Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки произношения фонем к-кь, г-гь, х-хь, й, способы их устранения




33.

Сила голоса или громкость- измер-ся в децебелах, зависит от 2-х факторов: от силы смыкания голос складок и от силы проходящей возд струи. Тембр голоса-связыв-ют тембр голоса с особенн-ми звукопроиз-ия, со строением арт ап-та. Какие резонаторы полости сущ-ют. Учел-а 2 резонатора. 1-ый верхний –головной-составляют полые полости, кот располаг-ся над гортанью(надставная трубка, глотка.,рот пол, носоглотка, носов пол)-голос резкий, неочень приятный 2-ой нижний (грудной)-альвеолы, бронхи, трохея, пустоты брюшной полости, пищевод, звучание мягкое, приятное. Диапозон голоса

Этапы развития голоса: 1. Дошкольный от 0 до 6-7 лет- голос младенца 1-1,5 г, хар-ся слабостью резкий т к резонатор. Звучание голоса фальцетное, диапозон узкий 1-2 ноты. 2Домутационный с 6-7, 12-13 л сила голоса повыш-ся, резонатор головной, звучвн-е высокое, диапозондо 5-6 тонов, голос приобрет-т возм-ть пения. 3. Мутационный 11-13 12-14, мутация девочек и мальчиков происх-т по разному, у девочек длися1-2 года, область гортани увелич-ся незначит-о, у мальч-в мутация проис-т бурно (3-6 мес)-на начальн стадии появ-ся покраснение голос складок, при острой мутации покраснен-е распростр-ся с голос склад на слизистую гортани, у мальч м б срывы голоса из-за несмыкания голос склад, скопление слизи на голос склад есть желание откашлится, срывы происх-т из-за рассогласов-я деят-ти дыхат-го и голосового ап-та, возм-ы хрипы, что харак-но для произн-я заднеязычных к, г, х

 

 

Недост-ки произ-ия звк-к носят назван-ие-каппацизмы, г-г-гаммацизма, х-х-хитизма. Недостат произ-ия зв-а й-йотоцизм. Когда происх замена этих зв-ов другими назыв-ся паракаппац, парахитизм, парагаммациз. Арт-ия зв-а к –положен губ завис от следующ-го гласного м-у верхн и нижн резцами сохран-ся некотор-е расст-ие, коч яз-а опущен и оттдален от нижн зубов. А задн часть спин6 яз-а смыкается с небом. В момент произнес-ия смычка м-у языком и небом взрывается, освобождая путь воздуху, которых с характерным шумом выры-ся наружу. Мягк небо подним-ся и закрыв-ет проход в нос, голос склад разомкнуты. Звук г отлич-ся от зв к лишь смыканием и вибрацией голос склад. Арт зв х, отлич-ся от к-, что спин яз-ка не полностью смык-ся с небом, оставляя по средн линии щель. Проходя ч-з кот струя выдых-го возд-ха вызыв-ет шум, присущей фонеме х. Мягкие звуки к, г, х отлич-ся от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и небом, вперед, к средней части тверд неба. Встреч-ся три основных вида каппацизма. Особенность первого вида сост в том, что вместо зв к.Особенность первого вида сост в том, что вместо зв к слышится характ-ый негромкий гортанный щелчок. Он возник-ет в рез-те того, что голос скл плотно смык-ся, действием дыхат-ых мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голос щель. Ко второму виду относ-ся паракаппацизм в виде замены зв к на звук т. (тапуста, рета, паут). В третьем случае взрывн звук к замен-ся фрикативным х (хапуста, реха, паух), что опять таки характеризует дефект паракаппацизм. Аномалией в строении речев апп-та, предрасполагающ к возникн-ю каппацизма. Является неправильная форм тверд неба. Когда оно оказыв слишком узким и высок. Исправление каппацизма. Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, использ механическ способ постановки к от т, реб произнос слоги та-та-та. Повторному произнес-ию тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спин яз-а и удержив-ие ее за нижн резцами. При таких условиях вместо та получается тя.. далее несколько глубже нажимать на язык, в рез-те чего вместо та, получ –ся тя. Далее упр-ие продел-ся при более глубоком нажиме на язык, в рез-те чего вместо та должно получ-ся кя, шпател продвиг-ся еще глубже и получ-ся чистый к.Проводя упр-я на закрепл-ие зв к в слогах, словах, логоп д следить, чтобы перд гласными передн ряда смычка языка с небом перемещалась вперед. Недостатки произнош зв х могут прояв-ся либо в нарушен нормальн-го его звуч-ия(хитизм), либо в замене его зв к (парахитизм). Если хитизм обычно слышится гортанный шум, кот возник-ет вслед того, что выдыхаем воздух встреч-ет на своем пути щель, образуемую не языком и небом, а сближенными голос склад-ми(такой звук свойственнен украинскому яз-у. Исправление хитизма и парахитизма- попытаться получить правильное произн-ие х из звука к и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом д б нечто вроде кх., далее надо отделиться эти буквы. После постановка х на с механич способом, реб долж произнесим слог са, протягивая согл -ссса, тутже нажим шпателем на передн часть спин яз-а и удерживание ее за нижн резцы, вместо са получ-ся ся и ща, дальнейш продвиж-ие шпателя в глубь рта и получ-ся са в хя, при более глубоком нажите получ-ся ха.

