Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Довгаль Н. В. ,




Логопедические игры в песочной стране

Конспект итогового занятия с детьми с ФФНР в старшей логопедической группе

На занятии уточняются качественные характеристики звуков; дети упражняются в звуковом анализе слов.

Для работы потребуется: Том, Тим, братцы-гласные, гости-игрушки с простыми названиями, кубики трех цветов с прозрачными окошками, буквы трех цветов в красной, синей и зеленой коробочках без колокольчиков, синей и зеленой с колокольчиками, колокольчики на четырех столах.

1. Логопед приветствует детей в городе «Звукоречье».

2. Дети садятся за отдельные столики и знакомятся со своими

гостями, четко произнося имя каждого и выделяя с первого по пятый звуки.

3. Логопед предлагает построить звуковые домики для гостей

из кубиков трех цветов, уточняя, какие звуки следует обозначать красными кубиками (гласные), синими (твердые согласные) и зелеными (мягкие согласные).

4. Дети считают, сколько гласных, твердых согласных, мягких согласных звуков в именах гостей.

5. Дети берут кубики нужного цвета и в нужном количестве: у

Тома (синие), у Тима (зеленые) и у братцев-гласных (красные) и

строят звуковые домики (схемы) для своих гостей.

6. Логопед вместе с детьми проверяет: всем ли звукам хватает

места (окошек) в их звуковых домиках, соответствует ли цвет окошка качественной характеристике звука. («Какого цвета первый кубик в твоем домике?»; «Какой первый звук в имени гостя?»)

7. Физкультурная пауза. На четырех из восьми столов прикреплены звоночки, обозначающие звонкие согласные звуки. Логопед уточняет, кто из детей будет выделять глухие согласные звуки, а кто

— твердые (у кого на столах звоночки?). Дети прячутся за стульчики. Логопед четко и медленно произносит согласные звуки, а дети встают и высоко поднимают руки, услышав свой звук.

8. Логопед предлагает детям вставить портреты звуков (знакомые буквы) в окошки звуковых домиков. Необходимо уточнить, какая коробочка содержит портреты звуков:

— красная (гласные);

— синяя (твердые глухие согласные);

— синяя с колокольчиком (твердые звонкие согласные);

— зеленая (мягкие глухие согласные);

— зеленая с колокольчиком (мягкие звонкие согласные).

9. Логопед предлагает детям взять нужные буквы из коробочек и назвать, какой именно звук обозначает данная буква.

10. Дети вкладывают знакомые буквы в окошки своих домиков и читают полученное слово, проверяя, правильно ли составлены имена их гостей.

11. Логопед оценивает труд детей и благодарит их за звуковые домики от имени гостей.

 

 

учитель-логопед, пос. Белый Яр Тюменской обл.

Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут веселые, журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминаешь свое детство: с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей! Первое, что запоминается из подаренных игрушек, — это кукла, ведерко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие «вкусности»! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Ставят их для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Это, конечно, очень важно, особенно в наших условиях, — приравненных к условиям Крайнего Севера, когда дворы занесены снегом в течение семи месяцев. Но мы хотим рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.

Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое— мягкое», «гладкое — острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

 

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинке-вич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

— поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

— «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

— «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?

Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:

— выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

— выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:

— закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

— развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами

ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О»

в «Я» и т.д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами — трехсложные.

Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.

Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

— у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

— обучающиеся чувствуют себя более успешными;

— на занятиях нет места монотонности и скуке;

— у первоклассников более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.