Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народная законодательная инициатива 5 страница




8) Ответственность государства за судебную ошибку. Государстве возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлени­ем правосудия. Правда, государство имеет право на регрессный иск — не возмещение виновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавшему, или на возмещение иным образом, но только если вина судьи будет доказана.

Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголов­ного процесса — гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется осо­бенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран — с момента задержания); право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый об­виняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается ис­пользование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Некоторые из названных принципов относятся прежде всего к уголов­ному процессу, но распространяются и на гражданские дела (например, о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, о неприменимости обратной силы закона, отягчающего ответственность).

Органы, и должностные лица, содействующие осуществлению су­дебной власти. В актах конституционного права упоминаются различ­ные органы и должностные лица, одна из задач которых (иногда не глав­ная) состоит в содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители. Деталь­но их полномочия регулируются особыми законами и изучаются в других отраслях права.

Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершив­ших преступления. Действуя как представитель государства, она поддер­живает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения проку­ратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за закон­ностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (на­пример, в США обязанности генерального прокурора возложены на ми­нистра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участ­вует директор публичных преследований.

Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.

Адвокатура — независимая и самоуправляющаяся организация. Кол­легии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических государствах это еди­ная организация, хотя и в англосаксонских странах существуют, напри­мер, общегосударственные объединения адвокатов высшей квалифика­ции. В некоторых западных странах адвокатура считается не организа­цией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции.

Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечи­вают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распо­ряжения судьи.

Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись иму­щества и т.д.).

Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функ­ции.

 

Тема 11. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА:

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

 

В некоторых странах, например в Великобритании, вопросы местного самоуправления и управления регулируются нормами административно­го, а не конституционного права, хотя четкого различия между сферами их применения не проводится. В большинстве стран основные положе­ния об управлении на местах содержатся в конституциях и традиционно рассматриваются в науке конституционного права, хотя в некоторых постсоциалистических странах и других государствах выделяется осо­бая отрасль и наука муниципального права.

 

11.1. Понятие местного самоуправления и управления

Административно-территориальное деление. Территория госу­дарства (в федерациях — территория субъектов федерации) делится на административно-территориальные единицы. Такого деления нет только в очень мелких островных государствах (Аруба, Бахрейн, Мальта, Науру, Тувалу и др.). Бывает двухзвенное деление: области (губернии, округа, провинции) — общины (муниципии, коммуны), трехзвенное: об­ласти — районы — общины, четырехзвенное: регионы — области — районы — общины. Двухзвенное деление существует, например, в Бол­гарии, трехзвенное — в Китае, четырехзвенное — во Франции. В каждой из таких единиц есть либо назначенное должностное лицо, управляющее ею (губернатор в Финляндии, воевода в Польше, управитель области в Болгарии), либо назначенное должностное лицо и избранный граждана­ми совет (префект и генеральный совет в департаменте Франции), либо только избранный совет, выбираемые его председатель и мэр (в графст­вах Великобритании, в коммунах Франции).

Государственная власть и публичная власть территориального коллектива. Характер органов, осуществляющих управление на мес­тах — в административно-территориальных единицах, в районах адми­нистративной автономии, — определяется двумя факторами: разным подходом к понятию государственной власти и публичной власти территориального коллектива и доктриной разделения административно-тер­риториальных единиц на «естественные» и «искусственные».

В большинстве государств принята концепция, согласно которой ор­ганами государственной власти являются только центральные органы (парламент, глава государства, правительство и др.), их представители на местах (назначаемые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды. Что же касается выборных органов на местах и формируемой ими собственной администрации, то они рассматриваются как местные орга­ны самоуправления и управления территориальных коллективов. Это тоже публичная власть, но не государственная, а власть населения тех административно-территориальных единиц, которые рассматриваются как территориальные коллективы (не все административно-территори­альные единицы признаются территориальными коллективами). Истоки такого подхода лежат в «общинной теории», пользовавшейся раньше большим влиянием.

Органы местного самоуправления автономны по вопросам их компе­тенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указа­ния, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например, сколько средств отвести в местном бюджете на цели образо­вания, возвести ли мост через ручеек или построить сельский клуб и т.д.). Они вправе и обязаны вмешаться, если орган самоуправления нарушает закон. В отличие от системы советов в странах тоталитарного социализма местные органы самоуправления не соподчинены между собой: каждое звено местных органов самоуправления осуществляет собственные полномочия.