Недостатки произнош-ия звука г Вместо г слышится гортанный щелчок, в других- южнорусский г, в третьих-гортанный (украинский звук г). Чаще у дошкольн встреч-ся парагаммацизм в виде замены г на д (дуси, рода). Если реб прав-но произнос-т звук к, то первая попытка устранения гаммацизма д б в показе и объяснении отличия зв г от его глухой пары. При этом полезно прило руку реб-а к шеи и дать возм-ть ощутить вибрацию. Кот возник-ет под давлением возд-ха. Можно взять пары слогов (афа-аваж. Аса-аза, аша-ажа, апа-аба, ата-ада). Если эти способы не ведут к цели, то н использ механическ способ постан-ка зв г от д. Слог да преобраз-ся в слог дя (1 этап), затем в гя (2 этап). И в га(3 этап). За постановкой зв г нужно его закреплять в слогах, словах, фразах, в слуаях пагаммацизмов (г на д), должны быть направлены как на закрепл-е звука. Так и на дифференц-ю с прежнем заменителем.

Недостатки проихношения звука й. Встреч-ся в больш-ве у дошк-ов и сост-т в замене на мягкий л (ляблоко, обезляна, трамваль). Исправление недостатка в простых случаях м б временная замена зв й на зв и, реб предлаг-ся произнести сочетания типа (иа, аиа, ио, аи, ои). Также произно слова (иаблоко, иожик. Играи). Затем трудные слова (маиак, смеи отся). Затем самые трудный (обезиана). Постеп-о длит-ть гласн-й и сокращ-ся. Если этот прием не приведет к цели, то м ставить зв й от з, реб долж произнести за нажим-ют шпателем на передн часть яз-а, в рез-те получ-ся нечто среднее м-у з,а и ж,а. Затем шпателем продвиг неск-о глубже, пока не слыш-ся четкое й.

 

57.

Дисграфия. Психофиз стр-ра письма. Д, ее сущность и симптоматика. Классиф д. Мет-ка лог работы.

Психофизиологическая структура процесса письма.

Дисграфия — это частичное специфическое наруше­ние процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществ­ляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

У взрослого письмо является целе­направленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом.

Классификация дисграфии.

О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустичес­кую, оптическую, моторную.

Наиболее обоснованной является классификация дисгра­фии, в основе которой лежит несформированность определен­ных операций процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифферен­циации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит от­ражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в за­менах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. 2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распозна­вания (дифференциации фонем)— это акустическая дисграфия.

 

14.

Сосременная теория лог о дислалиях. Анализ и классиф д. Проблемы диагн-ки.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при норм слухе и сохр иннервации реч аппарата.

В наст вр термин «д» приобрел междунар хар-р, хотя его сод-е, а также виды нар, опред-ых им, не всегда совпадают. Эти несовпад-я связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нар-й: анатомо-физиол-е, психологические или ленгвистич-е.

Среди нар произносительной стороны речи наиб распростр явл избирательные нар-я в ее звуковом (фонемном) оформлении при норм функц-ии всех остальных операций высказ-я.

Эти нар проявл в дефектах воспроизвед-я звуков речи: искаженном их произнесении, замена одних звуков другими, смешение звуков и – реже – их пропусках.

Перечисленные виды нар: замены, смешения и искажения зв – в традиционной лог рассматр как рядоположные. В совр лог исслед-ях, опирающихся на пол ленгвистики, они подразд на 2 разноуровневые категории. Замены и смешения зв классифицир-я как фонологические (Рау) или фонематические (Левина), дефекты при кот нарушена сист языка. Искаж-я зв классиф-я как антропофонические (Рау) или фонетические, дефекты, при кот нар-на произносит-я норма речи. Такое разделение углубляет представление о стр-ре реч дефекта и напр-ет вн на поиск адекв методов их преод-я.

На совр этапе разв лог квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии важным явл выдел-е таких признаков нар, кот существенны для самого лог возд-я, т.е. учет того, каким явл дефект, фонематическим или фонетическим.

Анализ и классиф-я д.

Выделяют 2 основные формы д.: функциональную и механическую. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной д. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, говорят о механической дислалии.

Функциональная д. К ней относятся дефекты вос­произведения звуков речи (фонем) при отсутствии органичес­ких нарушений в строении артикуляционного аппарата.

При функциональной дислалии нет каких-либо органи­ческих нарушений центральной нервной системы, препят­ствующих осуществлению движений. 1.Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуля­ционные образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывает­ся не полной, так как не все необходимые для речи слуход­вигательные образования (звуки) сформировались. 2. В других случаях у ребенка оказываются сформированны­ми все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор зву­ков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит назва­ние смешения или взаимозамены звуков (фонем). 3. Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизве­дения звуков в силу неправильно сформированных отдель­ных артикуляторных позиций. Это явление называется искажением звуков.

В литературе принято деле­ние дислалии на две формы в зависимости от того, какие пси­хофизиологические механизмы, участвующие в осуществле­нии речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию.

С учетом того, каким явля­ется дефект, фонематическим или фонетическим, выделяются формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся де­фекты звукового оформления речи, обусловленные избиратель­ной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопо­ставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи про­исходит уподобление одной фонемы другой на основе общнос­ти большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»).

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностыо опе­раций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артику­ляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вслед­ствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Этo приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществ­ляются на основе артикуляционной близости звуков.

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обус­ловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушени­ем операций отбора фонем по их артикуляторным призна­кам.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловлен­ные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно. Чаще всего непра­вильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.