Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ill период обучения




На этом этапе уделяется внимание:

— переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;

— преобразованию буквенной модели слова в другую буквенную

модель.

В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети вначале раскладывают «товары» («продукты», школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах: синей — у Тома или зеленой — у Тима в зависимости от того, есть ли в их названии мягкие согласные звуки. Потом задание усложняется: детям нужно уточнить, в какой части слова слышен мягкий согласный звук. «Товары» можно было разложить и на витринах братцев-гласных, опираясь на ударные гласные звуки в названии предметов.

Поделив «товары», дети расставляют их на ступеньках выбранной витрины в зависимости от количества слогов в названии предмета. Затем готовятся «этикетки»: трехцветные звуковые схемы слов или, позже, их буквенные модели. Те же «этикетки» могут потом стать «чеками», ориентируясь на которые, дети выбирают покупку, придерживаясь определенной последовательности: вначале уточняют, нет ли в звуковой схеме зеленой фишки (т.е. мягкого согласного звука) и подходят к витрине Тома или Тима; затем выясняют, сколько частей в слове (сколько гласных звуков, т.е. красных фишек в схеме); и только после этого пытаются подобрать к готовой звуковой схеме подходящие слова — названия предметов, которые представлены на данной ступеньке данной витрины.

Подбирать слова к готовым звуковым схемам мы учим детей, играя с ними в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Зоопарк», «Школа» и др.

Постепенно дети переходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.

 

Перед игрой «Звуковое лото» (у детей на индивидуальных таблицах по пять-шесть предметных картинок, у логопеда — отдельные звуковые схемы слов) нужно уточнить, у кого в словах (названиях картинок) есть твердые согласные, мягкие согласные, в каком слове первый (последний) звук — гласный (согласный), два согласных звука стоят рядом и т.д.

Играя в игры «Кого я позвала издалека (слышно только голосовые звуки!)»; «Позови издалека одного из гостей, а мы угадаем: кого» и др., дети начинают понимать слогообразующую функцию гласных звуков, все реже путают звуки и слоги.

Строя звуковые домики для гостей, мы просим детей ставить в окошки сначала гласные буквы, а затем уточняем, какие согласные звуки живут с данным гласным звуком в первом, втором слогах, какой гласный звук и, следовательно, его слог — ударный в слове.

В игре «Живые звуки (буквы)» мы составляем слова. Затем в игре «Прошагай слово» мы делим более сложные слова на слоги. И наконец, дети придумывают с этими словами разные предложения, которые мы записываем в тетрадь. После физкультурной паузы мы уточняем, сколько слов в каждом из предложений, какие слова состоят из одного, двух, трех слогов, какое слово самое короткое, сколько в нем звуков. Самые простые слова из предложений мы составляем из букв, а затем дети преобразовывают готовую буквенную модель в другую.

Надежность метода обучения звуковому анализу и слитному чтению проявляется в работе с разными детьми: как с фонетико-фонематическим недоразвитием, так и с общим недоразвитием речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.