Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Среди 600 (шестисот) руководителей




Þ Более 98 () предприятий

Þ Около 250 () страниц

Þ С 340 () учебниками

Þ Свыше 64 () процентов

Þ В 150 () шагах

 

4. Именное и глагольное управление. Выберите правильную (предложно)-падежную форму существительного, подчеркните её.

Þ (Об этом/ с этим) мы познакомим вас позже.

Þ Докладчик подчеркнул (о необходимости/необходимость) строительства новой школы.

Þ Высказывается критика (о том/ того) что мы делали.

Þ Уверенность каждого (за свой завтрашний день/в своём завтрашнем дне) слаба.

Þ Контролировать (за ходом/ход) лечения будет доктор Иванов.

Þ Усиливается озабоченность (за безопасность/безопасностью) наших границ.

Þ Участвовать (на выборах/в выборах) будут 53 % населения.

Þ Факты говорят (за возможность/о возможности) использования резервов.

 

5.Выберите правильно предлог и форму существительного. Подчеркните их.

Þ (Согласно приказа/согласно приказу) директора предприятие будет работать круглосуточно.

Þ (По окончанию/по окончании) работы все должны собраться в зале.

Þ (Вопреки указанных положений/вопреки указанным положениям) на предприятии нарушаются правила техники безопасности.

Þ (По истечению времени/по истечении времени) мы вернёмся к этому вопросу.

Þ (Благодаря успешному стечению/благодаря успешного стечения) обстоятельств мы успели выполнить задание в срок.

 

6. Согласование подлежащего и сказуемого. Допишите окончания.

Þ Большинство предприятий принял... участие в выставке.

Þ За отмену решения проголосовал... меньшинство депутатов.

Þ Абсолютное большинство высказал...сь против.

Þ Несколько кошек бросил...сь в разные стороны.

Þ Множество писем доставлен... в редакцию.

Þ Несколько студентов уже закончил... курсовые работы.

Þ Целый ряд специалистов участвовал... в разработке проекта.

 

7. Согласование приложений-топонимов. Допишите окончания.

Þ Я родился в городе Калуг...

Þ Расположен в городе Гусь-Хрустальн...

Þ Сражение произошло под селом Бородин...

Þ Подносы расписаны мастерами деревни Жостов...

Þ Мы подъезжаем к станции Остапов...

Þ Река в 7 верстах от села Крюков...

Þ Встреча состоится на острове Сицили...

Þ Пушкин любил бывать в Болдин...

Þ Вы давно были в Поленов...?

Þ История русской поэзии связана с Константинов..., где родился Есенин.

8. Согласование определения и определяемого слова. Допишите окончания.

Þ Вася - так... зануда! Маша - так... плакса! Петя - совершенн... бездарь! Наш... староста - Катя Иванова. Марья Петровна – стар..., опытн... педагог.

9. Употребление деепричастного оборота. Письменно перестройте предложения, устраняя ошибки.

Þ Работая над докладом, у меня появились новые сомнения. Завершая работу, мне стало понятно, в чём я ошибся. Имея возможность хорошо продумать тему, сообщение получилось краткое, но содержательное.

 

 

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Тест.

Литература для справок

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- М. - 1997.

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы/ Под ред. Р.И. Аванесова - М.- 1983.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Н.Ю.Шведовой.- Изд-е 14-е.- М. - 1983.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М. – 1987.

 

1. Нормы произношения и ударения:

1.1. Выберите произносительный вариант (ненужное вычеркните): ши[н/н’]ель, ба[c/c’]ейн, О[д/д’]есса, [д/д’]екан,

[c/c’]ессия, [т/т’]ермин, ко[л/л’]оквиум, фольк[л/л’]ор,

ску[ч/ш]но, коне[ч/ш]но, Никити[ч/ш]на, порядо[ч/ш]ный,

наро[ч/ш]но, було[ч/ш]ная, вдру[к/х], лё[к/х]кий, Бо[к/х],

мя[г/х]кость, л[‘a/и]гушка, ж[а/ы]леть, р[‘a/и]бина,

лош[а/ы]дей, ж[а/ы]кет, ито[в/г]о, до то[в/г]о, пери[о/у]д,

восе[м/м’]десят, ко[м/н]форка, [вз/з]аимообразно, за[й/йо]м,

дерма[т/нт]ин, д[ур/ру]шлаг, по[дс/с]кользнуться, ю[н/нн]ый,

кр[е/o’]стный ход, аф[e/o’]ра, ос[e/o’]длый, оп[e/o’]ка,

дивиден[т/д]ы.

