Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть 3 страница. Прокуратура в Германии, как и во Франции, не составляет отдельной системы, а действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции




Прокуратура в Германии, как и во Франции, не составляет отдельной системы, а действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции. Прокуроры расследуют наиболее сложные дела с помощью полицейских служб и предъявляют обвинение. По уголовным делам су­дебное разбирательство всегда, в том числе по делам частного обвине­ния, которые возбуждаются самими потерпевшими, осуществляется с участием прокурора. Прокуроры вправе в определенных случаях участ­вовать и в рассмотрении гражданских дел.

 

15. 8. Германский федерализм

 

Создание современного германского федерализма было в значитель­ной мере результатом политики западных оккупационных держав, кото­рые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централи­зованного милитаристского германского государства. ФРГ — это кон­ституционная федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г. Каких-либо федеративных договоров между федерацией и землями в Германии не существует (упомянутый выше договор об объединении ФРГ и ГДР — это акт иного рода). Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как коопера­тивный федерализм, поскольку существует законодательно оформлен­ное их сотрудничество между собой.

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия в уровне эко­номического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Крупнейшая по территории земля Бавария в 174 раза больше самой малой земли Бремен, а наиболее населенная земля Северный Рейн — Вестфалия в 26 раз превосходит тот же Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так как все это немецкий язык. ФРГ построена по терри­ториальному принципу. При обособлении земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические связи. Других территори­альных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (административно-территориальное деле­ние — это уже деление земель). Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть.

Конституция закрепляет основные принципы федеративного устрой­ства ФРГ: 1) конституционный порядок в землях должен соответство­вать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства, федерация гарантирует соответствие конституцион­ного порядка земель положениям конституции ФРГ. Земли имеют свои конституции, местные парламенты (ландтаги, в городах-землях такие представительные органы называются сенатами), принимают законы, имеют свое правительство, но хотя эти земли иногда в конституциях называются государствами, государственного суверенитета они не имеют; 2) на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности; кадры федеральных органов должны формироваться соответственно чиновни­ками всех земель, если же тот или иной федеральный орган действует в земле, его сотрудники должны набираться, как правило, из этой земли;

3) все земли, независимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в бундесра­те; 4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, по­скольку конституция не устанавливает иного порядка, но федеральное право имеет преимущество перед правом земель; 5) компетенция федера­ции и земель разделена. Различаются исключительная компетенция фе­дерации (это 11 вопросов, в том числе внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция земель. Земля может издавать законы в сфере конкурирующей компетенции, если вопрос не урегулирован феде­ральным законом. Федерация вправе издавать законы и в сфере, относя­щейся к землям, если полагает, что вопрос не может быть эффективно решен землей, если регулирование одной земли может нарушить интере­сы другой земли и т.д. Кроме вопросов исключительной и совместной компетенции федерация наделена правом издавать общие предписания по ряду других вопросов: общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. По существу, это основы законодательства, законы-рамки. Используя данное право, федерация расширяет свою компетенцию за счет земель. Осуществляя свои полномочия, федерация и земли отдельно несут расходы, но если земля действует по поручению федерации, расхо­ды несет последняя. Земли имеют свои бюджета, но федерация должна принимать меры для экономического выравнивания земель путем оказа­ния помощи, путем инвестиций и т.д.; 6) основной закон допускает воз­можность федерального принуждения; если земля не выполняет обязан­ностей, возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами, федеральное правительство может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнять свои обязанности (на практике такие меры не применялись); 7) в соответствии с концепцией коопера­тивного федерализма все учреждения федерации и земель должны ока­зывать друг другу правовую и административную помощь. В случаях серьезных нарушений общественного порядка, при стихийных бедствиях земля может просить федеральное правительство о направлении феде­ральных вооруженных сил, полицейских сил другой земли. В случае катастроф, охвативших несколько земель, федеральное правительство может и по своей инициативе направить в соответствующие земли воору­женные силы и дать указания другим землям о направлении в район бедствия полицейских сил.

Как уже говорилось, земли имеют свои законодательные органы — ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет. Они форми­руют правительства земли на основе тех же принципов, что и федера­ция. Положение премьер-министра земли аналогично положению феде­рального канцлера.

 

15. 9. Местное самоуправление и управление

 

Земли делятся на округа (их более 50), округа — на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В целом по стране 90% сельских общин и 10% — городских.

Положение и организация административно-территориальных еди­ниц регулируются конституциями земель. Они устанавливают, в част­ности, что государство (имеется в виду, прежде всего, земля) должно предоставлять денежные средства общинам и их объединениям, устанав­ливать источники доходов, которыми они вправе пользоваться по своему усмотрению. Более детально организация административно-территори­альных единиц регулируется уставами общин и округов. Общины вправе принимать решения по вопросам общинного транспорта, строительства жилья, школ, местных дорог, спортивных сооружений, туризма и др., для чего они могут устанавливать местные налоги. Аналогичными полномо­чиями, но в более широких масштабах пользуются округа (крупные горо­да приравниваются к округам).

Во всех административно-территориальных единицах, кроме окру­гов, существуют представительные органы, избираемые гражданами (а иногда и постоянно проживающими негражданами) на срок от 4 (напри­мер, в земле Гессен) до 6 лет (Бавария). В самом общем виде схема управления в округах, районах, общинах сходна. Во главе округа стоит правительственный президент (регирунгспрезидент), назначенный правительством земли. Он следит за соблюдением законов и актов пра­вительства и федерации, и земли. Представительного органа в округе нет. В районе имеется избираемое на срок от 4 до 6 лет районное собрание, в выборах в некоторых землях участвуют и постоянно проживающие граждане. Глава администрации района — ландрат избирается в одних землях районным собранием, в других — непосредственно избира­телями. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают бургомистра (обербургомистра в общинах с населением более 50 тыс. человек). Бургомистр нередко изби­рается (иногда нанимается по контракту) на длительный срок: 8—12 лет.

При общей схеме организация самоуправления и управления в общи­нах земель неодинакова (в округах и районах она более или менее одно­типна). Обычно различают четыре модели организации местного самоуп­равления и управления в общинах: 1) южногерманская модель (напри­мер, в Баварии). Представительный орган — совет общины и исполни­тельный орган — бургомистр составляют в известной мере единую кол­легию. Они избираются населением раздельно, но бургомистр становит­ся по должности председателем совета общины. Ведущая роль принадле­жит совету; 2) северогерманская модель (например, в земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и др.), избранный населени­ем, избирает директора общины и исполнительный комитет. Комитет занимается подготовкой решений совета, а директор руководит общин­ной администрацией, ведет текущие дела. Решающая роль также принад­лежит совету; 3) модель совет — бургомистр (земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирает­ся представительным органом и является по должности его председате­лем. Однако в отличие от южногерманской модели бургомистр обладает значительными полномочиями, единолично решая важные вопросы;

4) модель совет — магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным ор­ганом является коллективная магистратура, избираемая советом. Маги­стратура состоит из оплачиваемого бургомистра (нередко им является, по существу, нанимаемый на срок специалист по управлению, который лишь оформляется на должность в порядке избрания) и неоплачиваемых членов магистратуры — своего рода совета при бургомистре. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном теку­щую работу по управлению.

Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осущест­вляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчинен­ности органы — окружные и районные управления различных минис­терств. Этот контроль по подчиненности объясняется тем, что в Герма­нии, как и во многих других странах, муниципалитеты рассматриваются как корпорации публичного (а не частного) права и потому подлежат контролю со стороны государства. Есть и судебный контроль, осущест­вляемый административными судами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.