По уполномочию центральных органов государства местные органы самоуправления могут осуществлять также некоторые функции органов государственной власти, и тогда последние вправе давать им конкретные указания. Но в этом случае органам местного самоуправления передают­ся необходимые материальные и финансовые средства. Детально право­вое положение органов самоуправления регулируется специальными за­конами (в некоторых постсоциалистических странах — законами об ос­новах самоуправления), а также принимаемыми ими хартиями, уставами или даже, как в Бразилии, Местными органическими законами (так назы­ваются акты органов самоуправления, регулирующие их правовое поло­жение).

В некоторых странах принята, однако, иная, «государственная» теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход

чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.

«Естественные» и «искусственные» административно-территориальные единицы. Второе отмеченное выше обстоятельство — раз­личная природа административно-территориальных единиц оказывает влияние не столько на принципиальный подход к положению местных органов в целом, сколько на их структуру. Согласно принятой во многих странах доктринальной концепции, различаются «естественные» и «ис­кусственные» административно-территориальные единицы. Первые — это разного рода поселения, села, города, где люди исторически и «есте ственно» группировались для совместной жизни, обычно возле источни ков воды. Они выбирали для управления определенных лиц — вождей старейшин, создавали свои коллегиальные органы управления — сходы собрания, советы. Эта форма получила в современном праве название общинного (коммунального) самоуправления. Города тоже рассматрива ются в праве как общины, но компетенция крупных городов шире. Е настоящее время наблюдается тенденция укрупнения мелких общин оказавшихся нежизнеспособными. В Нидерландах их число сократилосг вдвое, в Германии — втрое.

Районирование территории страны актами государственных органов вызвало к жизни «искусственные» административно-территориальные единицы — воеводства, губернии, области, районы и т.д. В этих едини­цах, если они признаются территориальными коллективами, могут быть созданы выборные органы самоуправления или действуют только назна­ченные сверху чиновники (в Польше — воеводы, в Болгарии — управи­тели областей, в Таиланде — губернаторы и т.д.). Это региональные самоуправления, если есть выборные органы, и региональное государст­венное управление, если есть назначенные чиновники. Региональные-выборные органы самоуправления (обычно они, как и в общинных единицах, называются советами) создают свою региональную администрацию местного самоуправления. Это чиновники, ведающие делами по круг) компетенции местных органов самоуправления. Государственное региональное управление тоже имеет свою администрацию — чиновников подчиненных губернатору, воеводе или префекту. В демократически? странах назначенные органы государственного управления бывают толь ко на региональном уровне, но в странах с полудемократическими, авто ритарными, тоталитарными режимами представители государства — чиновники назначаются (хотя и редко) также в общины. Вместе с тем во многих странах существуют промежуточные административно-территориальные единицы — районы, округа, где в отличие от других админи­стративно-территориальных единиц страны представительные органы не избираются. Ими управляют назначенные чиновники или делегатуры вышестоящих советов.

В марксистско-ленинской концепции конституционного права ни те, ни другие различия (государственной власти и политической власти местного самоуправления, общинного и регионального самоуправления и управления) не проводятся. В соответствии с лозунгом «Вся власть Советам!» все органы типа советов — народные советы, советы депута­тов трудящихся, собрания депутатов, собрания народных представите­лей и т.д. — рассматриваются как единственные полновластные органы на своей территории. Они избираются гражданами (в некоторых странах в какие-то периоды избирались только трудящимися гражданами) и со­подчинены по вертикали. Муниципальной автономией они не обладают. Советы рассматриваются как государственные органы.

Особыми территориальными единицами являются крупные города с прилегающими окрестностями (городские агломерации), союзы общин, школьные округа, экологические округа и т.д. Они не считаются административно-территориальными единицами, не имеют органов самоуправления и управления, хотя для решения своих вопросов со­здают комитеты и советы (иногда выборные). На особом положении находятся столичные округа (столица государства с прилегающими ок­рестностями), но в них также избираются свои коллегиальные органы (советы). Территории (союзные территории) в федерациях рассматри­ваются как особые административно-территориальные единицы и имеют особый порядок управления.

 

11.2. Системы органов местного самоуправления и управления

 

В зависимости от применения той или иной концепции (единой госу­дарственной власти или разделения государственной власти и местного самоуправления, признания или непризнания «естественных» и «искус­ственных» административно-территориальных единиц и др.), а также от национальных особенностей и традиций различных государств различа­ются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система со­ветов.

В соответствии с англосаксонской системой для решениулестных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на два — четыре года. Он состоит из трех — семи членов, в крупнейших городах — из 35—50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых долж­ностных лиц — шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-терри­ториальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах — графствах), казначея и др.

