Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-территориальное устройство, территориальное самоуправление. 3 страница




В Китае применяется прежде всего административная форма на­ционально-территориальной автономии в условиях унитарного госу­дарства. Компактно проживающие национальные меньшинства (тибет­цы, уйгуры, чжуаны, маньчжуры и др.) могут создавать три вида автоном­ных образований: автономные районы — наиболее крупная единица, автономные округа — среднее звено, автономные уезды (таков традици­онный перевод на русский язык китайских названий). В Китае существу­ют 5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район и др., 30 автономных округов и более 120 автономных уездов.

В соответствии с законодательством Китая национальная автономия рассматривается как политическая форма марксистско-ленинского ре­шения национального вопроса, важный институт политической системы общества. Она характеризуется как неотъемлемая часть унитарного го­сударства, органы автономных образований выполняют обычные функ­ции органов государственной власти и управления, но вместе с тем явля­ются органами самоуправления населения данной территории. Они обязаны, в частности, сохранять единство страны.

Решения о создании автономных образований, об их границах, назва­ниях принимаются после «всесторонних консультаций» вышестоящими органами государственной власти (для автономных районов это ВСНП и Постоянный комитет ВСНП, для автономных округов — провинциаль­ные собрания народных представителей и их постоянные комитеты и т.д.). Такие решения, хотя они и принимаются для высшей ступени автономии органами государственной власти, подтверждаются Государ­ственным советом, после чего автономия считается созданной. Названия автономных образований зависят от местности (например, Внутренняя Монголия), от названия национальностей (Гуанси-Чжуанский автоном­ный район) и других обстоятельств.

Основы правового статуса автономных образований регулируются особым разделом конституции КНР, а более детально — специальным законом об автономных национальных образованиях. Кроме того, авто­номные образования принимают свои Положения об автономии, которые подлежат утверждению вышестоящими органами (Положение об авто­номном районе утверждается Постоянным комитетом ВСНП, остальные Положения — соответствующими постоянными комитетами местных представительств тех административно-территориальных единиц, в со­став которых входит данная автономия). Все Положения об автономии после их утверждения должны быть представлены для контроля Посто­янному комитету ВСНП.

Органы самоуправления в автономных образованиях строятся так же, как органы государственной власти и управления в китайских (хань-ских) районах (собрания народных представителей, их постоянные коми­теты и местные народные правительства). Помимо общих функций мест­ных органов государственной власти и управления конституция наделя­ет органы автономных образований еще и дополнительными полномо­чиями. Она устанавливает, что органы автономных образований на осно­ве государственных планов самостоятельно, с учетом местных условий ведут экономическое строительство, упорядочивают систему обществен­ных отношений, обеспечивают рациональное использование природных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке местных природных ресурсов. Органы самоуправления самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами, причем Государственный совет устанавливает для них преимущества при финансировании поступлений и расходов.

Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или отменять их, но с разрешения вышестоящих государственных орга­нов. Органы самоуправления автономий ведают делами образования, науки, культуры, имеют право внешнеэкономической деятельности. В судопроизводстве используется местный язык, он употребляется в шко­лах, издаются газеты на местных языках.

В связи с принципом преимущественного развития национальных меньшинств в Китае проводится так называемая коренизация кадров в автономиях: законодательство предоставляет определенные преимуще­ства для занятия государственных должностей лицам местных нацио­нальностей, а также лицам, проживающим в автономных районах, хоро­шо знающим язык и быт местного населения. Выше говорилось также о преимуществах для национальных меньшинств при формировании пред­ставительных органов.

Наряду с автономными образованиями в Китае существуют также так называемые национальные волости, не являющиеся формой автономии. Они не пользуются дополнительными полномочиями автономных обра­зований. Это районы расселения сравнительно мелких народностей, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения.

