Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение лица выражается всегда вместе со значением числа




Следует различать личные формы, образованные от глаголов разных видов. Запою – запеваю; узнает – узнаёт; прилетит – прилетает и т. п. При образовании личной формы от инфинитива сначала нужно задать вопросы что делать? что сделать? К инфинитиву, а затем к образованной личной форме: вопросы должны совпасть.

Затруднение при образовании личных форм глагола может возникнуть в связи с чередованием гласных и согласных в корнях некоторых глаголов (глядеть – гляжу; хотеть – хочет; течет – текут).


В основном чередования в русском языке имеют нерегулярный характер, поэтому нормативные формы таких глаголов следует запомнить, а при необходимости обратиться к словарям и справочникам.

В речи отсутствующие и трудновоспроизводимые формы можно заменять аналогичными формами глаголов другого вида или описательными выражениями. Например, форму первого лица единственного числа глагола совершенного вида победить - *побежу следует заменить аналогичной формой глагола побеждать – глагола другого вида – несовершенного – буду побеждать, или описательным выражением – одержу победу. Аналогичную форму глагола убедить - *убежу можно заменить формой будущего времени несовершенного вида – буду убеждать, готов убеждать, а также глаголами-синонимами уверять, заверять, внушать, доказывать, уговаривать.

 

Выбор видовой формы глагола.

Глаголы разных видов различаются способом представления «внутреннего времени» действия, т. е. показывают, как действие распределяется во времени: длится, повторяется, совершается мгновенно и однократно и т. п.

Основным для глаголов совершенного вида является значение конкретного единичного действия, представленного как факт. Совершенный вид не исключает передачу действия, совершавшегося несколько раз: Сергей пять раз переписал этот текст. Глаголы совершенного вида могут даже представлять обычное, повторяющееся действие через конкретное единичное действие. Таким образом в тексте создается «фикция конкретности»: Вот так всегда, придет накричит на всех, испортит настроение и уйдет. Посредством изображения одной типичной ситуации выражается значение повторяющегося действия.

Несовершенный вид обладает большим количеством оттенков, позволяющих выразить разнообразные способы распределения действия во времени. Наиболее частотно и типично для несовершенного вида обозначение действия как протяженного во времени процесса или повторяющегося обычного действия: Он долго рассказывал про свои приключения. Обычно обедаем а два. Глагол несовершенного вида способен представлять действие как свойство, качество, способность субъекта предложения: Он болеет = Он находится в состоянии болезни.

В русском языке существуют глаголы, видовую принадлежность которых можно определить только в контексте, способствующем выявлению видовой характеристики. Такие глаголы называются двувидовыми. Особенностью таких глаголов является возможность образования и употребления форм настоящего времени и простого будущего. Например: В данный момент я исследую видовое значение русого глагола, в следующем году я исследую его временное значение.

В русском языке существуют глаголы, которые могут составлять пару с глаголом того же значения, но противопоставленным по виду.

Это так называемые видовые пары. Чаще всего в видовую пару объединяются однокоренные глаголы, различающиеся:

а) приставкой: делать – сделать, писать – написать, штрафовать - оштрафовать;

б) суффиксом: отказать – отказывать, выполнить – выполнять, встретить – встречать;

в) ударением: нар е зать – нарез а ть; отр е зать – отрез а ть;

г) основой в результате чередования: догнать – догонять, обнять – обнимать.

Пару глаголов могут составлять и глаголы с разными корнями: взять –брать, уложить – укладывать.

Многие глаголы, противопоставленные по виду, не образуют видовой пары, т. к. отличаются значением (извинить – извинять, простить – прощать).

 

Причастие, деепричастие.

Кроме трудностей, связанных с грамматическим особенностями причастий, могут возникнуть вопросы о месте ударения. Например, действительного причастия настоящего времени: в а рящий (от варить), с у дящий (от судить); краткие причастия: з а нят, занят а, з а няты; п о нят, понят а, п о нято, п о няты.

В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов на - ить, имеющих соответствие среди отглагольных прилагательных, ударение смещается на один слог левее (от


глагола вар и ть – в а ренный (причастие) и вар ё ный (прилагательное); от глагола суш и ть – с у шенный и суш ё ный).

Необходимо помнить, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов (сочетаются с существительными в В. п. без предлога).

Деепричастия совершенного вида обычно образуются без каких-либо ограничений, а форма деепричастия несовершенного вида отсутствует у многих глаголов, самые употребительные из которых – бежать, беречь, бить, ездить, ждать, казаться, лить, мочь, нравиться, петь, пить, спать, течь, хотеть, шить.

ЗАДАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.