 

1.2. Поставьте ударение: кулинария, свекла, звонишь, углубленный, облегчить, столяр, колледж, джентельмен, новорожденный, завидно, газопровод, договорные, нормированный, произведенный, блага, средства, одновременный, втридорога, языковая (подготовка), бронировать (место в гостинице), форзац, мизерный.

 

  1. Лексические нормы:

1.1. Выберите нужное слово:

Ø Его речь одинаково (эффектно/эффективно) воздействовала на разные аудитории.

Ø Исследования почвы облегчают установление (недостаточности/недостатка) питательных веществ.

Ø Народ терпел (двойной/двойственный) гнёт.

Ø Множество (фактов/факторов): климатические условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.

Ø (Хищное/хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов.

Ø Меня переполняла (гордыня/гордость): вот чего я достиг!

Ø Наши опасения оказались (напрасными/тщетными).

Ø (Командированных/командировочных) просим оформить документы в бухгалтерии.

Ø Обращало на себя внимание (архаичное/архаическое) произношение старого актёра.

Ø Пожалуйста, оставьте свою (подпись/роспись) в журнале.

Ø Мне нравится (демократичное/демократическое) поведение нашего молодого преподавателя истории.

 

2.2. Вычеркните, где необходимо, лишнее слово: суть дела, ландшафт местности, постоянные еженедельные рубрики, коренные аборигены Севера, истинная правда, материальное благосостояние, достоверный факт, информационное сообщение, флора и фауна природы, хороший достаток, огромная махина, наиболее оптимальный, более лучшие условия, календарный год, вокруг да около, современные требования дня, работа не завершена до конца, видел собственными глазами, соответствующее заявление, восемь человек студентов.

 

2.3. Выберите нужное слово:

Ø Эта книга (сопутствовала/сопровождала) меня повсюду.

Ø Мы (прошли /сделали) немалые шаги в формировании новой политической системы.

Ø Мы (придаём/уделяем) большое внимание развитию спорта.

Ø Старшекурсники (приложили/использовали) все возможности, чтобы порадовать воспитанников детского дома.

Ø Во вторник будет продолжено обсуждение проблем, которые сегодня были (подняты/затронуты).

Ø Разрешите вам (поставить/задать) вопрос по поводу новой методики.

Ø Качество продукции не (отвечает/удовлетворяет) требованиям.

Ø Установились (дешёвые/низкие) цены на нефть.

 

2. Грамматические нормы:

2.1. Допишите окончания прилагательных: Широк… авеню, нов… бра, пёстр… какаду, свеж… киви, роков… пенальти, московск… хиппи, жарк… Батуми, далёк… Калахари, полноводн… Миссисипи, российск… ФСБ, городск… судья Петрова, наш… растяпа Вася.

 

2.2. Просклоняйте числительные:

Ø Свыше 257 ()

Ø Около 80 ()

Ø С 1578 ()

Ø Менее 304 ()

Ø Над 145 ()

Ø О 91 ()

Ø К 615 ()

Ø В 1717 году ()

Ø До 2030 года ()

 

2.3. Допишите окончания глаголов:

Ø Несколько лампочек погасл…

Ø Большинство студентов высказал…сь за участие в соревнованиях.

Ø Десять человек стоял… в стороне.

Ø Прошл… сто лет.

 

2.4. Допишите окончания прилагательных:

Ø Четыре больши…окна выходили на улицу.

Ø Две институтск… команды заняли призовые места на областных соревнованиях.

Ø Целы… два дня я смогу провести в столице.

Ø Последни… три месяца не было дождя.

Ø Два листа бумаги, исписанн… мелким почерком, лежали в конверте.

Ø Первы… два часа нашей встречи прошли незаметно.

 

2.5. Допишите окончания топонимов. Укажите варианты:

Из города Людинов…, в деревне Ромоданов…, на реке Волг…, на улице Полянк…, в селе Перемышл…, под городом Киров…, в аэропорту Внуков…, из деревни Больш…Козл…, к Турынин…, из Грабцев…, о посёлке Бушмановк…, на станции Лубянк…

 

2.6. Выберите нужную падежную форму существительного:

Ø Даже первоклассники отличают (звук и букву/звук от буквы).

Ø Мать тревожилась (о ребёнке/за ребёнка).

Ø Докладчик отметил (о недостатках/недостатки) работы коллектива.

Ø В отзыве (на книгу/о книге) кратко излагается её содержание.

Ø Уже появилась рецензия (на новый фильм/ о новом фильме).

Ø Граждане! Оплачивайте (проезд/за проезд).

Ø Что представляет (собой /из себя) ваш новый дом?