 

18. 9. Местные органы государственной власти, государственного управления и общественного самоуправления

Местные органы государственной власти и государственного управления. В Китае 23 провинции, 5 автономных районов, 3 город; центрального подчинения. Провинции делятся на автономные округа уезды и автономные уезды, уезды — на волости и национальные волости Правовое положение местных органов государственной власти и государственного управления регулируется законом об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств различных ступеней (в редакции 1995 г.). Местными органами государ­ственной власти в Китае являются собрания народных представите­лей административно-территориальных единиц и постоянные комите­ты этих собраний. Это не органы самоуправления, а органы государст­венной власти. Считается, что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи. Как отмечалось, низшее звено собраний народных представителей избирается непосредственно гражданами, остальные звенья — нижестоящими собраниями народных представите лей. Срок полномочий собраний народных представителей поселков, волостей, национальных волостей — 3 года, уездов, городских районов крупных городов и небольших городов без районного деления, провин­ций — 5 лет (в отношении уездов и городов этот срок установлен с 1993 г.). Депутаты не порывают с прежней работой, выполняют депутат­ские обязанности на общественных началах и имеют императивный ман­дат: они могут быть досрочно отозваны избирателями — гражданами или избравшими их собраниями народных представителей.

Полномочия собраний народных представителей определяются в со­ответствии с социалистической концепцией советов и их иерархией. Собрания народных представителей обеспечивают исполнение на своей территории конституции, законов, политических установок, указов, по­становлений вышестоящих местных органов государственной власти (все собрания народных представителей рассматриваются как состав­ляющие единую иерархическую систему). Они принимают местные на­роднохозяйственные планы, бюджет, отчет о его исполнении, отменяют и изменяют постановления местного народного правительства соответ­ствующей ступени, создают другие местные государственные органы, обеспечивают охрану социалистической собственности и законной част­ной собственности граждан, защищают права и свободы граждан, обес­печивают общественный порядок, равенство мужчины и женщины в по­литических и гражданских правах, права национальных меньшинств, самостоятельность коллективных организаций в деревне.

Очередные сессии собраний народных представителей проводятся редко: по закону не реже раза в год, внеочередные сессии могут быть созваны по требованию 1 /5 части депутатов.

Между сессиями многие полномочия собраний народных представи­телей выполняют избираемые ими постоянные комитеты. Они созда­ются во всех административно-территориальных единицах, кроме низо­вых (волости, поселки), где обычно избираются лишь председатель и секретарь собрания народных представителей. Постоянные комитеты — тоже местные органы государственной власти, но подчиненные собрани­ям народных представителей. Они состоят из председателя, его замести­теля, секретаря и членов. Постоянные комитеты проводят выборы в вышестоящие собрания народных представителей, решают вопросы по­литической, экономической, культурной жизни, просвещения, туризма, имеют право вносить частичные изменения в планы развития народного хозяйства территории, контролируют работу местных правительств, на­родных судов и народной прокуратуры соответствующей ступени, отме­няют решения нижестоящих собраний народных представителей; они принимают решения по кадровым вопросам, присваивают местные почетные звания.

Заседания постоянных комитетов местных собраний народных представителей должны созываться не реже одного раза в 2 месяца. Текущую работу постоянного комитета осуществляет совет председателя постоянного комитета, состоящий из председателя и его заместителя (заместителей).

Местные органы государственного управления общей компетенции. Исполнительными органами местных собраний народных представителей являются местные народные правительства, действующие н, основе двойного подчинения: своему собранию народных представите лей (и его постоянному комитету между сессиями собрания), а также вышестоящему местному народному правительству. Местные народные правительства избираются собраниями народных представителей. Все они находятся под единым руководством Государственного совета, обра­зуя единую вертикаль. Местные народные правительства выполняют ре­шения собраний народных представителей и их постоянных комитетов постановления и распоряжения вышестоящих административных органов, выполняют местные планы развития народного хозяйства. Для решения конкретных задач в них создаются отделы и управления, имеете; штатный аппарат государственных служащих.

