Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 6 страница. Среди социально-экономических прав и прав в области культуры конституции обычно называют свободу литературного




Среди социально-экономических прав и прав в области культуры конституции обычно называют свободу литературного, художественного научного и других видов творчества. Интеллектуальная собственность (право автора на свое произведение, идеи), о которой все чаще говорите? в конституциях, охраняется законом. В конституциях содержатся также положения о праве на участие в культурной жизни, праве пользоваться достижениями культуры, о доступе к культурным ценностям и другие положения, касающиеся прав в области культуры. В странах тоталитарного социализма творчество в области культуры должно соответствовать официальной идеологии (например, идеям Чучхе в КНДР).

 

3. 5. Политические права

 

Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь н< основе взаимности, по соглашениям государств).

К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. В те далекие времена, когда никаких конституций еще не было, первым средством такого выражения были устные выступления, в частности на народных собраниях. Затем появилась печать, а в настоящее время большее значение приобретают электронные средства массовой информации, особенно телевидение. Новейшим выражением свободы слов, стали конституционные формулировки о свободе информации, хотя ] данном случае имеются в виду не только вопросы политической жизни речь идет не только о праве выражать и распространять мнения, но и о праве искать информацию, черпать ее из всех доступных источников законным способом. Незаконное получение информации, например под­слушивание телефонных переговоров политических оппонентов, иных лиц без санкции судьи, влечет ответственность.

Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специальных государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе разрешать или не разрешать опубликование, передачу по электронным средствам массовой информации, выход в свет определенных мате риалов. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов i печати, о средствах массовой информации он несет ответственность Она возможна за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету (распространение заведомо ложных порочащих сведений), за диффамацию (распространение порочащих, но не ложных сведений). Ответственность обычно несут автор и редактор; издатель ответствен­ности не несет, так как он — предприниматель. Нельзя также разгла­шать профессиональную тайну — врачебную, тайну следствия и др.

В соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. конституции многих стран устанавливают и другие ограничения. Запрещаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расо­вую, религиозную, национальную вражду, пропаганда идей националь­ного, языкового, иного превосходства. Такие положения особенно часто встречаются в основных законах постсоциалистических государств, что связано с их прошлым.

В странах тоталитарного социализма свобода выражения мнений ограничена зафиксированным в законах запрещением антисоциалисти­ческой пропаганды, которая составляет «контрреволюционное прес­тупление».

При нарушении законов о средствах массовой информации возможно наложение ареста — запрещение распространения издания, телевизион­ной передачи и т.д. Решение об аресте обычно принимается в судебном порядке (на основе судебного приказа, т.е. специального постановления судьи), но в ряде развивающихся стран такое право имеют и органы исполнительной власти. Конфискация издания, кассет, что означает пос­ледующее их уничтожение, возможна лишь на основе коллегиального решения суда.

Для создания средств массовой информации необходима их регистра­ция в соответствующем государственном органе (например, в комитете по печати, в регистрационной палате). Это не означает выдачу разреше­ния: создание средств массовой информации свободно. Регистрация яв­ляется способом учета, одновременно она означает предоставление газе­те, журналу, телевидению прав юридического лица. Создание и содержа­ние средств массовой информации стоит очень дорого. Основные доходы они получают обычно не от тиража, а от рекламы, в связи с чем крупные рекламодатели могут в какой-то мере влиять на характер печати или телевизионных передач. Вместе с тем средства массовой информации в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвенным контролем государства. Прямой контроль осуществляется в случае, если они принадлежат государству. Косвенный контроль осуществляется через публичные корпорации с участием государства, которому принад­лежит нередко контрольный пакет акций, с помощью соответствующего законодательства, через министерства информации (печати), регистра­торов, суд и т.д. В демократических странах государство следит и за тем, чтобы не было монополизации средств массовой информации, поскольку это нарушает свободу слова.