Органа общей компетенции, аналогичного исполкому совета в стра­нах тоталитарного социализма, не создается. В США местной управлен­ческой деятельностью занимаются избранные населением должностные лица и те члены совета, которым это поручено, в Великобритании — отраслевые постоянные комиссии (комитеты), создаваемые из членов совета, — комитеты по строительству, по вопросам образования, по местным дорогам и др. Комитеты подбирают служащих, которые утверж­даются советом, и под руководством постоянного комитета занимаются исполнительной деятельностью, но только в рамках компетенции мест­ного самоуправления. В городах, как правило, действуют хартии самоуп­равления (некоторые из них пожалованы монархами столетия назад), в соответствии с которыми избираются советы и мэры. Мэры избираются либо непосредственно гражданами, либо советами. В первом случае это «сильный» мэр, получивший свою должность непосредственно от изби­рателей и нередко даже обладающий правом вето по отношению к реше­ниям совета, во втором — «слабый», во многом зависящий от совета, его избравшего. В некоторых городах совет нанимает на срок (иногда до 12 лет) специалиста-менеджера для управления. Он тоже называется мэром, бургомистром.

Данная система не предусматривает назначения из центра чиновни­ков на места для контроля за действиями выборных советов. Местные советы в пределах закона, обычая, сложившейся практики самостоятель­но решают вопросы, не входящие в компетенцию центральных, государ­ственных органов. Контроль центра за их деятельностью осуществляется путем финансовых ревизий (основную долю в финансировании местных расходов составляют, как правило, не местные налоги и доходы, а дота­ции из государственного бюджета), министерских инспекций (проверку производят уполномоченные министра по делам местного самоуправле­ния), судебного контроля (центральные органы могут обращаться в суде исками против органов местного самоуправления).

В развивающихся странах — бывших британских колониях, несмот­ря на влияние англосаксонского права, такая система местного самоуп­равления не получила распространения; там созданы более централизо­ванные системы, сочетающие выборность и назначаемость местных орга­нов (Индия, Малайзия, Кения и др.).

Романо-германская (континентальная) система местного самоуп­равления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами. Она строится на основе сочета­ния выборности и назначаемости местных органов. Основанием для при­менения того или иного способа формирования местных органов (выбор­ности или назначаемости) обычно служат два момента: различение об­щинного и регионального звена административно-территориального де­ления и признание или непризнание данной административно-террито­риальной единицы территориальным коллективом. В общинах (посел­ках, городах, объединениях нескольких деревень — они обычно называ­ются коммунами) существуют только выборные органы местного самоуправления — совет и мэр с одним или несколькими заместителями. Совет и мэр могут избираться населением, но раздельно: отдельно голосуют за членов совета, отдельно — за мэра. Мэр и его заместители могут изби­раться также советом коммуны, как во Франции. Иногда совет избирает коллегиальный орган: в Польше — правление во главе с избранным вой­том. Никаких назначенных сверху администраторов — представителей государственной власти в коммуне нет,

Существует несколько вариантов управления «искусственными» ад­министративно-территориальными единицами по этой системе. В соот­ветствии с первым вариантом в некоторых административно-территори­альных единицах областного или районного звена, которые не рассмат­риваются как территориальные коллективы, действуют только назначен­ные центром чиновники — органы государственной власти (губернаторы в Финляндии и Турции, управители областей в Болгарии, воеводы вое­водств в Польше, помощники комиссаров или супрефекты в округах Франции — единицах районного значения). В соответствии со вторым вариантом в административно-территориальных единицах, которые рас­сматриваются как территориальные коллективы, одновременно действу­ют выборные советы — органы местного самоуправления и назначенные из центра чиновники, которые являются представителями президента, правительства, министра внутренних дел (в регионах и департаментах Франции, в областях Италии, в губерниях Индонезии, в губерниях и районах Таиланда, в областях и районах Украины и др.). Эти чиновники по уполномочию центра осуществляют на местах государственную власть, контролируя законность действий органов местного самоуправ­ления. При таком варианте совет избирает свой исполнительный орган, единоличный или коллегиальный (председателя, джунту и др.), который руководит администрацией, подчиненной совету. Чиновник — предста­витель государства имеет свою администрацию. В его ведении обычно находятся вопросы охраны порядка.