С согласия народных правительств провинций народные правительства уездов и автономных уездов могут образовывать районы, не являющиеся административно-территориальными единицами, и создавать районные управы — промежуточное звено между уездными и нижестоящи­ми органами, а в городах без районного деления — квартальные канце­лярии — промежуточное звено между городской администрацией и ко­митетами городского населения (самодеятельными организациями). Е районах и городских кварталах собрания народных представителей не избираются.

Общественное самоуправление. В соответствии с конституцией КНР по месту жительства создаются комитеты городского населения и комитеты сельского населения. Это низовые массовые организации самоуправления («самодеятельные организации»), с помощью которых население осуществляет «самоуправление, самовоспитание и самооб­служивание». Они охватывают территорию, где проживают 100— 200 семей. Комитеты состоят из председателя, заместителя, 3—7 чле­нов, которые работают на общественных началах. Они избираются жите­лями деревни или городского квартала путем прямых выборов сроком на 3 года (ранее составлялись из старост групп населения сроком на один год). Право избирать и быть избранными в комитеты имеют граждане, достигшие 18 лет. Комитеты населения решают местные дела своей территории, рассматривают мелкие гражданские споры, информируют местное народное правительство о предложениях населения, пропаган­дируют конституцию, законы, государственную политику, воспитывают граждан в духе соблюдения законов и заботы об общественной собствен­ности, осуществляют мероприятия по строительству социалистической духовной культуры.

Комитеты населения занимаются и административной деятельнос­тью: по указаниям волостных (городских) правительств выполняют функции управления, участвуют в охране общественного порядка, ведут набор в армию, закупку зерна, осуществляют меры по планированию деторождения, принимают необходимые меры в случае стихийных бедст­вий. В качестве административного органа они образуют примиритель­ные комиссии, комиссии по охране общественного порядка, по здравоо­хранению и др.

Комитеты собирают средства у населения на необходимые расходы или получают эти средства от различных организаций. На содержание самих комитетов (канцелярия и др.) средства выделяют местные народ­ные правительства.

 

 

Тема 19. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЯПОНИИ

 

Япония (в официальном названии государства нет упоминания об империи) по размерам территории приблизительно равна Германии, но в ней проживает в полтора раза больше населения — около 125 млн. чело­век. Это высокоразвитая страна. Она занимает третье место в мире по объему ВВП (после США и Китая) и шестое — по доле ВВП на душу населения (наряду со Швейцарией и Люксембургом).

В отличие от западных обществ, где право рассматривается прежде всего как средство урегулирования конфликтов, в Японии, как и во мно­гих других восточных обществах, несмотря на высокий уровень развития страны, в основе общественного регулирования, в том числе правового, лежит стремление избежать конфликтов. Управление государством во многом определяется системой традиционных ценностей и обязательств (например, «добро» «сверху» предоставляется за определенные обязан­ности «внизу»).

 

19. 1. Конституция Японии

Подготовка и принятие конституции. Первоначальный проект конституции Японии был подготовлен правительством Японии при учас­тии группы советников в 1946 г., вскоре после поражения Японии во второй мировой войне. Он сохранил многие положения первой, консер­вативной конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императора и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в парламент, н,о вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Дальневосточной комиссии, созданной странами-по­бедительницами. В результате проект был фактически отозван и по на­стояниям Дальневосточной комиссии правительство представило в пар­ламент новый текст, разработанный, по существу, в штабе американских оккупационных войск. При подготовке второго проекта были использова­ны некоторые принципы англосаксонского права, новые моменты разви­тия конституционного права в мире (например, положения о социально-экономических правах граждан), а также частный проект конституции, подготовленный группой японских авторов на базе Веймарской консти­туции Германии 1919г.

Второй проект, преодолев сопротивление реакционных кругов, был принят парламентом осенью 1946 г. и, получив одобрение Дальневос­точной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.

Основные положения конституции. Конституция Японии — не­большая по объему: она состоит из 103 кратких статей. В отличие от конституции 1889 г. она провозглашает принцип народного суверените­та. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Высшим же органом государства и единственным законодательным органом про­возглашен парламент. В конституции говорится о некоторых общих цен­ностях человечества, о необходимости следовать всеобщим принципам политической морали, о том, что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и игнорировать интересы других.