Почти во всех конституциях, включая страны тоталитарного социа­лизма, говорится о свободе объединения в политические партии, про­фессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Лишь в единичных странах исключение делается для партий: они запрещены как нарушающие единство мусуль­манской общины (уммы). До 80—90-х годов в тоталитарных развиваю­щихся странах, особенно в Африке, запрещались все партии, кроме пра­вящей. В государствах тоталитарного социализма таких запретов не су­ществовало. В некоторых из них была одна партия, в других — несколь­ко, но в условиях конституционно провозглашаемой руководящей роли коммунистической партии существование других партий не имело особо­го значения.

Конституции устанавливают лишь самые общие положения, относя­щиеся к партиям, иногда упоминают о свободе образования профсоюзов, лишь в конституциях стран тоталитарного социализма содержатся про­странные статьи об общественных организациях и их роли в обществе. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавли­вают многопартийность, говорят о роли партий в демократическом обще­стве (они содействуют выражению политической воли народа путем го­лосования), устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной незави­симости. Иногда говорится также, что партии не могут создаваться на этнической, национальной, религиозной основе (обычно это относится к развивающимся странам), а их организации учреждаются только но тер­риториальному признаку, что нельзя создавать партийные организации на предприятиях, в учреждениях (последнее положение типично для постсоциалистических государств). Во многих европейских странах, од­нако, таких запретов нет, есть клерикальные партии (создаваемые с уче­том религиозного признака), в ряде стран создаются партийные органи­зации и по месту работы. Коммунистические партии в государствах тота­литарного социализма всегда строятся по территориально-производст­венному признаку.

Детально положение общественных объединений обычно регулиру­ется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-эконо­мических и иных объединениях, не имеющих главной целью извлечение прибыли, и об акционерных обществах (товариществах и т.д.), чья дея­тельность связана с получением доходов. Последний вид организаций регулируется нормами гражданского (торгового, частного) права. Иног­да существуют отдельные законы о профсоюзах, о кооперативах.

Право на объединение реализуется также путем создания и деятель­ности общественных учреждений, которые не имеют членства и цель которых состоит в оказании определенных социальных услуг. К ним близки органы общественной самодеятельности (уличные, родительские в школах и иные комитеты); часто возникают различные общественные движения (например, за охрану природы), которые также не знают по­стоянного членства и в которых иногда есть только коллективные члены.

Общественные объединения создаются явочным порядком, предва­рительного разрешения на это не требуется. Однако организации, имею­щие свои уставы, должны зарегистрироваться. Конституции устанавли­вают, что организация и деятельность общественных объединений долж­ны быть подчинены демократическим принципам (Испания). Даже если они занимаются политической деятельностью (в некоторых странах это прямо запрещено, например профсоюзам, религиозным объединениям) и оказывают давление на государственную власть, все же их главной целью в отличие от партий не является завоевание власти, создание правительства. В странах тоталитарного социализма общественные ор­ганизации вовлекаются в политику, но под руководством коммунисти­ческой партии: они рассматриваются как «приводные ремни» от партии к массам.

В отличие от объединений, занимающихся извлечением прибыли, общественным организациям не нужно получать лицензии (разрешения на деятельность), но они должны быть зарегистрированы (занесены в реестр) и представлять регистратору (обычно министерству юстиции) данные о своем финансовом положении.

Особенно детально законодательство регулирует порядок создания политических партий (в тех странах, где есть законы о политических партиях). Для создания партии необходимо присутствие на учредитель­ном собрании минимума граждан, обладающих политическими правами (в Венгрии — 10, в Болгарии — 50 человек). Присутствующие избирают председателя, секретаря, составляют учредительный протокол, прини­мают устав, документ о целях организации и т.д. Аналогичный порядок применяется и при создании некоторых общественных организаций.