Раньше, до 80-х годов, в некоторых странах Европы представитель государства в регионе контролировал целесообразность принимаемых советом решений, в связи с чем употреблялся термин «административная опека». В частности, до вступления в силу акта органа местного самоуправления префект (или комиссар, губернатор и др.) визировал каждый такой акт, без чего решение совета не вступало в силу. Теперь этот контроль осуществляется во многих странах только с точки зрения законности принимаемых решений. Он является гораздо менее жестким:

комиссары (префекты и др.) проверяют акты советов, но прежнее визи­рование отменено; оспорить законность актов они могут лишь в местном административном суде. Установлен и срок для таких возражений. Вмес­те с тем в некоторых странах Европы действует прежняя концепция опеки (например, в Польше, где воевода не только отменяет акты совета гмины, но и может распустить совет). Сохранились прежние порядки в государствах Азии, Африки. В ряде стран назначенные сверху предста­вители государственной власти могут обратиться к главе государства или к правительству с предложением о роспуске избранного совета и проведении новых выборов в связи с систематическим нарушением сове­том законодательства или его неработоспособностью.

Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. В ряде стран она имеет существенные особенности: в Мексике она несколько иная, чем в Никарагуа, а в Арген­тине совсем не похожа на систему, существующую в Колумбии; в неко­торых странах эта система близка к охарактеризованной выше романо-германской, хотя в странах Латинской Америки роль представителей центра всегда значительнее в силу широких полномочий президента. Кроме того, во многих странах Латинской Америки имеются крупные земельные латифундии и господство местных землевладельцев налагает существенный отпечаток на систему управления.

При иберийской системе местного самоуправления и управления на­селение административно-территориальных единиц (в том числе общин, муниципий) избирает совет и главное должностное лицо данной админи­стративной единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра); иногда изби­рается коллегия должностных лиц. В некоторых странах главное долж­ностное лицо избирается не населением, а советом. Алькальд (префект и т.п.) одновременно является председателем совета, его исполнитель­ным органом и утверждается правительством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в данной административно-терри­ториальной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета. Словом, алькальд сосредоточивает в своих руках основные рыча­ги местного руководства и обладает большой властью. Правда, опека почти не применяется: алькальду как председателю совета предоставля­ются широкие возможности не принимать в совете решения, которые он же будет вынужден позднее отклонить.

Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Она применяется в странах социализма. Совет рас­сматривается как орган государственной власти и в свою очередь избира­ет другой государственный орган — исполнительный комитет — колле­гиальный орган государственного управления в данной административ­но-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителя­ми отделов и управлений и при помощи подчиненных им государствен­ных служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образо­ванием, здравоохранением, торговлей, местной промышленностью и т.д.).

Такая система создается во всех административно-территориальных единицах. Лишь в мелких населенных пунктах совет может избрать не исполком, а председателя и секретаря совета, которые и ведают исполни­тельной деятельностью. Иногда наряду с исполнительным комитетом совет избирает постоянный комитет, который между сессиями совета осуществляет его полномочия (в Китае это постоянный комитет местно­го собрания народных представителей). Чиновники для контроля за дея­тельностью советов сверху не назначаются, но советы как органы госу­дарственной власти подчинены по вертикали вышестоящим представительным органам. Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы. При руководящей роли коммунистической партии деятельность советов практически направляется ее местными органами и организациями.

Особые формы местного управления существуют в условиях военных режимов. В административно-территориальные единицы, особенно круп­ные, назначаются военные губернаторы и коменданты, которые в свою очередь назначают офицеров в нижестоящие административно-тер­риториальные единицы. Назначенные должностные лица осуществляют управление на основе единоначалия с применением методов военного регулирования.

 

11.3. Органы общинного самоуправления и управления

 

Существует несколько видов органов общинного самоуправления. На низовом уровне это может быть староста (солтыс в Польше, кмет в Болгарии), староста деревни и городского квартала (Индонезия, Таи­ланд). Староста избирается обычно на сходе жителей села открытым голосованием, в странах Востока (например, в Индонезии) он утвержда­ется министром внутренних дел из числа трех кандидатов, избранных собранием жителей.

В селе, группе деревень, в мелкой общине (например, в Великобрита­нии с числом менее 150 жителей) по мере надобности созывается сель­ский сход. Помимо выборов старосты деревни сход решает главные во­просы местной жизни: о строительстве и ремонте дорог, мостов местного значения, о противопожарной охране, санитарии и др. Для этого он может вводить очень небольшой разовый местный налог (самообложе­ние). В некоторых странах сход (собрание) более формализован: уста­новлены законом возраст его участников (Филиппины — 15 лет, Танза­ния — 21 год), периодичность созыва (например, в Индии 2 раза в год). Собрание деревни может избрать единоличного главу сельской админи­страции или коллективный орган (совет, комитет, правление).