При создании конституции Японии был учтен печальный опыт воен­ного разгрома страны, осуществленного с применением Соединенными Штатами ядерного оружия: конституция содержит принципиальные антивоенные положения. В ней говорится, что японский народ преис­полнен решимости не допустить ужасов новой войны в результате дейст­вий правительств. В конституции есть специальная глава «Отказ от войны», содержащая одну статью (ст. 9), которую неоднократно, но без­успешно пытались ревизовать японские реакционные круги. Она уста­навливает, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров. С этой целью, гласит конституция, никогда не будут создаваться сухопут­ные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии имеется Корпус обороны — по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1 % госу­дарственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц.

Японская конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Наряду с традиционными личными правами, положениями об упразднении привилегированных сословий (княжества, пэрства и др.), содержащимся в ней перечнем традиционных политических прав (свобо­да слова,' объединения и др.) конституция закрепляет некоторые соци­ально-экономические права (на труд, образование и др.).

Конституция устанавливает систему органов государства и их отно­шения, характерные для конституционной монархии. По форме терри­ториально-политического устройства Япония является унитарным государством с широкой местной автономией административно-территори­альных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократический государственный режим.

Изменение конституции. Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вто­рично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшим­ся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились.

Конституционный контроль. Окончательное решение по вопросу о неконституционности нормативного акта (закона, указа, административ­ного акта) в Японии, как и в США, принимает Верховный суд. Однако в отличие от США вопрос о конституционности обсуждается и решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. В Японии подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда. Этот суд в Японии консервативен и очень редко признает нормативные акты неконституционными: за весь период его деятельности неконститу­ционным признано лишь одно положение закона.

 

19. 2. Основы правового статуса личности

 

Основы правового статуса личности закреплены в главе конституции, которая называется «Права и обязанности народа». Ее положения исхо­дят из концепции прирожденных, естественных прав человека, эти права рассматриваются конституцией как «вечные, нерушимые права, принад­лежащие настоящему и будущим поколениям». Однако, с другой сторо­ны, на регулировании правового статуса личности отразилась и концеп­ция «предоставленных прав». В конституции говорится, что перечислен­ные в ней права предоставляются и гарантируются. Наконец, осущест­вление прав и свобод личности конституция связывает с ролью общест­ва, с деятельностью народа. Говорится, что свободы и права должны поддерживаться постоянными усилиями народа, что народ (а не только личность) должен воздерживаться от злоупотребления правами и свобо­дами и несет полную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния.

Конституция придает большое значение принципу равноправия граждан, преодолевая прежние традиции японского общества. В ней говорится о равноправии перед законом, о недопустимости дискрими­нации по какой-либо причине и привилегий (особо оговаривается, что любые награды действуют только при жизни данного лица), запрещается рабство, принудительный труд (кроме наказания за преступление), про­возглашается равноправие полов. Как отмечалось, ликвидируются дво­рянские титулы.

Среди социально-экономических прав конституция называет право собственности, которая не должна противоречить общественному благо­состоянию (допускается национализация частной собственности в пуб­личных интересах за справедливую компенсацию), право на труд, «право трудящихся» на создание своих организаций (имеются в виду прежде всего профсоюзы), на коллективные переговоры и применение коллек­тивных действий (в частности, забастовок), равное право на образование в соответствии со своими способностями (обязательное обучение детей бесплатно), причем государство и его органы должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельности.

Наряду с традиционными политическими правами (избирательное право, право на объединение, свобода собраний, слова, печати и иных форм выражения мнений и др.) конституция говорит о других политичес­ких правах: о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует, в частности, определенный порядок отзыва избирателями глав админи­страций местных административно-территориальных единиц), о праве обращаться с мирными петициями, о возмещении ущерба, смещении публичных должностных лиц, о введении, исправлении, отмене законов.