Ø Я очень скучаю (по вас/по вам) и (по ним/ по них).

Ø Моя подруга беспокоится (об отце/за отца).

Ø Вход по (предъявлении/предъявлению) пригласительного билета.

Ø (По приезду/ по приезде) зайдите к директору.

Ø Доклады готовятся согласно (распоряжению/распоряжения) заведующего (кафедры/кафедрой).

 

2.7. Исправьте предложения с ненормативным употреблением деепричастий:

Ø Завершая доклад, мне пришла в голову новая мысль.

Ø Имея мало времени, доклад пришлось закончить.

 

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Ключ.

1. Нормы произношения и ударения:

1.1. Выберите произносительный вариант (ненужное вычеркните): ши[н’]ель, ба[c’]ейн, О[д’]есса, [д/д’]екан,

[c/c’]ессия, [т’]ермин, ко[л/л’]оквиум, фольк[л/л’]ор,

ску[ш]но, коне[ш]но, Никити[ш]на, порядо[ч/ш]ный,

наро[ш]но, було[ч/ш]ная, вдру[к], лё[х]кий, Бо[х],

мя[х]кость, л[и]гушка, ж[ы]леть, р[и]бина,

лош[ы]дей, ж[ы]кет, ито[в]о, до то[в]о, пери[о]д,

восе[м’]десят, ко[н]форка, [з]аимообразно, за[йо]м,

дерма[т]ин, д[ур]шлаг, по[с]кользнуться, ю[н]ый,

кр[е]стный ход, аф[e]ра, ос[e]длый, оп[e]ка,

дивиден[д]ы.

 

1.2. Поставьте ударение: кулинария, свёкла, звонишь, углублённый, облегчить, столяр, колледж, джентельмен, новорождённый, завидно, газопровод, договорные, нормированный, произведённый, блага, средства, одновременный, втридорога, языковая (подготовка), бронировать (место в гостинице), форзац, мизерный.

 

  1. Лексические нормы:

1.1. Выберите нужное слово:

Ø Его речь одинаково (эффективно) воздействовала на разные аудитории.

Ø Исследования почвы облегчают установление (недостатка) питательных веществ.

Ø Народ терпел (двойной) гнёт.

Ø Множество (факторов): климатические условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.

Ø (Хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов.

Ø Меня переполняла (гордость): вот чего я достиг!

Ø Наши опасения оказались (напрасными).

Ø (Командированных) просим оформить документы в бухгалтерии.

Ø Обращало на себя внимание (архаичное) произношение старого актёра.

Ø Пожалуйста, оставьте свою (подпись) в журнале.

Ø Мне нравится (демократичное) поведение нашего молодого преподавателя истории.

 

2.2. Вычеркните, где необходимо, лишнее слово: суть дела, ландшафт, еженедельные рубрики, аборигены Севера, истинная правда, благосостояние, факт, информационное сообщение, флора и фауна, достаток, махина, оптимальный, лучшие условия, календарный год, вокруг да около, современные требования, работа не завершена, видел собственными глазами, заявление, восемь студентов.

 

2.3. Выберите нужное слово:

Ø Эта книга (сопровождала) меня повсюду.

Ø Мы (сделали) немалые шаги в формировании новой политической системы.

Ø Мы (уделяем) большое внимание развитию спорта.

Ø Старшекурсники (использовали) все возможности, чтобы порадовать воспитанников детского дома.

Ø Во вторник будет продолжено обсуждение проблем, которые сегодня были (затронуты).

Ø Разрешите вам (задать) вопрос по поводу новой методики.

Ø Качество продукции не (отвечает) требованиям.

Ø Установились (низкие) цены на нефть.

 

  1. Грамматические нормы:

1.1. Допишите окончания прилагательных: Широкая авеню, новое бра, пёстрый какаду, свежее киви, роковой (ое) пенальти, московский хиппи, жаркий Батуми, далёкая Калахари, полноводная Миссисипи, российская ФСБ, городской судья Петрова, наш растяпа Вася.

 

1.2. Просклоняйте числительные:

Ø Свыше 257 (двухсот пятидесяти семи)

Ø Около 80 (восьмидесяти)

Ø С 1578 (тысячей пятьюстами семьюдесятью восьмью /восемью/)

Ø Менее 304 (трёхсот четырёх)

Ø Над 145 (ста сорока пятью)

Ø О 91 (девяноста одном)

Ø К 615 (шестистам пятнадцати)

Ø В 1717 году (тысяча семьсот семнадцатом)

Ø До 2030 года (две тысячи тридцатого)

 

1.3. Допишите окончания глаголов:

Ø Несколько лампочек погасло.