В более крупных общинах гражданами (а иногда и постоянно прожи­вающими в общине негражданами) избирается совет. Обычно такие советы обобщенно называют муниципалитетами. Совет избирается, как правило, на 2—4 года и обладает правами юридического лица, имеет свой бюджет, распоряжается собственностью общины. В сферу его полномо­чий входят вопросы образования, здравоохранения, санитарии, стро­ительство муниципального жилья для бедных слоев населения, ремонт дорог и др. Представительный орган имеет исключительные полномочия. Только он (или сход граждан в общинах, где нет совета) может прини­мать устав данного территориального коллектива, обязательные реше­ния и правила, свой бюджет, планы и программы развития, вводить мест­ные налоги, устанавливать порядок управления своей муниципальной собственностью. Свои полномочия советы осуществляют на периодичес­ки созываемых сессиях. В некоторых развивающихся странах избирают­ся не все члены совета — часть их входит в состав совета по должности, в связи с общественным положением. Особые места резервируются для женщин, в Индии — для зарегистрированных каст и племен.

Следующий орган общины — глава муниципального образования, обычно называемый мэром. Иногда непосредственно гражданами или советами избираются и другие должностные лица местного самоуправ­ления.

В небольших общинах советы избирают лишь председателя — мэра — и секретаря, в более крупных избирается коллегиальный орган и мэр (либо мэр и его заместители). Мэр занимает своеобразное поло­жение: он одновременно является органом местного самоуправления и органом управления, если избирается непосредственно гражданами. Мэр, избираемый или нанимаемый советом, часто только админист­ратор.

Важнейшая форма осуществления местного самоуправления — местные референдумы. Формами самоуправления являются также на­родная правотворческая инициатива (предложения граждан должны быть рассмотрены на открытом заседании совета) и территориальные органы общественного самоуправления, создаваемые в некоторых странах (уличные, квартальные и иные комитеты). Они не имеют власт­ных полномочий.

Работа депутата органа местного самоуправления в отличие от парла­ментариев не оплачивается (оплачивается лишь работа освобожденных работников: председателя совета, секретаря и др.), но в ряде стран (Ве­ликобритания, США, Япония) члены совета получают вознаграждение за каждое участие в заседании.

 

11. 4. Органы регионального самоуправления и управления

 

Известно несколько систем регионального самоуправления и управ­ления; они отражают особенности тех моделей, о которых говорилось выше.

1. В ряде стран на региональном уровне органами управления являют­ся только назначенные чиновники (губернаторы, управители, воеводы и др.). Представительных органов, избираемых населением, в такой ад­министративно-территориальной единице нет. При назначаемом из цент­ра чиновнике может создаваться совещательный орган. Чиновник фор­мирует его сам, по своему усмотрению (Украина) или этот орган состоит из делегатов советов нижестоящих административно-территориальных единиц (например, сеймик при воеводе в Польше, куда делегируются по два представителя от советов гмин — общин). Иногда совещательными органами при губернаторе являются дирекция, секретариат, состоящие из подчиненных губернатору ведущих чиновников местного управления, а также из некоторых других влиятельных лиц, включаемых в дирекцию самим губернатором.

2. В регионах одновременно действуют избранные советы и назна­ченные «сверху» представители государственной власти. Этот спо­соб регионального самоуправления и управления охарактеризован выше на примере романо-германской (европейской континентальной) системы по отношению к регионам (режьонам, департаментам во Франции и др.). С 1996 г. он существует на Украине. При этом способе управления мест­ные советы должны уведомлять руководителя государственной админи­страции в регионе, комиссара (префекта и т.п.) о своих решениях, но теперь такие решения для исполнения не нуждаются в обязательной визе комиссара. Если в административно-территориальной единице парал­лельно действуют представитель государства и совет, то сферы их компе­тенции разграничены законом. Поэтому существуют две системы орга­нов, занимающихся непосредственной исполнительной деятельностью: чиновники, подчиненные представителю государственной власти, и служащие местного самоуправления.

3. В ряде испаноговорящих стран избираются и советы, и представители государственной власти. Последние, однако, становятся такими представителями только после избрания их председателями местных советов. Будучи избраны председателями советов, они, и только они назначаются правительством как представители государственной власти. В данном случае нет двух систем органов, занимающихся непосредственной исполнительной деятельностью в регионе: этот аппарат возглавляет председатель совета, он же — представитель государства, но предметы ведения между представителем государства и советом разграничены. Подобная система существует в некоторых звеньях административно-территориального деления в Египте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.