Конституция гарантирует личные свободы: право на жизнь, свободу и стремление к счастью, что является, как сказано в ней, главным пред­метом заботы государства; право на возмещение убытков от незаконных действий государства и должностных лиц; право на свободу совести (ни­какие религиозные организации не должны получать привилегии от госу­дарства и пользоваться политической властью), неприкосновенность личности (арест возможен на месте преступления или на основании приказа компетентных работников органов юстиции; при задержании задержанному в открытом суде в присутствии адвоката должны быть немедленно сообщены основания задержания), право на неприкосновен­ность жилища, документов и имущества (обыски и выемки возможны только на основании приказа компетентных юридических органов); сво­боду выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон и существовать при условии сотрудничества и равноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства.

Конституция содержит положения об обязанностях народа и инди­видов. Говорится об обязанности японского народа воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, об обязанности населения пла­тить налоги и трудиться.

 

 

19. 3. Основы правового статуса общественных объединений

В соответствии с конституционным правом на объединение в Японии существует множество различных организаций: профессиональных, мо­лодежных, женских и других, которые зачастую примыкают к определен­ным партиям и ориентируются на них. Очень много в Японии политичес­ких партий, которые исчезают и воссоздаются вновь. Поскольку закон дает возможность любому лицу, выдвигающему свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией (бы­вали случаи во время избирательных кампаний, когда «партия» состояла из мужа и жены), во время выборов возникают десятки тысяч партий, особенно местных. Всего в Японии зарегистрировано 10 тыс. партий, но подавляющее большинство действует только на местном уровне, в тех или иных административно-территориальных единицах. На общенацио­нальном уровне значительным влиянием пользуются лишь несколько партий.

Длительное время (почти сорок лет) в Японии существовала много­партийная система с одной доминирующей Либерально-демократичес­кой партией. Она неизменно получала большинство голосов в нижней палате парламента и формировала правительство. Другие партии (вклю­чая одно время и Коммунистическую) были довольно широко представ­лены в парламенте, но в правительстве не участвовали. После того как ЛДП потерпела поражение на выборах 1993 г., в Японии вслед за рядом парламентских кризисов с частой отставкой правительств стала форми­роваться многопартийная система, на базе которой создается коалицион­ное правительство (один из составов правительства включал представи­телей семи партий). В настоящее время правительство сформировано из представителей ЛДП, Социал-демократической партии (существовав­шей ранее под названием Социалистической партии и бывшей постоян­ным противником либерал-демократов) и небольшой партии Сакигакэ («Предвестник»). После выборов в парламент 1996 г. правительство со­здано на базе этих же партий, но позиции ЛДП в нем упрочились.

Либерально-демократическая партия (около 3 млн. членов) — пар­тия, стоящая на консервативных позициях, но ближе к центру. Она тесно связана с крупным бизнесом (ее лидеры, премьер-министры, неоднократ­но уличались в незаконном получении крупных средств от монополий и в простом взяточничестве), с высшими чиновниками; ее поддерживают средние предприниматели, значительная часть крестьян; есть в ней и рабочие. Партия неоднородна по своим политическим установкам, в ней всегда существовали и существуют различные фракции. Лидер (предсе­датель) партии избирается на съезде, но на деле занимает свой пост в результате согласования позиций руководителей фракций. Он пользует­ся большими правами, но может занимать свой пост только в течение двух лет. Партия выступает за либерализацию экономики, ограничение государственного вмешательства и государственных расходов на соци­альные нужды.

Социал-демократическая партия Японии (до 1991 г. — Социалисти­ческая) насчитывает лишь приблизительно 70 тыс. членов, но является второй по влиянию партией в стране. Ее основной лозунг — демократи­ческий социализм, но при изменении названия и принятии новой про­граммы в 1996 г. партия пересмотрела прежние установки с более пра­вых позиций. Она опирается прежде всего на часть профсоюзов, в ее состав входят значительная часть рабочих, крестьяне и интеллигенция, средние и мелкие предприниматели.

Третья партия в правительственной коалиции — Сакигакэ («Пред­вестник») — это малочисленная консервативная партия, представляю­щая собой группу членов ЛДП, вышедшую из нее в результате фракцион­ной борьбы.