Ø Большинство студентов высказало/и/сь за участие в соревнованиях.

Ø Десять человек стояло/и/ в стороне.

Ø Прошло сто лет.

 

1.4. Допишите окончания прилагательных:

Ø Четыре больших окна выходили на улицу.

Ø Две институтских(-ие) команды заняли призовые места на областных соревнованиях.

Ø Целых два дня я смогу провести в столице.

Ø Последние три месяца не было дождя.

Ø Два листа бумаги, исписанные мелким почерком, лежали в конверте.

Ø Первые два часа нашей встречи прошли незаметно.

 

1.5. Допишите окончания топонимов. Укажите варианты:

Из города Людиново/а/, в деревне Ромоданово, на реке Волге, на улице Полянке, в селе Перемышль, под городом Кировом, в аэропорту Внуково, из деревни Большие Козлы, к Турынину, из Грабцева, о посёлке Бушмановка, на станции Лубянка.

 

1.6. Выберите нужную падежную форму существительного:

Ø Даже первоклассники отличают (звук от буквы).

Ø Мать тревожилась (за ребёнка).

Ø Докладчик отметил (недостатки) работы коллектива.

Ø В отзыве (о книге) кратко излагается её содержание.

Ø Уже появилась рецензия (на новый фильм).

Ø Граждане! Оплачивайте (проезд).

Ø Что представляет (собой) ваш новый дом?

Ø Я очень скучаю (по вас) и (по ним).

Ø Моя подруга беспокоится (об отце).

Ø Вход по (предъявлении) пригласительного билета.

Ø (По приезде) зайдите к директору.

Ø Доклады готовятся согласно (распоряжению) заведующего (кафедрой).

 

1.7. Исправьте предложения с ненормативным употреблением деепричастий:

Ø Когда я завершал доклад, мне пришла в голову новая мысль.

Ø Так как времени имелось мало, доклад пришлось закончить (Имея мало времени, я вынужден был закончить доклад).

 

ТЕСТ «СТИЛИСТИКА»

 

Справочная литература к тесту.

1. Словарь русского языка: В 4-х т. – М., 1981.

2. Словарь иностранных слов. – М., 1989.

3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

 

1. Выберите правильный ответ:

Изменение обычного порядка слов в предложении с целью выразительности, передачи оттенка мысли – это…

1) Анафора.

2) Инверсия.

3) Эпифора.

4) Градация.

 

1. Установите соответствие:

 
 


Фигуры Содержание

1)Ирония. а)Противопоставление двух противополож-

ных мыслей или образов.

2)Оксюморон. б) Придание словам смысла, противополож-

ного буквальному значению.

3)Антитеза в) Объединение двух слов с противополож-

ным значением

 

 

3. Установите соответствие:

Фигура Содержание

1) Эвфемизм а) Замена простого обозначения описатель-

ным выражением экспрессивного харак-

тера.

2) Аллегория. б) Смягчающее обозначение чего-либо,

особенно неприличного, грубого.

3) Перифраза. в) Иносказательное выражение отвлечённой

мысли конкретным образом.

 

 

4. Выберите правильный ответ:

Обозначение явления названием другого явления, находящегося с первым в ассоциации по смежности – это…

1) Олицетворение.

2) Метафора.

3) Метонимия.

4) Аллюзия.

5)Гипербола.

5. Выберите несколько правильных ответов:

Фигуры речи, основанные на употреблении слов в переносном значении, это…

1) Синекдоха. 4) Метонимия.

2) Метафора. 5) Олицетворение.

3) Сравнение. 6) Градация.

6. Выберите несколько правильных ответов:

Фигуры речи, основанные на ссылке, цитировании, это…

1) Аллюзия. 4) Мифологизм.

2) Гипербола. 5) Библеизм.

3) Реминисценция. 6) Эпитет.

7. Выберите правильный ответ:

Обозначение одного или сходных явлений разными словами – это…

1) Омонимия.

2) Полисемия.

3) Синонимия.

 

8. Выберите правильный ответ:

Экивок, каламбур, парономазия – это фигуры речи, основанные на…

1) Игре слов.

2) Перечислении.

3) Контрасте.

4) Тавтологии.

 

9. Выберите правильный ответ:

Во фразе «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» (М.Е.Салтыков-Щедрин) использована фигура речи…

1) Парадокс. 4) Неологизм.

2) Гипербола. 5) Деформация идиомы.

3) Уподобление.

 

10. Определите стилистические окраски слова «витийство»:

 

1) книжное. 3) грубое.

2) разговорное. 4) высокое.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.