заканчивается. (Из газеты)

4. Выпишите из справочников, энциклопедических словарей, учебников не менее 15 – 20 слов и выражений, являющихся научными терминами. Укажите значение каждого термина и область науки, где он применяется. Определите происхождение этих терминов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.