Влиятельную силу, имеющую свои организации во всех префектурах (высшем звене административно-территориального деления), представ­ляет Коммунистическая партия Японии (более 400 тыс. членов). Несмот­ря на свое название, она не является марксистско-ленинской партией, только отдельные пункты ее программы связаны с этим учением. В пос­ледние годы численный состав и влияние этой партии уменьшаются.

Партия демократического социализма — вышедшая из Социалисти­ческой партии правая группировка, но по многим вопросам продолжаю­щая сотрудничать с ней (в настоящее время — с Социал-демократи­ческой партией). Она опирается на одно из крыльев Японской конфе­дерации профсоюзов — на Всеяпонскую конфедерацию труда, на мел­ких городских бизнесменов; в партии состоят также рабочие, интелли­генция.

Партия чистой политики (Комэйто) насчитывает около 190 тыс. чле­нов. Она провозглашает идею построения гуманного социализма на базе «буддийской демократии», составными элементами которой явля­ются сдержанность, постоянство и гармония. В условиях парламентских кризисов 90-х годов возникли три влиятельные, но неустойчивые партии: Новая партия Японии, Партия новых рубежей. Партия обновления Японии.

Как и во многих других странах, в Японии существуют три вида пред­принимательских союзов, защищающих интересы предпринимателей. Федерация экономических организаций Японии (более 100 предприни­мательских объединений) прежде всего формулирует стратегические требования к экономической политике правительства, Японская торго­во-промышленная палата (включает около 500 региональных торгово-промышленных палат) занимается текущими делами своих членов, выда­ет удостоверения о происхождении товаров, выполняет некоторые дру­гие функции административного характера, касающиеся предпринима­телей, в соответствии с законодательством. Японская федерация нанима­тельских организаций выступает как сторона, представляющая предпри­нимателей в отношениях с профсоюзами.

Японские организации предпринимателей тесно связаны с верхуш­кой Либерально-демократической партии. Эта связь установилась, когда партия бессменно стояла у власти. Есть она и теперь, тем более что эта партия играет ведущую роль в коалиции. Предпринимательские органи­зации тесно связаны с бюрократическим аппаратом (в Японии, пожалуй, один из наиболее разветвленных и сильных бюрократических аппаратов по управлению государством); их члены участвуют в различных и много­численных консультативных советах при правительстве и министерст­вах. Организации предпринимателей и сами активно устанавливают такие связи, создавая большое число специализированных комитетов (по вопросам экономического законодательства, промышленности, торговли и др.), которые сотрудничают с государственными чиновниками.

Социально-экономической организацией рабочих и служащих явля­ются профсоюзы, в которых состоит приблизительно лишь пятая часть всех работающих. После самороспуска и слияния некоторых организа­ций в Японии существуют три профсоюзных центра. Наиболее крупным из них является Японская конфедерация профсоюзов (Сиренго), объеди­няющая около 80% всех членов профсоюзов (9 млн.). Она поддерживает связи и с ЛДП, и с Социал-демократической партией. Национальная федерация профсоюзов Японии (более 16% членов профсоюзов) ориен­тируется на Компартию Японии. Третьим профцентром является Нацио­нальный совет связи профсоюзов (менее 4% всех членов профсоюзов). Законодательство устанавливает регистрацию профсоюзов, запрещает им выдвижение политических требований, но организация экономичес­ких забастовок свободна. Стихийных забастовок в Японии почти не бы­вает, они носят регулярный и организованный характер «весеннего» и «осеннего наступления», когда профсоюзы выдвигают экономические требования.

Большое влияние на общественное мнение оказывает пресса. В Япо­нии издается 104 ежедневные газеты, выходят многие другие периоди­ческие издания, существуют три крупных информационных агентства (Киодо цусин, Дзидзи цусин, Джапан пресс сервис). Действует законода­тельство о средствах массовой информации, аналогичное законодатель­ству других стран с демократическим режимом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.