Важнейшим политическим правом граждан является свобода собра­ний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и «сидячие» демонстра­ции). Это формы выражения коллективного мнения по общественно зна­чимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Правовое регулирование свободы собраний различ­но в зависимости от рода собрания. Для собрания в закрытом помещении не надо ни разрешения властей (мэрии, полиции), ни их уведомления, хотя нужно иметь, например, разрешение собственника занять принад­лежащее ему помещение на определенное время. Если организаторы собрания считают, что возможны беспорядки, они могут обратиться в полицию с просьбой прислать ее представителя, который не вправе вме­шиваться в ход собрания (его открывает, ведет и закрывает председа­тельствующий). Лишь при возникновении массовых беспорядков, а также если собравшиеся имеют оружие и специально подготовленные предметы, которые могут причинить ущерб здоровью людей, представи­тель полиции может действовать самостоятельно.

Если собрание происходит на улице, площади, в парке, собравшиеся ограничивают свободу других лиц (например, право на свободу передви­жения или прогулку в общественном месте). Поэтому для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей (в Германии — за 2 дня, во Франции — за 3, в Великобритании — за 6 дней). Кроме того, в ряде европейских стран полиция вправе запретить на 2—3 месяца всякие публичные собрания на открытом воздухе в контролируемом ею районе, если сочтет, что такое собрание может привести к общественным беспорядкам. Собрания не разрешаются в таких местах, где расположен законодательный орган, резиденция главы государства, где существуют острые национальные, религиозные и иные противоречия. В таких местах нередко запрещены и пикеты — небольшие группы граждан с плакатами возле пикетируемого объекта (здания), но иногда пикеты возле высших органов государствен­ной власти разрешены, правда, на определенном удалении.

Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением. Это относит­ся и к демонстрациям, но не к пикетам.

Для демонстраций существуют более жесткие требования: мэрия ут­верждает маршрут движения, может ограничить число участников де­монстрации. При отклонении от установленного маршрута полиция вправе вмешаться и рассеять демонстрацию с применением силы и тех­нических средств. В развивающихся странах полиция при несанкциони­рованных демонстрациях часто применяет оружие, бывают значитель­ные человеческие жертвы.

Особую форму имеет пикетирование — публичное выражение кол­лективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиления, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, други­ми изобразительными средствами.

К числу политических прав относится право петиций. Это индивиду­альные и коллективные обращения граждан к высшим органам государ­ства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту). Военнослужащие вправе подавать толь­ко индивидуальные петиции. Хотя по своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обра­щения по личным вопросам. В мусульманских странах этому праву соот­ветствует право любого мусульманина (члена уммы) прийти во двор резиденции монарха и обратиться с просьбой в часы и дни приема. В постсоциалистических странах, а также странах тоталитарного социа­лизма праву петиций отчасти соответствует право граждан обращаться с жалобами и заявлениями во все органы государственной власти, вклю­чая высшие.

Промежуточное место между политическими и личными правами за­нимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифициро­ванной государственной службе с ее чинами и рангами. К государствен­ной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народ­ных заседателей. Подробнее о государственной (публичной, граждан­ской) службе будет сказано ниже.

 

3. 6. Личные права и свободы

 

В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юриди­чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Одна­ко во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных. Это осуществляется после медицинского консилиума, по просьбе больного, а в отношении детей — с согласия родителей (в 1996 г. такие законы были приняты в некоторых штатах и территориях Австралии). Моментом смерти считается полное прекращение работы мозга. С этого момента можно брать для трансплантации органы умершего.

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновен­ность, физическая и психическая. Лишение свободы (тюремное заклю­чение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими междуна­родными преступлениями. Правда, у некоторых отсталых племен в от­дельных развивающихся странах еще встречается домашнее рабство, хотя законом оно запрещено.

Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным со­блюдением установленных законом процедур. Арест возможен при воз­буждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возмо­жен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауп­твахте (мера наказания).

Полицейское задержание с доставкой в участок может быть осущест­влено полицейским служащим при нарушении лицом общественного по­рядка; возможно задержание подозреваемого в преступлении, в терро­ризме, в подготовке преступления. Срок задержания ограничен: оно со­ставляет обычно 48—72 часа (в ряде развивающихся стран установлены более длительные сроки — до 180 дней в Индии по закону о террорис­тах). В некоторых случаях возможны другие основания для длительного задержания (например, для установления личности нарушителя грани­цы, бродяг), но всегда с санкции судьи. В Иране возможно бессрочное задержание на месте преступления.

Главной юридической гарантией против необоснованного задержа­ния считается институт «хабеас корпус», возникший в средние века в Великобритании и теперь принятый под этим же названием в большин­стве стран. Он означает, что любой задержанный по его требованию должен быть немедленно доставлен к судье и тот решит, освободить задержанного под залог или отправить в тюрьму. В странах Латинской Америки существует аналогичный институт — «процесс ампаро». Свобо­да личности не исключает принудительного лечения некоторых больных, например с психическими заболеваниями, временной изоляции других больных с крайне опасными заболеваниями для окружающих. Но осу­ществляется это во всех случаях по судебному постановлению.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особо го иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба. Конституционное право охраняет частную жизнь и имеющиеся у государственных органов данные о личности (Болгария, Венгрия, Нидерланды). Такие данные не могут быть обнародованы без ведома лица, запрещается и и? использование во вред личности. Некоторые конституции (например Перу 1993 г.) предусматривают особые формы судебного процесса, связанные с истребованием от государственных органов данных о личности с нарушением правил их обнародования.

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашаю! свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь этс право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан заявлять с своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической пар тии и ее молодежной организации). Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок мораль, использоваться в политических целях, хотя в некоторых странах, например в Польше, церковь активно участвует в политике. Запрешается дискриминация на религиозной основе, но кое-где определенные церковные организации пользуются преимуществами или государственной поддержкой (например, католики в Северной Ирландии, Испании мусульмане в арабских странах, иудеи в Израиле, восточная православная церковь в Болгарии и Греции, англиканская церковь в Великобрита­нии, лютеранство в Дании). Провозглашение законом какой-либо рели­гии или церкви государственной не исключает свободного исповедания других религий, но влечет за собой поддержку такой церкви из государ­ственного бюджета, назначение высших священников главами госу­дарств — монархами (глава государства одновременно считается главой государственной церкви), оплату священников в войсках из государст­венного бюджета. В Великобритании в верхней палате парламента «по должности» заседают высшие церковные иерархи государственной цер­кви. В ряде стран Латинской Америки осуществляется государственный патронат над определенной церковью: президент назначает епископов из числа кандидатур, предложенных ему церковью. Религиозные объедине­ния обычно являются юридическими лицами, имеют собственность, вправе создавать свои предприятия, учреждения (обычно создают сель­скохозяйственные, художественные предприятия, учебные заведения), на их работников распространяется законодательство о труде, о социаль­ном страховании.

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жили­ще, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух поня­тых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить про­исходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.

Конституционным правом личности является тайна переписки, те­лефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки воз­можно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозревае­мых с совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих политичес­ких противников избирательным штабом президента Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это дело широко известно как «уотергейт» (по названию местности, где рас­полагался избирательный штаб демократической партии).

Свобода передвижения по территории страны и выбор места житель­ства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обес­печения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболева­ний, в условиях чрезвычайного положения.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвра­титься в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограниче­ния на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернатив­ную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государствен­ную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении докумен­тов на эмиграцию.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сфе­рой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифи­цированной юридической помощи, презумпция невиновности, право об­виняемого на защиту и др.

 

3. 7. Конституционные обязанности личности

 

Установленные конституциями основные обязанности могут отно­ситься одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин, не может ссылать­ся на незнание закона); платить налоги (между многими государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, со­гласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей стране). Все лица, живущие в стране, обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Гражданин несет дополнительные обязанности: его долг — защита родины. В ряде государств существует всеобщая воинская обязанность для граждан. Граждане-мужчины определенного возраста (обычно до­стигшие 18—19 лет), а в некоторых странах (например, в Израиле) и женщины призываются на определенный срок на военную службу (в разных странах от полугода до двух-трех лет) и после ее окончания увольняются в запас. Резервисты время от времени призываются на военные сборы (обычно на короткое время — от двух недель до полутора месяцев), где проходят военное обучение. Во время войны военнообязан­ные граждане призываются в действующую армию.

Если убеждения гражданина или его вероисповедание противоречат несению военной службы (особенно с оружием в руках), военная служба может быть заменена так называемой альтернативной гражданской службой. Обычно такие граждане работают в течение армейского или более длительного срока на стройках, на сельскохозяйственных работах, на работах тяжелых, грязных, в качестве санитаров и сиделок в боль­ницах.

Гражданин обязан иметь основное общее образование (число необхо­димых классов школы, как отмечалось, может быть неодинаковым в раз­ных странах), в ряде стран в соответствии с законами (там, где предус­мотрено обязательное голосование) он должен участвовать в выборах.

В государствах тоталитарного социализма конституции устанавли­вают и другие обязанности: трудиться, соблюдать общественный поря­док, охранять честь родины, беречь государственную тайну, укреплять сплоченность национальностей и т.д. Как отмечалось, многие из таких конституционных обязанностей имеют, по существу, моральный ха­рактер.

 

3.8. Гарантии конституционных прав и способы обеспечения выполнения конституционных обязанностей

 

Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демокра­тии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени неза­висимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничений и других факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические. Первым придается особое значение в странах тоталитарного социализма. В качестве экономичес­ких гарантий конституции обычно называют социалистическую систему хозяйства, ликвидацию безработицы, бесплатное предоставление в рас­поряжение «трудящихся» общественных зданий для проведения собра­ний и т.д. Политические гарантии в марксистской доктрине связываются с характером государственной власти: подлинной гарантией считается принадлежность государственной власти трудящимся, рабочим, крес­тьянам, трудовой интеллигенции. Наиболее общей юридической гаран­тией признается режим «социалистической законности».

В странах рыночной экономики (в том числе социально ориентиро­ванной) экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабаты­ваемых юридических гарантиях. В доктрине основной социально-эконо­мической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает возможность человеку независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий; существование социального государства; все более массовый характер «среднего класса». Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением рефе­рендумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппози­ции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гаран­тией является существование правового государства. В новейших кон­ституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав. Среди них уже названные нами формы обращения в суд, роль судьи в защите конституционных прав, роль президента как гаранта этих прав, деятельность омбудсмана (уполномоченного по правам человека).

Конституции и законы предусматривают разные способы осущест­вления основных прав: явочный порядок,заявительный порядок,разре­шительный порядок, режим судебных санкций. В первом случае для осуществления предусмотренных конституцией прав не нужно никаких дополнительных обращений к органам государства, можно непосредст­венно проводить собрание в закрытом помещении или публиковать ста­тью с критикой деятельности правительства. Регистрация в некоторых случаях при осуществлении явочного порядка использования конститу­ционных прав носит, по существу, технический характер.

Заявительный порядок предполагает заблаговременную, в предус­мотренный законом срок информацию государственных органов, а иног­да предприятий, организаций, собственников (например, при забастов­ке) о намерении осуществить то или иное конституционное право. Несо­блюдение этого условия влечет признание данной акции незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями: полиция вправе рассеять собрание на открытом воздухе, если заранее не было сделано определен­ной заявки; суд может оштрафовать профсоюз, если работодатель не предупрежден заранее о готовящейся забастовке. Для некоторых кон­ституционных прав установлен разрешительный порядок. Они могут осу­ществляться только после получения разрешения от соответствующих органов государства или местного самоуправления. Подобные примеры уже приводились в связи с правом на уличные демонстрации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.